"Народ мой" №19 (216) 14.10.1999

История одной семьи

     В понедельник, 5 июля телепрограмма «Иерушалаим» сообщила о прибытии в Хайфу из Одессы очередного рейса теплохода «Дмитрий Шостакович» с 320 репатриантами на борту. Тележурналисты задали прибывшим свои вопросы, и мы услышали привычные в последнее время ответы: «Не платят зарплату, нечего есть, никакой перспективы на улучшение. Здесь, конечно, тоже нелегко, но мы тут уже побывали, посмотрели, справимся».
     Журналисты спросили сотрудников береговых служб, отличаются ли, по их мнению, чем-нибудь вновь прибывшие олим от еще недавних своих предшественников. Ответы были единодушными - совершенно отчетлива тенденция к омоложению, едут молодые, трудоспособные семьи. Раньше преобладало старшее поколение. Что ж, и это понятно.
     Через несколько дней – вечером 8 июля – в одно и то же время прошло два мероприятия, посвященных алие из СССР–СНГ: в библиотеке Сионистского Форума презентация книги «Десятилетие большой алии: путь достижений и утрат. (Социологические очерки)», а в Общинном доме – очередной семинар амуты «Мишмерет Шалом» из серии «История алии».
     Отвечая на вопрос авторов социологических очерков о причинах репатриации, респонденты 1991–92 годов на первое место выдвигали «беспокойство за будущее – свое и детей», и лишь на четвертое – экономические трудности. Что ж, время вносит в мотивировку свои коррективы. Главное же состоит в том, что выехать сейчас просто.
     Но, «чтобы относительно легко выезжающие сегодня из бывшего Союза евреи знали, как это начиналось, как писалась кровью история нашей борьбы и нашей алии, как мы проходили нашу «пустыню», добиваясь права на наш Израиль» (Э.Шифрина), и состоялся семинар, имевший строго очерченную тему: «Цена нашей свободы. К 20-летию гибели семьи Полтинниковых в Новосибирске».
     Как отметил открывший семинар журналист А.Разгон, конкретные судьбы в переломные моменты истории, – особенно судьба немногих людей, сыгравших в это время важную, нередко ключевую роль, – позволяют увидеть то, что трудно или даже невозможно передать лишь с помощью цифр.
     «По драматизму, трагическому накалу, связанному с отказом, судьба семьи Полтинниковых, пожалуй, не имеет аналогов в истории советской алии», – так начал свой рассказ о совместно пережитом Ф.Кочубиевский, узник Сиона, хорошо известный в СССР еврейский активист и новосибирский отказник, сыгравший исключительную роль в помощи семье Полтинниковых в наиболее трудные для нее моменты.
     Э.Шифрина, единственный оставшийся сейчас в живых член этой семьи, рассказала о своих
родителях и сестре, о той невероятной по масштабам и резонансу в мире борьбе, которую они все вместе вели в СССР и за его пределами.
     Из раннего детства сохранилось воспоминание: мама, плачущая в связи со смертью Сталина. Ни до, ни после мама никогда не плакала, – у нее был твердый, волевой характер. Отца война застала студентом-медиком, он прошел ее армейским хирургом и остался в армии надолго: демобилизовался после 30 лет службы в звании полковника, будучи начальником глазного отделения сибирского окружного госпиталя, признанным лучшим глазным хирургом зауральской части страны. После демобилизации был избран заведующим кафедрой глазных болезней Новосибирского мединститута.
     Полтинниковы в это время были благополучной семьей ассимилированных еврейских интеллигентов: родители и старшая сестра Вика – врачи, самозабвенно работавшие и влюбленные в свое дело, Элеонора – переводчик, преподаватель английского. Еврейство в семье сохранилось, скорее всего, лишь на подсознательном уровне – было необъяснимое неприятие смешанного брака. С антисемитизмом им не приходилось болезненно сталкиваться, и он ощутимо не отражался на формировании еврейского самосознания,
     Серьёзный толчок в этом направлении, особенно для сестер, дала Шестидневная война. Пробуждение национального самосознания у младшей сестры шло одновременно с формированием социального, политического протеста, диссидентских настроений, что и привело ее в ряды активных распространителей самиздата. Именно это последнее обстоятельство привлекло к ней внимание КГБ, куда ее уже «таскали», угрожая посадкой. Умная, дальновидная мать нашла выход и сумела его реализовать, – младшую дочь удалось срочно отправить в Израиль по фиктивному браку.
