"Народ мой" №11 (208) 15.06.1999

Евреи, живущие на территории России, - кто они?

    Не слишком ли длинное и корявое название у этой статьи? Обычно ведь пишут так - "российские евреи", или "евреи России" или даже "русские евреи". Но это либо неточно, либо попросту - декларация ассимиляторских намерений. А мы хотим точности...
    Итак, в древности вопроса о том, кто такие евреи диаспоры, не возникало, всяк знал: пейсы, синагога, ростовщик, гетто, личный врач его величества и так далее. Можно читать хоть Л.Фейхтвангера, хоть рабби И.Телушкина - картина более чем ясная. Почему же вообще возник вопрос? Во-первых, потому, что одни евреи участвовали во всяких акциях (убийства министров и революции), вызвавших естественную реакцию добрых граждан, а другие не только не участвовали, но сами от этих акций страдали и вообще были категорически против "акций". Во-вторых, потому, что разнообразие поведения людей (и в том числе - евреев) в России в начале уходящего века так возросло, что вчерашние жители одного гетто перестали узнавать друг друга на улице. А если и узнавали - то зачастую лишь для того, чтобы один поставил другого к стенке.
    Человек хочет простого ответа и простого решения - выньте ему и положите определение еврея не длиннее одного предложения! И самое забавное, что спорами на эту тему занимаются не только добрые граждане - и евреи, и антисемиты - но и ученые. Всем хочется простых определений. Скажите за это спасибо - заметим попутно - советской власти и советской школе, приучившей нас, что мир прост, кто не с нами, тот против нас, кто не работает, тот не ест и так далее, и так далее.
    Пытаться строить определение еврея - или какое-то понимание вопроса - можно с двумя, в общем, разными целями. Первая - удовлетворить свою страсть к порядку, определенности, ясности. А вторая - для принятия каких-либо решений, совершения каких-либо действий. Если мы строим определение для своего спокойствия, то споры о том, кто прав, совершенно излишни. Ребе считает евреем того, у кого мама - еврейка; гражданин Макашов или как там его - придерживается иного мнения; зав. кадрами - третьего, мы - четвертого, а вы - пятого и так далее. Ну и будем здоровы! Каждый имеет право на свое мнение.
Местечко. Рис.В.Бродского     Если же нам нужно определение еврея для принятия решений и для совершения действий, то сразу же становится ясно, что единого определения не только у двух человек, но даже внутри одного может не быть. При разборках с антисемитами он солидаризируется и с доктринальным ассимилянтом, зачислив его тем самым в "свои". Хотя и тихо позлорадствует про себя... Если же его дочь приведет домой бой-френда и даст понять, что у них есть серьезные намерения, то он будет размышлять существенно иначе.
    Итак, нет единого определения, и нечего его искать. Поэтому возьмем максимально широкий круг лиц, которые хоть как-то могут причислить себя к евреям в России и посмотрим, что в них есть (и чего в них нет!) еврейского.
    За последние годы были выполнены два больших социологических исследования евреев России - одно под руководством профессора Владимира Шапиро, другое - профессором Розалиной Рывкиной. На опубликованные результаты двух этих исследований мы и будем опираться в дальнейшем изложении.
    Первое, что мы рассмотрим, - это отношение к религии. Первое - потому, что именно принадлежность к конфессии исторически была тем фактором, который и определял в основном - еврей или не еврей. Существует много способов судить о степени вовлеченности человека в религиозную жизнь. Вот два основных - декларируемые мнения и реальное поведение. Так вот, сегодняшние евреи (как и сегодняшние русские) демонстрируют радикальное расхождение мнений и поведения. От трети до половины так или иначе ассоциируют себя с религией (считают себя верующими, признаются в симпатиях к вере и т.д.), но лишь единицы процентов реально участвуют в религиозной жизни (т.е. посещают синагогу, соблюдают Субботу и т.п.) Можно привести конкретные цифры, но суть дела не в них, а в горьком факте - и евреи и русские - по крайней мере в этой области - прежде всего "совки", у которых слово не связано с делом. Многодесятилетняя привычка к "двоемыслию", привычка думать одно, а делать другое, сказывается сейчас и будет сказываться еще многие годы и десятилетия. Даже если Россия попробует стать цивилизованной страной.
    Отдельный, и очень интересный вопрос - как система сумела приучить людей к повсеместному вранью (и другим, и себе), и как система сумела деиудаизировать евреев. Чтобы не нарушать логики повествования, укажем только на один, очень важный и не всегда замечаемый фактор. Система создала условия, при которых еврей мог более или менее сносно жить, лишь являясь квалифицированным специалистом, с образованием, часто с ученой степенью, являясь "нужным начальству". Но условием достижения всего этого реально был отказ от национальной идентификации. Иудейская же идентификация, в отличие от христианской, очевидна для окружающих, поэтому она и была подавлена в существенно большей степени.
    Кстати, уважение и тягу евреев к слову "иудаизм" используют активисты движения так называемого "гуманистического иудаизма". Никаким иудаизмом это учение не является. Оно - просто система распространения знаний по еврейской истории и культуре, в том числе и знаний об иудаизме, но "со стороны". При всем уважении к подвижничеству этой группы, успешно распространяющей еврейские
знания среди изрядно дремучих российских евреев и особенно среди молодежи, пользоваться словом "иудаизм" им бы, по-моему, не стоило.
