"Народ мой" №12 (209) 30.06.1999

“НЕ ТАК СТРАШЕН ПСИХОТЕСТ, КАК ЕГО МАЛЮЮТ...”

    Какие могут быть сомнения в том, что нашим детям необходимо, во-первых, образование, во-вторых, образование и, в-третьих, конечно же, образование? Оно должно быть, во-первых, престижным, во-вторых, очень престижным, а в-третьих, суперпрестижным. Еще в застойно-советской жизни вопрос “куда пойти учиться детям?” был первостепенным по важности в каждой уважающей себя еврейской семье наряду с дилеммой “ехать - не ехать?”.
    “Если ты - “а ид”, поступай в МИИТ, если ты - “а гой”, поступай в другой!” - помните? Время шло, мы прорывались сквозь государственно-антисемитские рогатки лицемерных приемных комиссий, получали дипломы, работали, решали вопрос в пользу “ехать”, уезжали, мыли полы, забывая о дипломах, вновь вспоминали о них, как-то устраивались - короче, проживали жизнь. За это время дети выросли, и вопрос об их образовании вновь замаячил в уважающих себя еврейских семьях. Препятствие в виде “пятого пункта” растаяло в бурном потоке событий новейшей истории. Сегодня на пути к заветному диплому стоят иные барьеры, преодолевать которые не менее сложно. Первый из них - экономический. Это плата за обучение, которую не только новые  репатрианты, но и значительная часть израильского общества считает непомерно высокой. Пока неясно, чем закончится нынешняя борьба студентов за снижение стоимости учебы. Но их действия обозначили проблему, и теперь поиск путей ее решения - в центре общественного внимания.
    Другая проблема, встающая перед юношей, обдумывающим житье, - это непривычная система отбора абитуриентов, принципиально отличающаяся от той, к которой мы привыкли. Старый добрый экзамен-диалог между учеником и учителем в Израиле заменен системой американского происхождения с пугающим поначалу названием “психотест”. О том, что представляет собой психотест, каковы его отличия от привычного нам экзамена и с какими специфическими трудностями при его прохождении сталкиваются абитуриенты, рассказывает заведующий учебной частью занимающегося подготовкой абитуриентов к психотесту “Ньюмен-колледжа” Андрей Серетенский.
    - В мире издавна существовали и существуют различные системы проверки знаний абитуриента с разнообразными шкалами оценок, от пятибальной до стобальной. В основе большинства из них лежит классический принцип диалога между экзаменатором и экзаменуемым, подробная беседа по пройденному материалу. Американский психотест - принципиально иная, более современная система, которая позволяет проверить не только уровень знаний ученика, но и его физические и психологические качества: способность воспринимать и усваивать знания в соответствии с уровнем преподавания на данном факультете. По системе психометрии проверяется быстрота реакции, воля, выносливость, способность учащегося к логическому мышлению и многое другое. Тестируемому ставится ряд вопросов по математике, английскому языку, родному языку, логические задачи, задачи на вербальное и счетное мышление. Правильный ответ предлагается выбрать из трех - четырех вариантов. Для поиска правильного ответа на каждый вопрос дается в среднем одна минута. Возле каждого абитуриента находится проверяющий. На мой взгляд, эта система гораздо больше отвечает сегодняшним реалиям, а также требованиям к будущим специалистам, чем система классическая. Во всяком случае, она гораздо объективнее - ведь зависимость оценки от случайных факторов практически сведена к нулю.
    Существует и критический взгляд на психометрическую систему. Ее противники утверждают, что случайные факторы, например, усталость после бессонной ночи или тяжелой работы, способны исказить подлинную картину знаний и способностей абитуриента. Однако люди, прошедшие через советскую систему отбора студентов, хорошо помнят, что не состояние ученика, а настроение преподавателя - вот от чего обычно зависел результат. Не говоря уж об иных, всем известных “неформальных” критериях отбора студентов в московские, ленинградские да и многие другие вузы страны.
    - Что же ожидает в Израиле молодого человека, твердо решившего получить высшее образование?
    - В израильской системе для успешного поступления требуется не только высокая оценка по психотесту, но и высокий средний балл аттестата о среднем образовании (“багрута”). Результат психотеста совместно со средним баллом “багрута” пересчитывается по специальной формуле и дает информацию о возможностях абитуриента учиться на данном факультете. Это повышает объективность отбора.
    Существуют более престижные и менее престижные специальности. Естественно, для поступления на элитарные факультеты требуется наиболее высокий балл по психометрии. К числу престижных специальностей относятся в первую очередь медицина, юриспруденция и компьютерные профессии. Кстати, в хайфском Технионе на компьютерных факультетах более половины студентов говорят по-русски. Подобная ситуация сложилась и в Тель-Авивском университете.
    - С какими специфическими проблемами сталкиваются абитуриенты - выходцы из СНГ?
    - Обычный среднестатистический уроженец Израиля приобретает навыки прохождения экзаменов по американской системе практически с детского возраста. На протяжении всего обучения в школе он получает немалый опыт такого рода. У него вырабатывается моральная устойчивость и отсутствие страха перед тестовыми испытаниями. У советского школьника, приученного к другой системе, этого опыта нет. К сожалению, у него также отсутствует опыт решения логических задач, а они - существенная часть психотеста. Да и английский язык у воспитанников советской школы “хромает” гораздо чаще, чем у их израильских сверстников.
    - Из этого можно сделать вывод, что специальный курс подготовки по психометрии необходим только русскоговрящим школьникам?
    - Нет, не только. В Израиле подготовка к психометрии - это великолепно развитый бизнес, в котором оборачиваются миллионы долларов. Среди всех категорий абитуриентов есть ребята обладающие от природы прекрасной памятью, развитым логическим мышлением, быстротой реакции, физической выносливостью - то есть всеми качествами, необходимыми для успешной сдачи психометрии. Таким ученикам не нужен курс специальной подготовки, Однако большинству, несомненно, нужна адаптация. Если даже школьник и умеет решать психометрические задачи, то ему требуется практика их скоростного - в течение минуты - решения. Это достигается многодневной тренировкой. Кроме того, русскоговорящим школьникам необходимо повысить и общий уровень знаний по некоторым предметам. К сожалению, в целом он довольно низок, особенно у тех, кто не учился в столичных школах. Мы уже упоминали о проблеме английского языка, но иногда возникают проблемы и с родным русским языком... Я приведу примеры нескольких вопросов, на которые и человек с высшим филологическим образованием не всегда ответит не задумываясь. Что такое “баргузин”? Что такое “бельмес”? “Брандахлыст”? “Бобыль”? “Башибузук”? Это ведь только на букву “Б”! Что такое “вития”? “Вертопрах”? “Вдругорядь”? “Вахлак”? “Варганить”? Это слова-архаизмы. Часто встречаются слова иностранного происхождения: “агогика”, “адепт”, “акведук” и другие. Знание подобной лексики возможно либо при глубочайшем знании русской литературы - от “Слова о п