"Народ мой" №10 (207) 31.05.1999

ЗАХОДИТЕ, ТОВАРИЩ ЕВРЕЙ

    Заповедь: чти субботний день и отделяй его от других дней является одной из основных в Торе. Первую часть этого предписания с удовольствием соблюдают все люди независимо от национальности и вероисповедания, ибо это, прежде всего, выходной день. Со второй дело обстоит иначе. Кто-то, не без оснований полагает, что отделять субботу от других дней недели пустая трата времени и устаревший ритуал, который пора ликвидировать за ненадобностью.  Кто-то так наотделяется, что потом и вспомнить не может где и с кем. Кто-то судорожно цепляется за каждую букву закона, боясь нарушить пятитысячелетний обряд, что вызывает, мягко говоря, недоумение у людей светских. Но все это происходит в пятницу, когда к нам в гости приходит Царица Суббота, а ведь гостя, по доброму, надо бы и проводить. А с этим-то, как раз, в Петербурге совсем плохо. Нет, конечно, кто-то по квартирам в узком семейном кругу и кучкуется,  чтобы не нарушить обычай предков.
    Получается, что некуда в Питере податься  еврею в субботу. Нет, конечно, можно в театр, на концерт, с друзьями в клуб отправиться. А вот так, чтобы на древо отцов влезть и ничего себе любимому при этом не ободрать - некуда.
    Как раз на такой случай студенческая организация Гилель возрождает обычай справлять Авдалу, то есть отмечать границу между субботой и воскресеньем. Накануне мы отделяем субботу от пятницы. Шабат, согласно традиции, - семейный праздник, а Авдала - более открытый.
    Здесь необходимо отметить, что Авдала - одна из красивейших церемоний. Красота ее заключается в простоте и минимальном наборе табу и предписаний. Произносят всего четыре благославления. Во-первых, над бокалом, до краев наполненным вином, что символизирует щедрость благ, дарованных нам Вс-вышним. Во-вторых, над благовониями (корица, гвоздика, душистые травы и т. п.), которые, согласно Торе, - «пища для души». В третьих, над огнем, а если быть точнее, над двумя свечами, символизирующими созидательную деятельность человека. Эти три ритуала весьма символичны еще и потому, что если «щедрость благ Вс-вышнего» (вино) смешать с «душевной пищей», да подогреть на огне, то получится недурственный глинтвейн. И четвертое, последнее благославление, произносят, отделяя субботу от будней. После чего снимаются все шабатние запреты и можно, не боясь задеть чьих-либо чувств, включать свет, петь песни, играть на музыкальных инструментах. А главное полагается обниматься, что придает Авдале совершенно особенную пикантность, и ничего не остается как пожелать друг другу хорошей недели. В Гилеле это делают даже на разных языках. Наиболее продвинутые интеллектуалы пускают в ход не только навязший на зубах Иврит и Английский, но и Хинди, Фарси и Суахили.
    Ну а поскольку все запреты сняты, неплохо бы воспользоваться дарованной свободой и оттянуться по полной программе. На Авдале, посвященной Дню независимости Израиля, которую подготовили Лена Гандель и популярный шоу-мен Ян Циприс, присутствовало около сорока человек, а также четверо музыкантов, игравших блюзовые композиции. Разумеется была традиционные трапеза и дискуссия, на которой в очередной раз пытались развить философскую тему «что есть свобода». К консенсусу не пришли, но все остались довольны собой. А затем, в рамках программы «Гилель в вузах Санкт-Петербурга», прошла Авдала в кафе «Подвальчик» Политеха. Около 70 студентов, включая полутехников, за кофе вместе со студентами этого весьма почитаемого учебного заведения за чашкой кофе перенеслись в освобожденный от арабов Иерусалим. Поскольку кафе «Подвальчик» находится действительно в подвальчике, то поначалу было такое ощущение, что люди находятся в средневековой Испании и, подобно маранам, собираются справлять что-то такое, окруженное глубокой тайной. Но в этом стилизованном Иерусалиме главным менестрелем был Илья Глазов, певший под гитару классический еврейский репертуар, и его очаровательная спутница Настя, игравшая на скрипке. Они развеяли это наваждение секретности. После чего Ян Циприс предложил группам, собравшихся за одним столиком, нарисовать Иерусалим. Листы склеили и получилась одна картина в стиле импрессионизма. Всех очаровал главный редактор гилелевской газеты «Дварим» Леня Гельфман, спевший свою любимую песню «Иерушалаим шель захав».  Ну чем не Клуб? Так что: заходите, товарищ еврей.

                                                     Виктор Хитрик

Сайт создан в системе uCoz