"Народ мой" №10 (207) 31.05.1999

ОНИ ПОДУМАЛИ О СЕБЕ! А ОБО МНЕ?

    Я уже писал на эту деликатную тему - о иудео-христианском диалоге ("Тишины не будет", "Ами", № 1, 14.01.99). Напомню вкратце, что я отстаивал возможность и необходимость такого диалога и приводил некоторые доводы в его пользу. Я и сейчас не изменил своей точки зрения, но в какой-то части ее скорректировал. А случилось вот что...
    Я получил бандероль с книгой Сида Рота "Они подумали о себе". Не буду сейчас обсуждать уместность такого рода посылок не просившим об этом людям. Назойливая навязчивость - не лучший прием в миссионерской деятельности, но оставим такие тонкости, перейдем к сути дела. Книга Рота представляет собой рассказы евреев, агитирующих в пользу христианства. Эти евреи не принадлежат к традиционным христианским конфессиям, они - так называемые мессианские евреи, пытающиеся самым причудливым образом сочетать свою Б-гоизбранность как евреев с верой Христа как в Мессию (что вряд ли сочетаемо по современному христианскому канону). Но даже не теологические несообразности верований мессианских евреев являются темой моей заметки. В конце концов, любое сообществе единомышленников вправе верить во что угодно, пока это не угрожает другим людям. Речь о другом. Сид Рот в качестве "учителя и проповедника" обратился лично ко мне. И я вправе рассчитывать на серьезный и глубокий разговор. Попытаемся разобраться, сколь серьезными доводами Сид Рот (и авторы сборника) пытаются уловить мою душу.
    Несколько авторов брошюры уверовали в то, что Иисус и был предсказанным Библией Мессией, благодаря тому, что с ним случилось чудо. Не буду сейчас вспоминать, что традиционные религии (в том числе и христианство) чрезвычайно сдержанно относятся ко всякого рода чудесам: многовековой печальный опыт некритического восприятия всевозможных чудес, кончавшихся в 99 случаях из 100 конфузами, диктует такого рода осторожность. Не стану напоминать, что несколько чудесных исцелений, упомянутых у Рота, ничто по сравнению с тысячами не менее поразительных исцелений, сотворенных, скажем, Кашпировским (а детально разобраться с каждым таким "исцелением" я не имею возможности у обоих).            Поражает меня другое. Вот рассказ Давида Янива. Он был парализован, от нечего делать стал смотреть христианские передачи по телевизору, причем по поводу приводимых в них свидетельств об исцелениях "был уверен, что это фальшивка... Некоторые истории даже вызывали у меня громкий смех из-за нелепости звучащих заявлений", а уж когда ведущий призывал к совместной молитве "на этом месте я  всякий раз выключал телевизор". Кончились такие странные забавы с телевизором у Дэвида так: "мне показалось, что палец...с телевизионного экрана уперся прямо в меня. Я испугался...". Очнулся уже христианином. Далее посредством телевизора же последовало исцеление. Не знаю, какой моральный урок можно извлечь из истории, где Г-сподь берет заблудшую душу "на испуг", да еще с экрана телевизора. Во всяком случае, мне более понятен "громкий смех", одолевавший Янива до его поразительного обращения в мессианского еврея.
    Нравственные козыри, которые выкладывают рассказчики у  Рота, пытаясь обратить меня в свою веру, и дальше столь же убедительны. Возьмем Барри Минкова, в свои 20 с небольшим лет попавшего под суд за многомиллионные финансовые махинации. До этого его мать обратилась в христианство, по видимости, потому что новый бог в отличие от старого, иудейского, "не требовал от нее деяний". И хотя она, догадываясь о проделках сыночка, "желала краха компании", даже "твердо вознамерившись молиться о ликвидации" его предприятия, сама продолжала в нем работать. Когда молитвы матери исполнились, и перед сыном замаячила тюрьма, за заблудшую овечку принялась некая Догги, подруга матери. И ее доводы в пользу обращения к Иисусу оказались такого рода, что их невозможно отвергнуть: Он незамедлительно дарует тебе полное прощение и освобождение от вины". Барри оказался не таким дураком, чтобы не рассудить: "...