"Народ мой" №11 (208) 15.06.1999

Отголоски “дела Бейлиса” в царской и постсоветской России

    Дело Бейлиса - яркий символ нетерпимости, агрессивных преследований, острых унижений, которым подвергались евреи в царской России. Осенью 1913 года - в дни сфабрикованного процесса над никому доселе неизвестным маленьким человеком Менделем Бейлисом - антисемитский натиск достиг наибольшего напряжения. Прошло 85 лет, и мы опять наблюдаем разгул антисемитизма в России: выходки думца Макашова, современного Маркова 2-го, марши боевиков РНЕ, взрыв “провинциального фашизма”. “Евреи... захватили в свои руки главный рычаг общественности - прессу, ... в их руках капитал, ... фактически они владеют миром, и мы чувствуем себя под их игом”, - что это? Цитата из листовки современных национал-шовинистов? Нет, это выдержка из речи на процессе Бейлиса государственного обвинителя О.Ю.Виппера. Да, очевидны параллели в реалиях обеих эпох - начала и конца века. И тогда, и сейчас немало порядочных честных людей боролись с этой заразой - со “склонностью к бредообразованию” на почве антисемитизма.
    По окончании дела Бейлиса были подсчитаны случаи репрессий против печатных изданий, связанные с ним: 6 - аресты редакторов, 8 - привлечения к суду, 36 - конфискация выпусков газет, 3 - их закрытие, 43 - штрафы! За статьи о процессе были привлечены к уголовной ответственности В.Г.Короленко и В.В.Шульгин. Петербургский цензурный комитет задним числом нашел “признаки кощунства” в статье С.М.Дубнова “Источники ритуальной лжи”, напечатанной 22 сентября 1913 года в радикальной газете “День” и привлек к судебной ответственности номинального редактора газеты С.П.Скворцова. Дело рассматривалось в Окружном суде в июне 1914 года и кончилось осуждением обвиняемого на 1 год заключения в крепости.
    Тогда же 3 - 6 июня, слушалось самое, пожалуй, громкое дело, связанное с судом над Бейлисом, - “дело 25-ти адвокатов”. Предыстория его такова: на собрании присяжных поверенных Санкт-Петербургской Судебной Палаты 23 октября 1913 года была принята следующая резолюция: “Общее собрание присяжных поверенных округа... считает профессиональным и гражданским долгом адвокатуры высказать протест против извращения основ правосудия, проявившегося в создании процесса Бейлиса, против возведения в судебном порядке на еврейский народ клеветы, отвергнутой всем культурным человечеством, и против возложения на суд не свойственной ему задачи пропаганды идей расовой и национальной вражды. Это надругательство над основами человеческого общежития унижает и позорит Россию перед лицом всего мира, и мы поднимаем свой голос в защиту чести и достоинства России”. Телеграмма тождественного содержания была отправлена в Киев защитникам Бейлиса.
А.Ф.Яновский     Тогда, за 5 дней до вынесения приговора, всем казалось, что дело идет к его осуждению: и состав присяжных был подобран нарочито - “все сплошь в свитках и косоворотках” (В.Г.Короленко), и председательствующий на суде Ф.А.Болдырев явно и недвусмысленно ориентировал присяжных в пользу обвинительной стороны. Поэтому петербургские адвокаты, служители права и справедливости - Н.Д.Соколов, А.Ф.Керенский, Ф.А.Волькенштейн, П.Н.Переверзев, Г.А.Гольдберг, С.И.Ширвиндт, Л.М.Брамсон и др. - не могли промолчать. 83 адвоката подписали резолюцию. Уже 26 октября против них было возбуждено судебное преследование. Судебный следователь “по важнейшим делам” В.Н.Середа начинает серию допросов. Большинство из привлеченных к ответственности в ходе многомесячного следствия сняли свои подписи под резолюцией (“доказали свое алиби”). Самых стойких и непоколебимых осталось 25. О любопытном отклике из Киева сообщает газета “Речь” от 2 февраля 1914 года. “На общем собрании отделений Киевского окружного суда ... чествовался один из защитников Бейлиса Д.Н.Григорович-Гарский и была принята резолюция протеста по поводу возбуждения преследования против петербургский адвокатов по делу Бейлиса” (резолюция протеста по поводу преследований за другую резолюцию протеста).
    В первый день суда - 3 июня 1914 года - было оглашено обвинительное заключение, в котором была полностью приведена принятая 23 октября 1913 года резолюция протеста (ее текст - в газете “Речь” №49, 4 июня 1914 года). Адвокаты привлекались к суду за нападение на судебное ведомство. Виновными они себя не признали. За процессом напряженно следила петербургская интеллигенция, члены Гос. Думы, видные общественные деятели. Соколов и Керенский как “инициаторы” резолюции были приговорены к 8 месяцам тюремного заключения, остальные - к 6. Совет адвокатов постановил провести остаток дня после вынесения приговора с осужденными товарищами и их защитниками. В их честь был дан обед в ресторане “Донон”, где все вместе и сфотографировались. По кассационной жалобе тюремное заключение было заменено запретом заниматься адвокатской практикой 8 и 6 месяцев соответственно.
Г.А.Гольдберг     Странно, что это важный эпизод бейлисиады, затронувший столь большое число людей, за прошедшие с тех пор 85 лет совсем не вспоминался. Может быть, это связано с тем, что большинство его участников - обвиняемые и их защитники - принадлежали к партиям кадетов, трудовиков, меньшевиков, преследуемых при советской власти. Некоторые оказались во Временном правительстве, многие эмигрировали после октября 1917 года. Или это могло быть связано с гонениями, которым подвергались специалисты в области юриспруденции в 1920 - 1930-е годы, когда судьи руководствовались не законом, а классовым чутьем. Один за другим прошли крупные процессы над юристами. Последний - над группой адвокатов Москвы и Ленинграда - в 1938 году. Все 60 арестованных, за исключением одного - А.М.Бинавера, были приговорены к высшей мере наказания. Был тогда расстрелян и А.С.Тагер, автор монографии о деле Бейлиса, изданной в 1933 году (второе издание - 1934 год, его репринтное воспроизведение - 1995 год). Когда результаты судебных разбирательств были предопределены и ничто не могло повлиять на них, честные юристы были не нужны. Они считались париями и тогда, и в более поздние - послевоенные - десятилетия.


