"Народ мой" №19 (216) 14.10.1999

Украшать мир - неплохая профессия

     Не узкая и не широкая улица. Свежевыкрашенные фасады домов и сквер с Пушкиным, утопающим в зелени деревьев. Разноцветье машин. Двор-колодец с волнообразным асфальтом и с тремя стеклянными вертикалями лифтовых шахт. Обшарпанная лестница с железными перилами и отвалившейся штукатуркой. Обычный двор в центре Петербурга. Квартира с высокими потолками. И живопись. Она везде. В комнате, на кухне, в коридоре. Здесь живет педагог Еврейского центра искусств и ремесел художник Татьяна Погорельская.

     – В нашей газете было опубликовано интервью с директором Центра Георгием Лернером. Среди активистов Центра он назвал и вас. Расскажите, пожалуйста, поподробней о вашей работе.
     – Формально мои занятия в Центре называются консультации по иудаике. До сих пор почти каждодневно возникают вопросы, связанные то с текстом вышивки, то с сюжетом коробочки или гобелена, то с формой, цветом или идеей какого-то изделия. Поэтому у меня две функции – художник и педагог. Также я веду занятия в студии "Мотивы иудаи-ки". Уровень знаний традиций, не говоря уж о еврейских классических текстах очень разный. Поэтому занятия практически проходят почти индивидуально. На занятиях приходится рассказывать и рисовать. Но поскольку я, в первую очередь, художник, то информацию, видимо, подаю не совсем традиционно.

     – Татьяна, расскажите, пожалуйста, о себе.
     – Я окончила Театральный институт, получив специальность театрального художника. После окончания работала в драматических театрах Пскова, Красноярска, Фрунзе. Работала с известными режиссерами. В театре все-таки главным художником спектакля является режиссер. Он создает художественный образ спектакля. Ведь для выражения замысла необходимо соотношение многочисленных элементов театрального зрелища. Я поняла, что в театре я художником не стану. Может быть это внутреннее чутье, может быть что-то еще, но я сказала себе: "Я должна стать художником" и, проработав четыре года в театрах, ушла на вольные хлеба.

     – А что такое "быть художником"?
     – Это трудно объяснить. Я думаю, это другое видение мира, может быть, более глубокое, наполненное любовью. Когда рисуешь, ты должен любить то, что хочешь изобразить, иначе лучше не рисовать. Перед тем, как что-то нарисовать, посмотри, как прекрасен белый лист бумаги. И, если считаешь себя художником, должен сделать его чуть прекраснее, чуть совершеннее. В каждом человеке, как мне кажется, заложен элемент творчества. Своим ученикам в студии я говорю: В каждом из вас горит маленькая свечка - НЭР ДАКИК. Ее язычок трепещет. И без этого ТРЕПЕТА нет ХУДОЖНИКА. Это, как сказал Г-сподь Моше про Бецалеля – первого художника, которому
было поручено строительство Ковчега и Скинии Завета: "... и исполнил его Духом Б-жьим, мудростью и разумением, видением и всяким искусством... И все мудрые сердцем помогали ему украшать жилища Вс-вышнего". Мне кажется, что украшать мир – неплохая профессия для художника.

     – Татьяна, вы побывали в трех ипостасях – театрального художника, свободного художника, и, наконец преподавателя художественной студии. Нравится ли вам сейчас ваша работа?
     – Нравится. Я все-таки остаюсь художником. И пытаюсь пробудить у своих учащихся художественное видение. В моей студии ученики делают свои изобразительные комментарии к мотивам литературным, таким как еврейские классические тексты. Это не иллюстрации, это работы художников перед которыми поставлена вполне серьезная задача, перед каждым своя в меру "мудрости сердца". Ну, а пониманию, видению, искусству они учатся постепенно.

     – В вашем Центре есть клуб еврейских художников "Пгишот". В переводе в иврита – "Встреча". Встреча с кем? С чем?
     – Я думаю, что это не встреча, а встречи. Это встречи уже известных художников, искусствоведов – друзей Центра. Вы их знаете – это Арон Зинштейн, Анатолий Заславский, Александр Симуни и многие другие. Это и встречи в художественной студии. В то же время это встречи учащихся студии, если можно так их назвать, ибо возраст этих "учеников" колеблется от 10 до 60 лет, с искусством, в том числе с еврейским искусством. Наверное, эти встречи самые интересные, ведь перед человеком открывается совсем другой мир, мир красоты. А начиналось это так. На очередном преподавательском семинаре в Иерусалиме И.Дворкин, сегодняшний президент Петербургского еврейского университета (ПЕУ), посоветовал нам с Георгием Лернером, нашим директором, организовать при Центре школу искусств. Мы стали думать, как это сделать. Поговорили с художниками. Так родился проект "ШМА" (Школа мастеров), где каждый художник, взяв определенный мотив еврейского классического текста, работал бы с детьми в присущей ему манере, форме творчества. Но пока сами художники стали делать изобразительные комментарии к еврейским текстам. Так возникла выставка "Брей-шит", которая была показана в Иерусалиме.
     У нашего клуба много планов и задумок, связанных с работой над живописными комментариями к истории нашего народа совместно с художниками Израиля, еврейскими художниками, живущими в Америке.
     ... Встречи... Почему встречи? Наверное потому, что встречи – это лучше, чем расставания. В клубе мы встречаемся с друзьями, дарим друг другу слова и, видимо, мысли. Как говорится в одной хасидской притче: Кто-то на одном конце мира в беседе с кем-то задает вопрос. А кто-то на другом конце мира в беседе с кем-то отвечает на него. Каждый человек – это свой, особенный мир. Но вопросы, волнующие нас, очень похожи.

     – Помогает ли вам жить ваше художническое видение и что больше всего вам приносит радость?
     – Не стоит слишком сильно любить свою личную "работу" художника. Все-таки это кусок холста, хоть ты и старался. Иногда твое слово или жест, обращенный к другому человеку в нужное время в нужном месте, ценнее чем то, что ты изобразил на холсте. Пожалуй, этому меня научил театр. В театре ради претворения в жизнь общего замысла необходимо иногда забыть о своих художественных амбициях. Но вместе с тем художническое видение помогает ЖИТЬ. В практической жизни получается хуже. А что больше всего радует? Ответ на твое слово, на жест. И тогда возникает диалог.

     – Спасибо за встречу, за беседу. Хочу надеяться, что вы предстанете перед читателями газеты не только как педагог, но еще и как свободный Художник.
     – Давайте надеяться вместе.

Интервью провел
Виктор ЛЕВЕНГАРЦ
На фото: дети рисуют Тору
Сайт создан в системе uCoz