"Народ мой" №19 (216) 14.10.1999

Еврейское кладбище:
что мы можем сделать?

     Из года в год с позорной регулярностью вынуждена"Ами" публиковать материалы об ужасающем состоянии, в котором находится Еврейское кладбище Петербурга. причем каждый раз отмечается, что положение стало еще хуже. На нашем кладбище более 850 тысяч захоронений, почти у каждого из нас есть там свои родные могилы, свои святые места, "что мы можем сделать?" – с таким вопросом редакция газеты обратилась к руководителям нескольких организаций города.

ЛЬВОВА Евгения Абрамовна-
исполнительный директор
петербургского отделения
Российского еврейского конгресса

     Общеизвестно, что еврейское кладбище находится в плачевном состоянии. С моей точки зрения, это закономерно, поскольку в немалой степени отражает состояние благотворительности в еврейской общине города. Ни для кого не секрет, что наши благотворительные программы – от раздачи посылок пожилым людям и до открытия детских садиков и школ – осуществляются не на средства общины, а на деньги, собранные евреями по всему миру. Однако еврейское кладбище – совершенно особый случай, это – ответственность нашей общины. Евреи, живущие за границей, не собираются давать нам деньги на уход за могилами НАШИХ предков. Значит, разрушение и запустение на кладбище будут продолжаться до тех пор, пока евреи – жители Петербурга не поймут, что долг и персональная ответственность каждого, независимо от уровня доходов и возраста, – помочь в его восстановлении и дальнейшем поддержании здесь порядка.
     Всем известно, что до революции еврейская община города была бедной. Конечно, были богатые меценаты со звучными фамилиями, жертвовавшие на общинные нужды и постройку синагоги тысячи рублей. Но также и тогда бедная вдова давала своему сыночку медный грошик, чтобы он опустил его в кружку для цдаки. Тогда это было нормой жизни в любой еврейской семье, а сейчас я нередко слышу от вполне благополучных людей с приличными доходами, сытых-обутых-одетых, что на благотворительную деятельность у них нет денег.
     Кризис с благотворительностью развивается, и для того, чтобы мы могли навести порядок на кладбище, необходимо изменить ситуацию в общине в целом. Мы должны вернуть людям чувство личной ответственности за развитие и процветание общины.
     За 10 лет еврейского возрождения нами создана масса организаций: школы, культурные и благотворительные центры, университет... Но за эти же годы произошла ужасная вещь – может быть, она произошла раньше, но именно в эти годы проявилась: все ждут, что делать будет кто-то другой. Между тем как участвовать в этой работе должен каждый.

ГРУБАРГ Марк Давидович -
председатель правления
С.-Петербургской еврейской религиозной общины

