"Народ мой" №9 (206) 16.05.1999

Начало духовного возрождения

    Я не претендую на особое внимание. Просто хочется поделиться мыслями, которые меня волнуют. Я не журналист, не профессионал, и если есть какие-нибудь шероховатости в моем изложении, прошу строго не судить.
    Я думаю, что жизнь моя типична для жизни человека в современной России. Родился я в городе Ленинграде в 1937 году. До 1968 года я ничего не знал ни о своих родителях, ни о родственниках, так как был сиротой с 5 лет и воспитывался в детском доме, как и все дети, пережившие блокаду и потерявшие родителей. Мать моя умерла от голода в Ленинграде в июне 1942 года. Брат 1931 года рождения тоже, как и я, пережил блокаду. Я был эвакуирован в июне 1942 года в Ивановскую область и воспитывался в детдоме. Ни о своей национальности, ни о своих родителях, я ничего не мог сказать, так как в документах на эвакуацию было только имя и фамилия. Отчество завуч детдома сама мне придумала, она сказала, что я Ивановна, и ты будешь Иванович. Так и записан до сих пор, и национальность “русский” поставили. В 1953 году я случайно встретил в своем личном деле письмо, которое написала моя родная тетя, мамина сестра. Она нашла меня в детдоме еще в конце 1944 года, а мне об этом ничего не было известно. Сообщалось и о моем брате Грише. Его эвакуировали в апреле 1942 года в Краснодарский край с детьми дошкольного возраста. Немцы оккупировали станицу Родниковскую, и всех детей и сотрудников детского дома еврейского происхождения уничтожили. Об этом же я узнал и из архивных справок Краснодарского края, куда делал запрос.
    После этого я стал усиленно искать тетю, но поиски были тщетны. И только в 1968 году мы нашли друг друга. Оказалось, что я из простой еврейской семьи. Отец мой происходил из м. Домбровицы, что на Волыни, на Украине. Как я понял, во время еврейских погромов в гражданской войне 1918 - 1920 годов его родители были убиты. В 1929 году он приехал с братом в Ленинград. В 1937 году он был репрессирован, в 1939 году он вернулся, затем был реабилитирован. В 1941 году он добровольно пошел в народное ополчение, и больше о нем ничего не известно. Оказалось, что у меня куча родственников, двоюродных и других. Естественно, ничего о еврействе не знал, так как воспитывался в духе интернационализма и атеизма. Иногда меня спрашивали, какая у тебя национальность, я отшучивался и говорил, что я из детдома. После детдома я живу в маленьком провинциальном городе Боровичи Новгородской области. Я вращался в такой среде, где о евреях или ничего не говорили, или говорили язвительно. Я догадывался о своей национальности, так как иногда видел ехидные взгляды и шепоток по поводу моей фамилии, хотя по внешнему виду я не похож на еврея. Наездами, когда я приезжал в Ленинград (я учился заочно в институте), знакомился с еврейскими традициями, праздниками, восполняя пробелы предыдущего воспитания, ходил в синагогу, правда, это было робко, так как официальная политика не способствовала этому, да и я еще не проникся чувством того, что я еврей. В Боровичах, где я живу, может быть, и теплилась кое-какая еврейская жизнь, но я этого не знал и был далек от этого. Говорят, что несколько еврейских семей собирались друг у друга.
    Коротко расскажу об истории евреев в Боровичах. Уже в середине прошлого века в Боровичах проживали выходцы из кантонистов. Многие евреи были ремесленниками, часовщиками, портными, сапожниками. В годы НЭПа появились евреи-купцы, были евреи и на руководящих постах в промышленности города. В Боровичах в разное время было 3 синагоги. Одна, хасидская, была закрыта еще при Временном правительстве, вторая, на еврейском кладбище, разрушена, и третья, ортодоксальная, была отобрана у еврейской общины в 30 - 40-е годы при Советской власти. Примерно в те же годы было закрыто и разрушено еврейское кладбище. На его месте были построены овощехранилища. Но несколько могильных плит с еврейскими письменами здесь сохранились. Когда мне было 15 - 16 лет, мы бегали по этому кладбищу, я видел эти плиты с непонятными буквами. После закрытия синагоги евреи стали собираться на квартирах и в частных домах. Постоянная ассимиляция сделала свое дело, и евреи стали забывать, что они евреи. Вот в такой обстановке шло мое становление. Последние годы, после десятков лет замалчивания, наконец, начались процессы, связанные с возрождением духовности и культуры различных наций в России. Вот и еврейский народ, наконец-то, стал открыто говорить о своей культуре. Хотя, конечно, она не умирала и в тех условиях, старалась выжить. Особенно это было заметно в таком городе, как С.-Петербург. Посещая наездами синагогу и другие места, я видел, как воспрянули духом люди. Много семей уезжало на свою историческую родину - в Израиль, уезжали в США, Германию, где были более цивилизованные демократические условия жизни и большие еврейские общины. Несколько семей уехало и из Боровичей. В 1991 году я впервые попал на пасхальный седер, проводившийся в Ленинградской синагоге. Я поразился и порадовался встрече с таким количеством соплеменников. Чувствовалась раскованность, веселье, шутки, читались молитвы. Седер вел приехавший из Израиля раввин. Для меня это было все внове, я ощутил себя человеком, все были мне родные, хотя многие общались между собой впервые. Я почувствовал сопричастность к этому народу. Прикипела к еврейскому народу и дочь, которая впитала в себя как в губку традиции, язык и культуру за то время, что она жила в Ленинграде во время учебы в институте, хотя она от русской матери. Часто она посещала синагогу, встречаясь со многими еврейскими семьями и уехала жить в Израиль, где нашла себе вторую родину и родила там сына.
    Большие перемены произошли и в нашем небольшом городе. Несколько лет назад, а точнее, в 1992 году, благодаря усилиям и энтузиазму молодых людей Э.Алексеева и М.Медового создана и действует еврейская община “Шалом”. Точнее она воссоздана после десятков лет запрета. Здесь мы знакомимся и вспоминаем забытые еврейские традиции. Вместе отмечаем все еврейские праздники. Собираемся как одна дружная семья. К сожалению, синагоги у нас нет, мы арендуем помещение Дома учителя. На этих встречах евреи вновь слышат еврейские молитвы, напевы, слышат песни, свой забытый язык. При общине имеется приличная еврейская библиотека, переданная Петербургским отделением Джойнта. Нам присылают периодическую литературу, газеты, журналы из Еврейской ассоциации. К нам часто приезжают гости из Петербурга, Израиля, США, Голландии - знакомят с учением, молитвами, песнями, традициями. Оказывают материальную помощь нуждающимся. Приезжают артисты, дают концерты еврейской музыки, показывают спектакли из еврейской истории. Я очень доволен тем, что на склоне своих лет я возвращаюсь к истокам своего народа.


                                              ГЕФТ Ефим Иванович,
                                                               г. Боровичи

Сайт создан в системе uCoz