     Семья к этому времени уже не была прежней, благополучной, «как все», в ней стали распрямляться скрытые ранее пружины, она встала на путь борьбы, приняв решение о репатриации, подав в 1971 году документы в ОВИР, зная, что из Сибири «не выпускают».
     Сейчас даже те из нас, кто хорошо знает и помнит то время, те изощренные приемы воздействия на всего лишь захотевших «воссоединиться со своими родственниками» (так в СССР официально называли репатриацию), не могут не поражаться энтузиазму новосибирских властей. «Вы здесь сгниете, но не уедете», – сказал прошедшему войну полковнику Полтинникову начальник ОВИРа полковник Горбунов. Это были не пустые слова. И.Х.Полтинников был разжалован в рядовые с лишением пенсии и уволен с работы, предварительно пройдя через обязательное чистилище того времени – «собрание трудового коллектива».
     «Жаль, что Гитлер вас всех не прикончил! Я бы сам тебя пристрелил, предатель!» – услышал на этом собрании ветеран войны. Через такие же «собрания» прошли и примерно то же услышали мать и старшая дочь. Семья осталась без работы. В ноябре 1972 года пришло еще одно подтверждение слов начальника ОВИРа, – его ведомство дало официальный отказ с мотивировкой; «Нецелесообразно».
     Но уже прислала вызов из Израиля младшая дочь, и семья вновь подает документы. Казалось бы, препятствий нет. Мотивировка отказа на сей раз поражает своей вызывающе наглой демонстрацией силы: «Отсутствие близких родственников в Израиле».
     В декабре 1972 года мать и дочь были арестованы в Москве при попытке подать петицию в приемной Верховного Совета СССР. Их отправили в товарном вагоне в Новосибирск, где приговорили к шести месяцам тюрьмы.
     Элеонора почти сразу же по прибытии в Израиль начала встречаться с западными дипломатами и политическими деятелями, стремясь привлечь внимание западной общественности к положению евреев в СССР, и одновременно организовать кампанию в защиту своих близких.
     Уже в феврале 1973 года по приглашению американских еврейских организаций она выехала в США, где вскоре о положении ее семьи заговорили радио и телевидение, а в марте она объявила голодовку в Лондоне у Советского посольства.
     Стоит отметить, что перед тем, как начать эту голодовку, Элеонора позвонила начальнику Новосибирского областного МВД генералу Сланецкому и предложила компромисс: она прекращает кампанию на Западе, – они выпускают ее семью. Она услышала то, что готова была услышать: «можете хоть сдохнуть там на своей голодовке, – ваши родители и сестра сгниют здесь, но не выедут».
     Уже после десяти дней ее голодовки резонанс в мире оказался достаточно велик: американская и европейская пресса сообщили о положении семьи Полтинниковых в Новосибирске, в Москву шли индивидуальные и коллективные письма и телеграммы европейских парламентариев, американских сенаторов и конгрессменов, Госдепартамент США обратился с официальным ходатайством к советскому правительству. Казалось, цель достигнута, и голодовка была прекращена.
     Увы, у советской стороны был свой сценарий: последовал очередной отказ с новой мотивировкой – «по причине секретности» бывшей работы разжалованного полковника медицинской службы.
     Положение матери и сестры в тюрьме было крайне тяжелым: первая перенесла к этому времени уже три инфаркта и была больна диабетом, у второй был туберкулез в активной форме.
     Голодовка Элеоноры и последовавший в связи с ней общественный резонанс совпали по времени с тяжелейшим гипертоническим кризом у матери и обострением туберкулеза у сестры. Власти были вынуждены выпустить их из тюрьмы после половины срока.
     Однако сценарий садистских репрессий имел еще долгое продолжение, и сейчас с трудом поддается восприятию и уж никак не поддается сколько-нибудь логическому анализу. Достаточно, например, сказать, что всех троих вызвали в милицию и потребовали немедленно устроиться на работу, угрожая в противном случае привлечением к уголовной ответственности за тунеядство. Однако в горздраве им объяснили, что есть указание не принимать Полтинниковых ни в одно лечебное учреждение города. Почта до них не доходила, телефон был отключен, а на переговорный пункт приглашали на неверное время, вынуждая просиживать там сутками.