приму Иисуса и, надо надеяться, отделаюсь мягким приговором". В тюрьме, правда, находились маловеры, спрашивавшие у него, не "была ли моя проповедь веры ...еще одним обманом", но не они определили его судьбу: он отсидел всего четверть срока: вера оказалась выгодным вложением капитала. Роза Прайс, бывшая узница фашистских концлагерей, по призыву своих новых христианских учителей едет в Германию, возносит молитвы совместно с бывшими фашистами. Достойный результат не заставляет себя ждать: "ко мне подошел один из бывших нацистов... и сказал, что после молитвы он впервые со времени окончания войны смог спокойно заснуть". По-видимому, все могут быть довольны!
    Авторы сборника Рота не слышат себя, рассуждая о высоких материях. Не слышат и привирают по мелочам. Алеша Рябинов, живший в Киеве и томимый духовной жаждой, "взял и просто отправился в церковь", потому что ему  "не хотелось ходить по улицам города..., спрашивая: "Где ближайшая синагога?", поскольку "если человек, с которым вы заговорили на эту тему - из КГБ, то можно оказаться в тюрьме". Понятно, что эта развесистая клюква рассчитана на Америку, где Алеша и оказался, но зачем нам-то это переправлять? Мы жили в России в описываемые времена, но таких ужасов: чтобы на вопрос о синагоге - сразу в каталажку, здесь все же не случалось. Подстать началу и продолжение истории об Алеше. Оказавшись в свободной стране, он с изумлением узнает "любопытный факт, что вера христиан и иудеев очень сильно разнится". Но в свободном-то мире узнать истину нетрудно, Алеша "обратился к Б-гу с просьбой дать знать, что Иисус - действительно Мессия. Внезапно яркий свет залил комнату..." Ну, уж казалось бы. Но не зря в Библии евреи упрекаются за жестоковыйность - этот "попросил у Б-га еще одно знамение", но, видно, и высшее терпение иссякло: "в ответ ничего не получил". Простота и наивность мессианских евреев до того, как они стали мессианскими, поражают. Так, Батя Сигал "начала читать Новый Завет... Первым открытием стало то, что Иешуа был евреем!" В истории Розы Прайс либо "раввины не верят в Библию, и еще меньше верят в Б-га", либо уж такие убогие, что на ее христианские доводы прямо сознаются: "не могу тебе помочь, потому что не сильно знаю Библию". Те же недотепы попадаются  и на пути христианских исканий Шарон Аллен, ее доводы раввинам тоже крыть нечем, им остается признаться, что она "зашла слишком далеко, и помочь ей невозможно". Опять же и с чудесами меру надо знать! Бате  Сигал "сразу же после молитвы было дано видение человека, одетого в длинную белую одежду. Его лицо, обрамленное бородой, светилось в ореоле, отражающем славу и величие". Для  Рона Кохена "крещение водой было настолько действенно, что он буквально начинал взлетать вверх. Старейшинам пришлось, дотягиваясь, схватить его за плечи и спустить вниз". И на кого это рассчитано?
    Лучше всего подводит итог душевным исканиям мессианских евреев (во всяком случае, по сборнику Рота) Мэнни Бротман, когда с вышеупомянутой полной глухотой к своим же словам, пишет о "божественной дыре в душе". Что ж, повторю, каждый волен иметь душу с дырками или без оных. Однако, когда этот детский лепет (никак не берусь обсуждать сейчас, сколь он соотнесен с христианством  вообще) обрушивают мне без спроса на голову в целях моего обращения, считая меня, по-видимому, полным идиотом, мне как-то обидно. Зачем же так? Тщательней надо, как говорил классик!

                              Валерий СКОБЛО

Сайт создан в системе uCoz