     Дом омовения еврейского кладбища был искусственно отторгнут от С.-Петербургской религиозной общины несколько лет назад и передан в ведение Иудейской религиозной общине. В то время это было необходимо сделать, чтобы избежать назревавшей конфликтной ситуации. При всем моем уважении к возглавившему эту общину М. Р. Фрейдзону должен сказать, что кладбище и Дом омовений поддерживать в надлежащем виде им оказалось совершенно не под силу. Тому есть много причина организационных, финансовых, политических и прочих. Справедливости ради надо заметить, что в последнее время некоторые работы там ведутся, но их объем и темпы совершенно недостаточны.
     Два года назад КУГИ начал рассматривать вопрос, почему на кладбище не ведутся восстановительные и ремонтные работы. Были вызваны все заинтересованные стороны: представители общины, которой вверено кладбище, петербургского отделения Российского еврейского конгресса, Еврейской религиозной общины, ответственный за этот объект от КУГИ. Вопрос ставился очень жестко: в КУГИ считали, что передача кладбища в ведение той общине не была верным шагом, и обратились к нашей религиозной общине с просьбой принять его в свое ведение. Вы понимаете, какая это огромная ответственность и огромная работа. Конечно, забота о кладбище – наша святая обязанность. В то же время это – процесс чрезвычайно сложный. Требуются колоссальные ремонтные и реставрационные работы, а значит, большие финансовые вложения. Между тем, всем известно, что сама община денег не зарабатывает – мы можем правильно их расходовать, осуществлять контроль за ходом работ, можем создать нормально функционирующее похоронное братство. Тем не менее, мы взяли бы это на себя, если бы получили согласие всей еврейской общественности города и если бы нам была гарантирована ее помощь.
     В тот момент у РЕКа в Петербурге не было четкой точки зрения по этой проблеме, и кладбище осталось в ведении прежних хозяев. Очень скоро стало совершенно очевидным, что это решение было не совсем правильным, и сейчас исполнительный директор РЕКа Е.Львова постоянно обращается к нам в ПЕРО с предложением объединить усилия для восстановления кладбища.
     Я считаю, что есть два вопроса, требующих решения в этой крайне тяжелой ситуации. Первый – порядок на кладбище: охрана, уход за могилами, соблюдение ритуальной стороны. Думаю, что с этим больших сложностей не предвидится. Второй вопрос гораздо сложнее: консервация Дома омовения и аркад, образующих двор (о реставрации я пока даже не говорю).
     Есть вещи, с которыми медлить совершенно невозможно: организация охраны, наведение порядка во дворе, подключение электричества, установка телефона у сторожа, создание информационной службы...
     Вопрос с реставрацией гораздо сложнее, он требует совместных усилий всех еврейских организаций города и, помимо этого, помощи зарубежных организаций – требуются очень большие финансовые вложения.
     Я думаю, что в самое ближайшее время мы встретимся с президентом петербургского отделения РЕКа М.Мирилашвили, руководителем иудейской общины М.Фрейдзоном, пригласим представителей других еврейских организаций города и сообща будем искать выход из сложившейся ситуации.

ГУЛО Лев Филиппович –
председатель Совета
еврейского благотворительного центра "Хэсэд Авраам"

     Вопросы поддержания порядка на еврейском кладбище и охраны памятников всегда представляли определенные трудности, а сейчас, в период очень серьезных экономических и финансовых потрясений, особенно.
     Нам известно, что проявления вандализма как никогда часто дают себя знать в тяжелые кризисные периоды жизни общества, неизменным следствием которых является обострение межнациональных отношений. Конечно,среди тех, кто активно проявляет себя подобными действиями, достаточно лиц с выраженными психопатическими нарушениями. Однако есть и такие, кто руководствуется антисемитскими побуждениями. Несомненно, это люди с ущербным интеллектом, что в конечном счете является выраженным дефектом нравственного воспитания в семье и в обществе.
     Бороться с такими проявлениями трудно, но необходимо. Пропаганда гуманности не всегда проймет созревшего вандала, а вот меры экономического и административного воздействия нередко приносят плоды. Вероятно, на современном этапе именно они и будут наиболее эффективными.
     Мне представляется, что необходимо учредить "Фонд охраны кладбища и кладбищенских строений". В его создании и в сборе средств посильное участие могут принять все – и простые граждане, и известные меценаты, и лица, приезжающие из-за рубежа и посещающие могилы близких.
     Сбор средств может проводиться постоянно во всех многочисленных еврейских организациях города, а затем собранные деньги должны направляться руководству общины. Такой постоянно действующий фонд поможет решить комплекс вопросов, связанных с охраной, защитой и сохранением памяти об усопших. Это наш долг. Я не сомневаюсь, что на это каждый захочет и сможет выделить какие-то средства.

ЦУКЕРМАН Яков Николаевич -
главный редактор газеты "Ами",
член правления С. -Петербургской еврейской религиозной общины