     Нам сейчас трудно понять, откуда у больных, затравленных людей брались силы на борьбу, но они боролись всеми доступными им средствами: у них было больше трехсот постоянных корреспондентов на Западе, они периодически объявляли голодовки. Голодовка... Когда во время одной из голодовок мать потеряла сознание, вместо вызванной «Скорой помощи» приехали сотрудники КГБ и сказали, что никакой помощи не будет, пока они не прекратят голодовку.
     В начале 1975 года у матери случился четвертый инфаркт. Вначале было непонятно, почему ее охотно взяли в больницу, но вскоре все прояснилось: при катастрофически падающем давлении ей намеревались ввести лекарство, понижающее давление... Они даже не потрудились учесть, что их пациентка – врач-кардиолог. От больницы пришлось отказаться.
     В это же время отца сбила машина, наехавшая на тротуар (расследования, естественно, не было), после чего он тоже слег с инфарктом.
     Силы были на исходе, и семья перешла к последнему возможному для нее средству: полному
бойкоту властей, отказу от любых контактов с любыми советскими учреждениями.
     В марте 1975 года Элеонора и некоторые их друзья на Западе получили последнее письмо:«Не ждите от нас больше писем. Либо мы получим разрешение, либо умрем здесь».
     Полтинниковы были очень мужественными и очень скромными альтруистами. С самого начала своей борьбы в телефонных разговорах (сохранились их записи!) с американскими активистами они просили не концентрироваться только на них: «...у нас еще есть силы, другим хуже...» И лишь в одном из последних телефонных разговоров прозвучали другие слова: «Нас убивают изматыванием, больше нет сил, спасите нас!»
     Казалось, именно сейчас Полтинниковы должны были оказаться в центре внимания борцов за алию в СССР. Но в Москве, через которую тогда только и шел поток иностранных туристов, «лидеры алии» говорили тем, кто ехал в Новосибирск: «К Полтинниковым не ходите, они все равно никого не хотят видеть». Это была ложь: именно для западных туристов Полтинниковы делали исключение – их охотно впускали.
     С горечью говорит сейчас Элеонора о том, что «никто из тех, кто взял на себя смелость выступать от имени алии, не потрудился съездить в Новосибирск и узнать, живы ли Полтинниковы. Редкие туристы на свой страх и риск заходили к ним и уезжали потрясенные... Лекарства от туберкулеза для Вики, которые я посылала с туристами через московских «лидеров алии», почему-то не доходили тоже...»
     Что ж, добавим мы сейчас от себя, в этом, вероятно, можно увидеть зародыш того, что спустя годы пышно расцвело уже здесь, – в Израиле, в до боли знакомых картинах предвыборной около- и псевдопартийной возни, бесстыдства и эгоизма.
     Примечательно, что именно в это время специально к Полтинниковым приезжает с поддержкой христианка Алис Форд из иерусалимской группы пятидесятников-сионистов. Она приедет к ним и много позже, предлагая свою помощь, когда они, наконец, получат разрешение на выезд: «Что случится с вами, случится и со мной» (давайте вспомним, что почти такие слова когда-то произнесла и Рут-моавитянка).
     Жизнь семьи Полтинниковых в Новосибирске в этот последний, наиболее драматичный период их беспрецедентной борьбы потрясает сегодня и нас, когда из сдержанного рассказа Элеоноры мы немного узнаем об их страшном повседневном быте в забаррикадированной изнутри квартире, – и так не дни, не месяцы даже, но годы... И при этом они учили иврит, слушали западное радио, уровень их интеллектуальной жизни был по-прежнему высок.
     Кажется невероятным, что все это можно выдержать. Вероятнее представить, что в таких условиях рассудок человека сдает, и поэтому не все его поступки легко уложить в наши сегодняшние представления о норме.
     Борьба Элеоноры на Западе не прекращалась, в Новосибирск шли официальные запросы из Сената и Конгресса, и, наконец, в феврале 1979 году посторонние люди сообщили, что ее семье дали разрешение на выезд. Они добавили также, что Полтинниковы отказываются идти за разрешением, полагая, что это провокация с целью выманить их из квартиры и убить.
     Сейчас, когда мы знаем, что этому предшествовало, нам не кажется такое поведение слишком странным, но тогда даже Элеонора сочла возможным представить, что мама и сестра потеряли рассудок (а как его можно было в таких условиях не потерять!), потому что они не хотели выпускать из дома папу, который с ними не соглашался.
