"Народ мой" №9 (206) 16.05.1999

 Интервью с еврейскими активистами

ДОМ ГДЕ ВСЕГДА ТЕПЛО

   Недавно я зашел в магазин “Старые вещи”. Чего только не увидел на полках и в витринах этого магазина. И бывшие в употреблении сервизы, и всевозможные вазы, и разная бижутерия, и готовальни, и самовары, и многое, многое другое. На одной из полок среди старых вещей скромно, почти незаметно, стоял небольшого размера кувшин, отдаленно напоминавший античную амфору. Я взял его в руки, погладил и мне показалось, что я прикоснулся к чему-то живому. Его линии, переходы поверхностей были плавны и округлы, его тело как бы дышало. Посмотрев на донышко я увидел надпись “Еврейский центр искусств и ремесел “Новая жизнь”. Ручная работа”. Каково же было мое удивление, когда придя в редакцию, услышал: “Надо бы взять интервью у директора Еврейского центра искусств и ремесел Георгия Лернера”. И я пошел на Гатчинскую улицу в дом №22, третья парадная, первый этаж.
   В глубине парадной под лестничным маршем небольшая дверца из “потемневшего дуба” или некрашеного железа. Но на четырех углах на ней не были вырезаны смеющиеся рожицы, а посредине пляшущий человечек с длинным носом. Я толкнул дверцу. За ее порогом меня встретил Георгий Лернер.
   Я вошел в большую комнату и взгляд не мог остановиться, перескакивая с одной стены на другую.
   Приходилось ли вам бывать в мастерских художников? Приходилось ли вам бывать в мастерских   кукольного театра? Не приходилось? Тогда приходите в Центр. Глядя на эту красочную пестроту изделий, рисунков, на этот радующий глаз художественный беспорядок, спрашиваешь себя, зачем выдумывать миры, если они вокруг нас.

   - Вы возглавляете Еврейский центр искусств и ремесел. Каковы задачи Центра? Что такое Еврейское искусство и ремесла в наше время?
   - Центр открылся в октябре 1995 года. Основная задача, которую мы ставим перед собой, - возрождение прикладного искусства. Всю жизнь - от рождения до погребения, в будни и праздники, дома и в синагоге - каждого еврея сопровождали красивые вещи. Поэтому Центр преследует несколько целей. Во-первых, изготовленные в наших студиях вещи будут служить людям, напоминая их владельцам, что еврейская культура жива. Во-вторых, тот, кто их делает, учится и совершенствуется в ремесле, которое может принести творческое удовлетворение, а может быть и заработок. И в-третьих, создающие эти вещи и пользующиеся ими полнее ощущают себя евреями.
   Идея создания Центра принадлежит Амосу Авгару, Льву Певзнеру, Владимиру и Ире Глозман. В настоящее время Центр работает при Петербургской общественной организации - Совет евреев инвалидов и ветеранов войны (председатель - Журавин Александр Самуилович). И работа Центра неотделима от работы Совета ветеранов.
   А что такое еврейское искусство? По-моему, “национальность” искусства определяет его тематика, место создания и частично, но не всегда, принадлежность художника к еврейскому народу. Но четкой грани между еврейским и нееврейским искусством провести, по-моему нельзя, да и не нужно.

   - Расскажите, пожалуйста, чем сегодня живет Центр?
Изделия центра
   - Работа Центра ведется здесь, в этом зале, который “работает” очень активно. Бывает, что одновременно занимаются три различные группы. Учащихся около 150 человек, возраст которых от 5 до 75 лет. У нас работают студии: росписи по ткани, художественной вышивки, ювелирного дела, рукоделия (изготовление изделий из кожи, макраме и т.д.), изготовление изделий из бисера, ткачества, изготовления этнографических и театральных кукол, а также работает изостудия “Мотивы иудаики”.
Конечно такая работа дает свои результаты. Это и организация постоянных выставок изделий Центра. Это и организация праздников для детей совместно с родителями. Это и проведение циклов лекций, экскурсий.
   И еще. Особо хотелось бы сказать о клубе еврейских художников “Пгишот” (“Встреча”). Он был создан около года назад как сообщество друзей Центра, объединившихся по интересам, творческим планам. Мы проводим лекции по истории, иудаизму, организуем выставки художников. Здесь же ведется работа с учениками. Мы часто собираемся вместе, чтобы отмечать праздники.