    Вторая группа характеристик - это отношение (на словах и на деле) к еврейской нерелигиозной культуре. Тут ситуация выглядит аналогично, хотя различие в декларациях и поведении не столь велико. И понятно почему - декларировать уважение и интерес к культуре так же легко и "правильно", как к религии (вдобавок в анонимном-то опросе), ходить на выставки проще, чем в синагогу, держать дома книги и слушать радио совсем легко. Впрочем, отметим, что несколько процентов опрошенных отвечают, что
ежедневно слушают еврейскую передачу заокеанского радио, которая реально бывает лишь раз в неделю...
    Третья область, которую мы рассмотрим, - это степень ассоциированности с Израилем - и в смысле народа, и в смысле государства, и в смысле диаспоры. Здесь ситуация такова - мнение о том, что евреи - это единый народ, придерживается большинство опрошенных, считают государство Израиль центром этого народа большинство, декларируют принадлежность к этому народу опять же большинство. Казалось бы, все хорошо; но где дела? Дел не видно, и, быть может, поэтому в этом пункте все и хорошо. А попробуй завтра UJA собрать среди евреев России шекель? Заметим, что умный президент (или сопрезидент? - уж не помню) Федерации еврейских организаций СССР (а позже России) М.Членов воспротивился внесению в устав пункта об обязательности взносов - даже с организаций! Он уже тогда понимал, что на словах-то мы завсегда готовы... Можно вспомнить еще более грустную историю. В эпоху начала легального еврейского движения в СССР было организовано Еврейское информагентство "Ма нишма" (руководитель - Ю.Пелехова). Работало оно более чем хорошо, поставляемая им информация была точна и полна. Использовали эту информацию и организации, и частные лица, и газеты. Но когда агентство попыталось сделать подписку платной, причем попросило поистине смешные деньги, все потупили глаза...
    Впрочем, один из съездов упомянутой выше Федерации проходил аккурат в момент "Войны в заливе" и когда кто-то из молодых сионистов предложил обратиться в Посольство с просьбой немедленно послать нас в Израиль, было действительно подано несколько десятков заявлений. Благодарственные письма из Посольства подавшим заявления позже пришли, но Израилю мы не потребовались...
    Таким образом, мы видим, что российские евреи сегодня ассоциируют себя умеренно с иудаизмом и сильно - с культурой, историей и народом. Это дает основание заявлять некоторым социологам (кстати, и американским тоже) о возникновении у евреев некого нового вида идентификации, чуть ли не нового иудаизма.
    Заявление о возникновении нового вида национальной идентификации народа с такой историей, как мой народ, - это чрезвычайно ответственное заявление. Присмотримся к ситуации подробнее.
    Когда на словах "да", а на деле - "нет", это может означать гораздо более простую вещь - смерть этой части диаспоры. Они еще помнят и даже немного тоскуют, тем более, что окружающие напоминают тычками в бок. Но ничего, перебьются. Переплачивать за кашер, не звонить в субботу и эмигрировать - это слишком трудно. Да и курс доллара вроде стабилизировался, жизнь-то налаживается. Заметим, что некоторые социологи это понимают, они называют свои статьи "У евреев России есть шанс стать народом" и пишут, что для этого надо создать сеть (!) еврейских курсов, библиотек, клубов, детских садов, школ... Нет, не смешно.
    Более того, социологи обращают внимание на еще более мрачное раздвоение, чем между словом и делом, - на раздвоение между словом и ощущением. Люди - пишут они - относят себя к евреям, не ощущая себя евреями. Это последнее соображение и означает, по-видимому, что ни о каком возникновении "гражданской религии", "секулярной религии" и т. п. среди евреев России речь идти не может. Все их декларации - лишь декларации, лишь слова. Они не влекут дел. И даже не означают чувств!
    Американский опыт - иной. Там еврей не только говорит, он еще и чувствует и действует. Он платит свой шекель. И не один... Поэтому разговоры о секулярной религии, при всей парадоксальности этой формулировки, в Америке, может быть, и не беспочвенны.
    Вернемся, однако, в Россию, и взглянем на нее глазами американских евреев. Многие из евреев России уже ничего не хотят, точнее - хотят на словах, но ничего не могут на деле. Не думайте о них плохо - им в этой жизни досталось столько, что они просто устали. Они хотят тихо дожить свою жизнь и - как верх мечтаний - умереть на чистой простыне. Поэтому спасибо Джойнту, Х.А.М.Е. и вообще всем благотворительным организациям.
    Кое-кто находит в себе силы стронуться с места, тем более, что ситуация в России для евреев медленно, но ухудшается. Поэтому спасибо Сохнуту, Хиасу, Наяне и всем организациям, занимающимся репатриацией и эмиграцией.
    Нужно ли открывать шире двери в Америку? И да, и нет. Открывать двери шире нужно, потому что человек, не едущий (даже сейчас) в Израиль, этому Израилю не очень нужен. Такому человеку, скорее всего, будет там плохо, а значит, он будет там обузой. Чем потом помогать Израилю абсорбировать этого человека, дешевле помочь этому человеку устроиться в Америке. Открывать двери шире ненужно, потому что Америка - это страна индивидуальной инициативы и предприимчивости и лишние сидельцы на велфере здесь не нужны.
    И в заключение - одно небольшое предостережение. Социология обычно не занимается отдельными людьми - она говорит о средней ситуации, о типах. Поэтому и в России, и среди эмигрантов есть разные люди. И соблюдающие, и верующие. И среди соблюдающих есть неверующие. И среди верующих есть несоблюдающие. Есть вообще все. Понимая, какова ситуация в целом, в среднем, надо не лениться присматриваться к каждому человеку. Знать ситуацию "в целом" надо для принятия решений "в целом", но отдельный, конкретный человек - это именно данный человек, и помогать найти решение проблем надо данному человеку.


                     Члены российского общества социологов
                       Леонид АШКИНАЗИ,  Мария ГАЙНЕР

Сайт создан в системе uCoz