"Народ мой" №12 (209) 30.06.1999

Песня века

    Пожалуй, нет человека, который не наслаждался бы мелодией “Бай мир бисту шейн”. Лучшие певцы мира включают ее в свой репертуар. Но все ли знают имя автора этой песни?
    Шолом Секунда родился в августе 1894 года на Украине, в г. Александрия, Кировоградской области, в ортодоксальной еврейской семье Ребекки и Абрама Секунды. Рос тихим мальчиком, посещал хедер.
    Когда семья переехала в Николаев, Абрам Секунда, страстный поклонник театрального искусства, стал завсегдатаем Одесского театра. Возвращаясь домой, Абрам напевал сыну услышанные в театре еврейские мелодии. И тогда тихоня (“лемешке”, как называла его мать) оживал.
    После того, как Шолом однажды спел в хедере, ребе обратил внимание на одаренного мальчика. Шолом стал петь в синагоге, с двенадцати лет он уже был известным кантором.
    Тринадцатилетний Шолом был одним из миллионов евреев, прибывших в США из Восточной Европы. В Нью-Йорк семья Секунды приехала в 1907 году и поселилась в Нижнем Истсайде. Родители хотели бы видеть его врачом или адвокатом, но учеба требовала значительных средств, которыми семья не располагала. Какое-то время Шолом работал в медной компании, но он понимал, что инженерная работа - не его удел.
    В 1919 году Секунда закончил Институт музыкального искусства. Надо сказать, что он преклонялся перед талантом композитора Эрнеста Блоха, особенно любил его “Еврейский цикл”. После посещения очередного концерта Блоха, Шолом Секунда позвонил композитору, попросив о встрече, а когда они встретились, он, поборов смущение, заговорил о возможности брать у Блоха частные уроки. Блох брал с учеников 20 долларов в час, но, прослушав музыку, написанную Шоломом, он согласился... выплачивать ему стипендию в течение года.
    В Еврейском театре в Нью-Йорке Шолом работал дирижером. В то же время писал музыку к спектаклям. В предисловии к книге, написанной Викторией Секунда, невесткой Шолома, известный американский актер Уолтер Мэто рассказывает, что, будучи мальчиком, работал в Еврейском театре разносчиком напитков и всегда с завистью смотрел, как восторженно публика встречала композитора и дирижера Шолома Секунду.
    В 1932 году в Еврейском театре был поставлен мюзикл “I would if i could”. Именно в этом спектакле впервые зазвучала песня Шолома Секунды “Бай мир бисту шейн” (слова Джекоба Джекобса). На премьере мюзикла певца, исполнявшего “Бай мир...”, вызывали на сцену несколько раз. В 1933 году песня разошлась в количестве 10 тысяч копий, слова ее были переведены на многие языки, в том числе японский. Во время Второй мировой войны ее использовали для антинемецкой пропаганды, изменив слова. Песню эту, однако, любил и Гитлер, пока не узнал, что ее авторы - евреи. На слова “Барон фон дер пшик” она была записана джаз-оркестром под управлением Утесова. Какие только слова ни придумывали всякого рода шутники на музыку Шолома, кто только ни пел эту песню!
    Но особенно популярной она стала после того, как ее исполнил на английском языке знаменитый ансамбль “The Andrews sisiters” (“Сестры Эндрюс”). Создателями английского текста были Кон и Сол Чаплин. В ноябре 1937 года песню записали на пластинку. За первый месяц было продано 75 тысяч пластинок, в конце 1938 года - 250 тысяч и 200 тысяч копий нотных изданий.
    В 1938 году песня была удостоена премии “ASCAP” (Американское общество композиторов, авторов и издателей) как наиболее популярная песня года.
    Секунда создал более тысячи песен. А с 1935 по 1937 годы им было написано семь оперетт: “Свадьба на восточной стороне”, ”Мейер из Варшавы”, “Два сердца”, “Ох вы, девушки”, “Пиня из Пинчева”, Ночь в Будапеште” и “Рай на земле”. Всего им было создано 60 оперетт и около сотни религиозных песнопений. Он писал также музыку для фильмов.
    Шолом Секунда был еще талантливым дирижером, музыкальным критиком еврейской ежедневной газеты “Форвертс”, автором многочисленных статей о музыкальной жизни Нью-Йорка, лектором, музыкальным директором Еврейского центра в Бруклине и одновременно работал для радиопрограммы WEVD.
    Умер Секунда 13 июля 1974 года. Кадиш на могиле пел кантор Ричард Такер, для которого Шолом делал аранжировку пасхального фестиваля и других синагогальных программ. Такер умер через шесть месяцев после Ш.Секунды. В эпилоге к книге, написанной Викторией Секунда, женой его сына Шелдона, сказано: “Мы росли в 30 - 40-е годы, когда в мире процветал антисемитизм и было небезопасно говорить, что ты - еврей. Это благодаря Шолому, сочинявшему еврейские песни, которые мы пели и любили, мы научились гордиться собой”.
Полина СМОТРИЧ

Сайт создан в системе uCoz