   - Георгий Матвеевич, расскажите о себе.
   - В 1955 году я окончил школу, в 1957 году поступил в ЛЭТИ, после окончания которого по распределению попал в Мурманский траловый флот. Пять лет ходил на судах, ловивших рыбу в Атлантике. Был электриком, электромехаником. В 1968 году стал аспирантом кафедры математики ЛЭТИ. Аспирантуру закончил в 1970 году, диссертацию защитил позднее. Работал во ВНИИТ (Телевидения) до 1989 года. В 1994 году я стал волонтером Хэсэда, занимался ремонтными работами в домах инвалидов. В этом же году было принято решение о создании Центра. Пригласил меня Лев Певзнер. Как видите, моя биография проста по вертикали - школа, вуз, работа, аспирантура, работа - и сложна по горизонтали, ибо в перерыве между этими пунктами нужно было преодолевать препятствия, возникавшие при распределении после Вуза, при поступлении в аспирантуру и т.д.
Гобелен
Ханукия
Батик

   - Для каждого человека наступает момент, когда он осознает свою принадлежность к народу. Когда вы это осознали? Каким голосом - звонко с гордостью или шепотом с досадой вы сказали себе и другим: “Я - еврей”.
   - Возгласа не было. Был внутренний голос, и почувствовал я его еще в детстве. В младших классах ребята дали мне понять, что я - еврей. И мне нужно было восстановить “статус-кво”. И я его восстановил дракой, раньше это называлось “стычкой”. Тогда я понял, что чем-то отличаюсь от других. Может быть с этого момента я ощутил жажду борьбы, жажду преодоления.

   - Что такое быть евреем? Это состояние души, разума или что-нибудь другое?

   - Что такое быть евреем? Не знаю, не могу объяснить. Но я знаю, что генетически и духовно я связан со своим народом. Мне кажется, что русские, евреи, украинцы, поляки и люди других национальностей - это как ромашки, васильки, колокольчики, растущие на одном поле. Это разные цветы, но их корни питаются соками одной земли.
   Но я еврей. И страдания моего народа - это и мои страдания. Поэт Юлиан Тувим в 1944 году написал обращение: “Мы - польские евреи”. Там есть такие слова: “Кровь евреев течет глубокими, широкими ручьями, почерневшие потоки сливаются в бурную вспененную реку, и в этом новом Иордане я принимаю святое крещение - кровавое, горячее, мученическое братство с евреями...”. Так что еврейство для меня - это состояние души и разума. Может быть поэтому работа в Центре мне приносит радость. Я постоянно вижу улыбающиеся еврейские лица. И мне кажется, что происходит возрождение еврейского духа, еврейского сознания.

   - Нравится ли вам ваша жизнь?
   - Нравится. В жизни всегда должны быть цели, для достижения которых нужно что-то преодолевать. Мне всегда нравился ветер в лицо. Это делает вас мужчиной. Это я чувствовал, когда был на флоте. На судне вы - нужный человек. И многое зависит от вас. Судно - замкнутое пространство: поднялись по трапу - дома, спустились - на работе. Море забирает вас. Месяц без моря - это пытка, не знаешь, чем занять себя. Видимо тогда у меня возникла жажда преодоления. Абсолютно интересной работы не бывает, как не бывает и абсолютно неинтересной. И я доволен тем, чем занимаюсь сейчас. Это и работа с ветеранами, это и хозяйственная работа, это и клуб любителей еврейской поэзии и музыки, это и клуб интересных встреч, это и связь с Еврейским общинным центром и, конечно, с Хэсэдом, потому что многие из тех, с кем мы работаем, являются подопечными Хэсэда.

   - Расскажите, пожалуйста, про ваше окружение, помощников.
   - Мы работаем как одна семья, потому что у нас общее дело, одни цели. Перед людьми, работающими в Центре, стоит помимо профессиональных - одна главная задача - создавать теплую, семейную обстановку. И эту задачу мы решаем вместе с Ниной Николаевной Вейнберг, Полиной Львовной Лихтиной, с Линой Борисовной Шараповой, Татьяной Евгеньевной Погорельской. Сердечное им спасибо. И, конечно, все это было бы невозможно без наших милых преподавателей, профессионалов-педагогов. Я всем им бесконечно признателен за любовь к своему делу, теплоту и любовь к окружающим, терпение и мастерство.
   - Большое спасибо за беседу. Удачи в делах!
   - Спасибо газете за внимание к Центру. Я буду очень рад, если публикация нашего разговора послужит приглашением к нам.

Интервью провел
Виктор ЛЕВЕНГАРЦ
Сайт создан в системе uCoz