"Народ мой" №13 (210) 14.07.1999

Третий “КлезФест в Петербурге”

    Два года назад в нашем городе родилось замечательное начинание: впервые в стране по инициативе Еврейского общинного центра С.-Петербурга (ЕОЦ, директор А.Френкель) и Центра еврейской музыки при ЕОЦ (директор Е.Хаздан) - не в США или Израиле, а здесь, в СПб - состоялся первый “КлезФест” - фестиваль клезмерской музыки и идишской песни. Это начинание не только не умерло, а неуклонно расширялось, набирало силу. В этом году в июне прошел уже третий клезмерский фестиваль, большой слет музыкантов из всех концов России, ближнего и дальнего зарубежья.Господа организаторы: Л.Сонц, А.Френкель, Е.Хаздан Та же небольшая гостиничка в Озерках снова стала домом и школой для нескольких десятков музыкантов, так же из ее раскрытых настежь окон неслись звуки музыки, такая же интенсивная учеба - с 9 утра и до позднего вечера. Как и в прошлые годы, был круглый стол, где происходил обмен информацией и мнениями, вечер еврейского танца, лекции, репетиции, мастер-классы, занятия языком идиш для начинающих и продолжающих, два концерта с участием студентов и педагогов.
    Первый был в самом начале программы, а второй стал заключительным. Там выступили два сводных, организованных в дни КлезФеста клезмерских ансамбля, сводный хор участников программы и солисты с подготовленным при посредстве педагогов репертуаром. И, конечно, блестяще выступили сами педагоги, первоклассные музыканты Адриана Купер и Залман Млотек из Нью-Йорка, Мерлин Шеферд (Лондон), Леонид Сонц (Казань). На этом, в отличие от прошлых лет, дело не кончилось. Прекрасно сыгравшаяся и спевшаяся бригада клезмеров отправилась в гастрольное турне по Северо-Западу. Дали концерты в Пскове и Новгороде - в престижных залах при большом стечении и полном восторге местной публики, не только, кстати, еврейской.
Играют Мерлин Шеферд (Лондон), Леонид Сонц (Казань), Залман Млотек (Нью-Йорк)     Подготовка к “КлезФесту” началась задолго до его начала. Переговоры с педагогами, составление программы и методических материалов, рассылка информации по общинам (реклама “КлезФеста” была размещена и в Интернете, на нее в этом году откликнулось несколько человек - в основном, американцы; только Цви Виршубский - из Стокгольма). Затем, когда начали поступать заявки, анкеты, кассеты - в гораздо большем количестве, чем в прошлые годы, - был произведен суровый отбор: только каждый пятый из желающих был приглашен в Питер. В этом году профессиональный уровень приехавших музыкантов был гораздо выше, чем в прежние годы. Их было больше - более тридцати “иногородних”. В основном, это были люди новые и приехавшие из новых мест.
    Концепция организаторов “КлезФеста” состоит как раз в том, чтобы расширять ареал охвата. Новые участники понесут информацию о программе в свои общины, сами станут инициаторами новых музыкальных проектов, распространителями музыкальных знаний, полученных здесь. Вот пример: Софья Коплевацкая, директор еврейской школы в Саратове, музыковед по профессии, после прошлогоднего семинара сумела организовать клезмерский ансамбль, клуб еврейской песни, ученики ее школы поют и “рисуют” новые, привезенные ею из Питера песни, их рисунками даже оформлен календарь. Не последнюю роль в распространении информации о “КлезФесте” и привлечении участников сыграли и наши публикации в “Ами”.
    Участники Фестиваля 1999 года представляли Литву, Эстонию, Беларусь, Украину, Молдову и, разумеется, Россию. Заметим, что петербургских музыкантов на этот раз было значительно больше, чем в прежние годы. Это и сильно расширившийся состав ансамбля “КлеЗемер” и три музыканта из фольклорной студии “Нигун”, и учительница музыки из школы “Иерушалаим”. Кстати, в этом году впервые была создана учебная группа из учителей музыки еврейских школ. Для них был организован специальный лекционный курс. А теперь пару слов о студентах-иностранцах. Джейкоб Печени и Цви Виршубский - музыканты-любители. На Западе большинство участников многочисленных клезкэмпов - именно такого типа. Они пели в хоре, участвовали в танцевальном вечере, в культурной программе (в этом году, как и раньше, экскурсия “Еврейский Петербург” вначале и ночная прогулка на теплоходе - в конце программы). Джейкоб - славист, бывал в нашем городе много раз, для других американцев - участников “КлезФеста” был переводчиком.Поет Шейла Фокс из Сиетла Шейла Фокс из Сиэтла - солистка клезмерского ансамбля. У нее прекрасный голос, к тому же она играет на кларнете. Элли Шапиро из Беркли (Калифорния) каждый год организует фестивали еврейской музыки, на которых выступают американские коллективы и солисты. В частности, в марте 1999 года там дали концерт А.Купер и З.Млотек с программой “Танго в гетто”. Элли прекрасно поет, она солировала в заключительном концерте в Петербурге, а также во Пскове и в Новгороде. Интересно было узнать из первых уст отличие наших “КлезФестов” от многочисленных фестивалей и клезкэмпов.