     Парадоксальность сложившейся ситуации заключалась в том, что, казалось бы, достижение цели, ради которой было так много отдано, лишь еще больше усиливало трагизм. Нужно было доказать отчаявшимся женщинам, что западни нет, и с этой целью глава семьи оставляет их, чтобы репатриироваться в одиночку. Он живет некоторое время в семье Ф.Кочубиевского, который помогает ему оформить документы и выехать. Значение этой помощи невозможно переоценить.
     «Он приехал сюда, – вспоминает Элеонора, – еле держась на ногах: весил 47 кг».
     Физиологические процессы, если они заходят слишком далеко, становятся необратимыми. Оставшимся в Новосибирске женщинам уже ничто не могло помочь. 5 августа умерла от голода д-р Ирма Бернштейн, мать семьи.
     Ф.Кочубиевский с большим тру-дом добивается госпитализации Виктории, которая 8 это время была в очень тяжелом состоянии. Немного окрепнув в больнице, 28 августа она самовольно ушла домой и покончила с собой. Для этого нужны были силы и мужество.
     Завершая семинар, А.Разгон высказал глубокое убеждение, что трагедия семьи Полтинниковых в Новосибирске не была результатом только злой воли ретивых чиновников различных спецслужб и случайного стечения обстоятельств, как может показаться на первый взгляд. Слишком много есть сейчас оснований полагать, что это был хорошо спланированный своего рода социально-психологический эксперимент, имевший целью проанализировать поведение еврейской семьи в экстремальных советских условиях, понять причины ее выживания, когда, казалось бы, жить уже невозможно, оценить роль внутренней и международной помощи, да и мало ли что еще оценить. Можно полагать также, что экспериментаторы, оставшиеся для нас как бы за кадром, получили достаточно серьезный материал и много пищи для размышлений, что результаты этого эксперимента явились еще одним аргументом в пользу понимания бесперспективности силового удержания евреев от репатриации. Несомненно также и то, что результаты этого эксперимента во многом зависели от объекта исследования. Семья Полтинниковых оказалась достойным объектом и вписала еще одну страницу в героическую летопись нашего народа.
     Кто знает, – грустно добавил А.Разгон, – какие специалисты-психологи стояли у истоков этого эксперимента, и не было ли среди них тех, кто сейчас спокойно живет здесь, среди нас...
     Что ж, если это и так, – добавим в свою очередь и мы, – то для этих специалистов, а еще более для нас с вами поучителен следующий этап алии семьи Полтинниковых, уже после Новосибирска, в Израиле.
     Невероятный груз перенесенных психологических травм, еще два следующих друг за другом инфаркта, наконец, возраст – все это отошло на второй план, ведь доктор Полтинников оказался на родной земле, которая давала ему новые силы. Он ученый, и именно в этом качестве может наиболее полно здесь реализовать себя. Можно только поражаться тому, как много и что именно успел сделать за обидно короткий срок этот уже немолодой человек, который еще и писал стихи на иврите.
     «Его исследования в области лечения ожога глаз, – рассказывает Элеонора, – были настолько революционны, что для него была создана специальная лаборатория в глазном институте при больнице Тель ха-Шомер. За сделанное им открытие в области лечения ожогов глаз он был награжден специальной премией им. Гольдшлегера. Он успел сделать ряд изобретений, одно из которых – совершенно оригинальное решение проблемы замены хрусталика при катаракте, достойное, по оценке специалистов, Нобелевской премии, – разрабатывается его учениками сегодня».
     Прошлое, однако, держало крепко. Очень крепко. Сердце не выдержало еще одного инфаркта и 1 июля 1986 года ученого и воина не стало. Ему было всего 66 лет.
     «22 июня 1989 года – продолжает свой рассказ Элеонора, – одной из улиц Нетании было присвоено имя моего отца, д-ра Иц-хака бен-Ханаана (Полтинникова), врача, ученого, ветерана войны с нацизмом, почетного полковника Армии обороны Израиля... Это решение – последние воинские почести, которые отдала страна трем своим бойцам, погибшим за алию: моим родителям и сестре. Имена моей мамы, д-ра Ирмы Бернштейн, и моей сестры, д-ра Виктории Полтинниковой, написаны на папином надгробии, потому что их могилы остались в Новосибирске. Общий на троих памятник, общий героизм и трагедия, и почести – общие на троих...
     «Если не я за себя, то кто? Но если я только за себя, то зачем я? И если не сейчас, то когда?» Этой еврейской мудрости моих совершенно ассимилированных родителей не учили, но она была у них в крови, в характере».

Константин ДАНОВИЧ,
Израиль, специально для "Ами"
Сайт создан в системе uCoz