* * *

     По окончании суда над Бейлисом возникла и распространилась волна новых кровавых наветов. Но вновь возбужденные “ритуальные” дела быстро лопались. Так, мертвый ребенок, найденный в Фастове (под Киевом) оказался еврейским мальчиком. Да и истинный убийца был вскоре обнаружен. Любопытный след этой эпидемии остался в одной из еженедельных полицейских сводок 1914 года “о наиболее достойных внимания происшествиях в Империи”, которые МВД представляло государю. Министр Н.А.Маклаков сообщает: “18 января в г. Невеле Витебской губернии, состоящая в услужении у еврейки Трубниковой крестьянка Литвинова распространяла слухи о том, что какие-то неизвестные ей евреи добывали у нее путем разреза живота кровь... При освидетельствовании ее уездным врачом на ее теле никаких подозрительных порезов не обнаружено”.
    Уже во время суда над Бейлисом фирмой “Братья Патэ” был снят документальный фильм. На кинокадрах - лица Бейлиса, “эксперта” ксендза Пранайтиса, обвинителя Шмакова, судьи Болдырева, присяжных, свидетелей. В лондонских театрах и кинематографе прошли спектакли и художественные фильмы с этим сюжетом. Демьян Бедный написал басню “Пролог к драме нашего времени” (ж-л “Просвещение”, 1913, №10). В ней - такие слова:
И.М.Рабинович       С уликами дурак осудит, 
      И в этом подвиг невелик.
      Вот осуди-ка... без улик!
    Последнее по времени художественное отражение мук невинного человека, брошенного в тюрьму на 27 месяцев (одиночество, кандалы, холод, голод, издевательства охранников, болезни, галлюцинации) - роман Б.Маламуда “Лудильщик” (The Fixer), изданный в  США в 1966 году. Очевидно, автор был знаком с мемуарами Бейлиса (1925 год, США).
    Упоминавшаяся выше монография А.С.Тагера “Царская Россия и дело Бейлиса” была и остается непревзойденным исследованием в этой области. Когда дочь Тагера после его реабилитации пыталась добиться ее переиздания (в 1970 - 1980 годы), она получила ответ: книга потеряла актуальность - евреи получили равноправие, а в возможность ритуальных убийств сейчас никто не верит.
    Но все повторяется. Версия о ритуальном убийстве возникла совсем недавно в связи с захоронением царских останков. Вопрос о правомерности “ритуальной” версии трагической гибели царской семьи был задан экспертам из Московской Духовной Академии. Их ответ был отрицательным. Главный аргумент: “По наиболее громкому и с большой обстоятельностью расследованному судебному делу, связанному с обвинением в ритуальном убийстве, - делу Бейлиса - на суде не удалось доказать самого существования таких убийств у евреев”. “Ритуальная” версия была снята.

* * *

    В 1993 году появилась еще одна замечательная книга, названная “Дело Бейлиса”. Ее автор - врач-психиатр и литератор М.И.Буянов. Это не исследование обстоятельств дела - наиболее подробно описана лишь Ф.А.Волькенштейн психиатрическая экспертиза, сделанная по ходу следствия. Да и не только делу Бейлиса посвящена эта книга. Есть в ней главы о Кишиневском погроме, о Бабьем Яре, о “Памяти” и ожидании погромов в Москве 10 лет назад - в ней идет речь о проявлениях антисемитизма как симптомах болезни общества, страны. Антисемитизм М.И.Буянов считает бредом преследования. Антисемиты-параноики (их мало) задают тон, к ним присоединяются люди невежественные, внушаемые. “Иными словами, основная масса антисемитов - никакие не больные, с ними нужно бороться, переубеждать, изолировать от влияющих на них параноиков”, последних переубеждать бесполезно. Можно ли вылечить Россию, задается вопросом М.И.Буянов. Пациента можно избавить от болезни, если он сам этого пожелает и если методы лечения будут адекватны. Вылечились же в свое время и Франция, и Германия. “Но кто будет лечить эту страну, если лекари ее тоже больны?” - не хочется заканчивать на этой грустной реплике М.И.Буянова. Хочется надеяться на лучшее.

                                          Е.ШЕЙНМАН

Сайт создан в системе uCoz