    Вот что она рассказала. Обычно на западные (американские) клезкэмпы съезжается много народу. На зимний клезкэмп под Нью-Йорком - до 400 человек. При высокопрофессиональных педагогах и небольшой группе студентов-профессионалов огромное большинство участников - любители. Они, в отличие от наших участников, платят деньги и чувствуют себя вполне свободно - выбирают привлекающие их занятия - только идиш, например, или только хор. Это похоже на большую тусовку, куда приезжают с детьми, чтобы они окунулись в еврейскую обстановку. Но чувствовать себя так комфортно, как здесь, в Петербурге, ей там не удавалось - может быть оттого, что там слишком многолюдно, мало с кем успеваешь познакомиться, да и занятия, как я поняла, любители посещают с прохладцей. Нам, прокомментировал ее рассказ Женя Хаздан, до такого охвата еще далеко. Да и любителей мы не можем пригласить. Непонятно, кто за наших любителей будет платить.
    Осталось рассказать о педагогах “КлезФеста”. С Аркадием Хуновичем Гендлером мы познакомились в 1997 году. Он был участником первого “КлезФеста”. Он родом из Бессарабии, знает множество малоизвестных песен. Его великолепный идиш - первый и действительно родной его язык. На “КлезФесте” он вел “идиш для начинающих”, а в Запорожье преподает его в школе.
    “Шмуэс для говорящих на идиш” вел Андрей Бредштейн, хранитель еврейского фонда Ленинской библиотеки в Москве. Он был единственным строго религиозным евреем на “КлезФесте”, соблюдал субботу. На одном из его занятий выступала Мария Рольникайте.
    Леонида Сонца мы хорошо знаем как виртуоза-скрипача, руководителя ансамбля, дирижера, даже вокалиста. Оказывается, он еще может быть превосходным остроумным конферансье. В этом году, как обычно, он вел мастер-класс у струнников.
    Мерлин Шеферд вел мастер-класс у духовиков и руководил одним из двух сводных ансамблей (скрипки, кларнеты, контрабас, аккордеон). В детстве учился играть на флейте, затем в музыкальном колледже - на саксофоне и кларнете, пробовал себя в джазе, в восточной музыке. Он искал, экспериментировал... пока не услышал по радио клезмерскую мелодию. Несравненный Леонид Сонц С тех пор прошло 10 лет. Он открыл для себя океан новой музыки. Учится у великих клезмеров начала века и учит - дает мастер-классы современным клезмерам.
    Об Адриане Купер и Залмане Млотеке мы писали в прошлом году. Остается рассказать о прошедшем годе - что он нового им принес. Конечно, участие в фестивалях и концертах, новые диски и проекты - очень насыщенная жизнь. Залман стал музыкальным руководителем одного из старейших еврейских театров мира “Фольксбине”. В его музыкальном оформлении прошел новый спектакль “Зисе халоймес”, сейчас готовится спектакль по пьесе Осипа Дымова “Йошке-музыкант”. По воскресеньям проходят детские спектакли на идиш - по инициативе Залмана. Театр переживал не лучшие времена. В его штате только 7 актеров и 3 музыканта. Но уже в будущем сезоне число актеров увеличится. Залман привез сборник песен к мюзиклам - превосходных песен. Адриана и Залман сейчас заканчивают работу над диском “Танго в гетто”, посвященном еврейским театрам военных лет. Адриана создала новый коллектив, состоящий из женщин, певиц и музыкантов. И она тоже участвует в театральном проекте - сочинила инсценировку по мемуарам знаменитой Глюккель из Хамельна (XVII в.). Она же играет саму Глюккель. Спектакль уже прошел в Канаде и Калифорнии и в ближайшее время предстоит постановка в Нью-Йорке, Бостоне и других городах США. Летом ей предстоит поехать в Канаду, где ее выдающийся вклад в идишскую культуру отмечен наградой. Совсем недавно она стала вести “Новости” в идишском радиожурнале (США).
    Пару слов о заключительном концерте. Замечательно пели Шейла Фокс (США) и Евгений Тарунцов (Одесса), Николай Светличный (Тула), Алиса Ивах и Полина Ачкинази (Казань), Марианна Надеина (Харьков), Анжела Пихут и Ефим Черный (Кишинев). Инструменталисты - выше всяких похвал. Оба ансамбля и хор тоже были на высоте. И, разумеется, наши гости - Залман, Адриана, Мерлин Шеферд, доставили всем присутствующим редкое наслаждение - услышать настоящую еврейскую музыку, настоящий идиш.
    Осталось принести дань благодарности нашим спонсорам, которые сделали возможным осуществление этого праздника еврейской музыки: Фонду развития еврейских общин России и Украины (директор - Мартин Хорвиц), Джойнту и еврейской общине Кливленда.

          Е.Ш.
Фото А.Наделя

Сайт создан в системе uCoz