     В Петербурге очень мало специфически еврейских мест, которые бы действительно активно посещались всем еврейским населением города. Пожалуй, могу назвать единственное, куда приходят регулярно практически все – наше Еврейское (Преображенское) кладбище. Состояние, в котором оно находится, – это самая болезненная, может быть, изо всех наших городских еврейских проблем. То, что там происходит – это такая мерзость, такое безобразие, что стыдно всем, кто там бывает.
     Главная проблема кладбища в том, что у него нет заинтересованного хозяина. Согласно российским законам, кладбища не подлежат приватизации, это муниципальная собственность. Но, я думаю, большинство согласится, что ответственной за него является еврейская община города и, прежде всего, наша родная синагога, поскольку сфера ритуального обслуживания относится все-таки к Б-жественному промыслу.
     При входе на кладбище находится роскошный Дом омовения – замечательный памятник архитектуры. Я помню, что еще лет 30-40 назад он был в приличном состоянии, а как выглядит сейчас – знаете сами. Так сложилось, что в настоящее время его хозяином является Иудейская община, и пора спросить с этих людей, что же полезного они сделали. Годы владения показали, что они являются маломощной несостоятельной организацией и что требуется срочно их заменить.
     Явочным порядком установлено, что кладбище является проходным двором для жителей микрорайона. Вот функция и определяет состояние. Раньше мы думали, что акты вандализма совершаются только группами лиц с определенной идеологической установкой фашистами, антисемитами. Однако последние годы показали, что от современных варваров страдают кладбища всех конфессий. Поэтому – и прежде всего – кладбище должно быть надежно ОГОРОЖЕНО и ДОЛЖНО ОХРАНЯТЬСЯ. Нужны срочные дренажные и строительные работы.
     Совершенно очевидно, что для наведения порядка надо навалиться всем миром, надо определить группу людей, которая отвечала бы за решение этих вопросов и, самое главное, надо создать денежный Фонд, который бы позволил решить эти проблемы практически.
     Где взять деньги"? Во всем мире каждый еврей платит цдаку, кто сколько может. Я знаю, что не только М.М.Мирилашвили, но и другие обеспеченные люди неоднократно выделяли деньги в помощь кладбищу, однако огромный комплекс необходимых там работ нынешним Поляковым и Гинцбургам не осилить. Между тем, в городе минимум 50–60 тысяч евреев, и если каждый раскошелится хотя бы на 25–30 рублей в год, то соберется вполне приличная сумма. Главное условие – те, кто расстается с кровными своими деньгами, должны быть АБСОЛЮТНО уверены, что деньги не украдут.
     Все еврейские организации города существуют не за счет взносов своих членов, а находятся практически на полном иждивении у иностранных еврейских организаций. Я совершенно не уверен, что руководители Джойнта или Сохнута наотрез откажут нам в помощи. Этот вопрос надо выяснить, он вполне достоин обсуждения.
     И еще – о наших уехавших (и уезжающих) соотечественниках, бросивших могилы близких на произвол судьбы. По-моему, они просто ОБЯЗАНЫ уделить какую-то толику рублей (шекелей, долларов, марок) на уход за могилами хотя бы своих родных.
     Недавно проблему кладбища мы обсуждали с губернатором Яковлевым. Он обещал всемерную поддержку и сказал, что ему тоже стыдно за состояние этого кладбища. Но если стыдно городской администрации, если стыдно нам самим – и мы-то еще живы! – значит, надо сброситься, скинуться и срочно, не откладывая, начать действовать.
     Я не вижу более СВЯТОГО дела для нашей общины, чем приведение в порядок кладбища. Кстати, именно кладбища! Вопрос реставрации Дома омовения – отдельный.

    Очевидно, что вопрос всех задел за живое и что здесь думано-передумано. Проблема рассматривается под разными углами и в разных аспектах. Все сходятся на том, что надо действовать, причем НЕМЕДЛЕННО. И ОБЯЗАТЕЛЬНО "НАВАЛИТЬСЯ ВСЕМ МИРОМ". И все знают, что надо делать в первую очередь, а что потом. И каждый предлагает свой вариант ответа на самый существенный вопрос: где взять деньги? Предлагается: создать целевой фонд, организовать сбор средств прямо в еврейских организациях, а также попросить их у меценатов, уехавших соотечественников и у зарубежных еврейсих организаций. Пожалуй, это и все.
     Мы ждем от наших читателей конкретных предложений.
     И просьба – не надо опять о хулиганах, варварах, фашистах и антисемитах. Мы с вами абсолютно согласны. Но их были сотни, а нас в городе – несколько десятков тысяч, Они громили чужое – мы ничего не предприняли, чтобы сохранить свое. Отсутствие действия – наш собственный вариант вандализма. Так чья вина больше?

Интервью брала Татьяна Вальтер
Фото В.Шварцмана, сделанные 23 сентября 1999 г.
Сайт создан в системе uCoz