"Народ мой" №20 (217) 31.10.1999

"Звезда и Котлован"

     В начале октября в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга состоялось открытие выставки Александра Рохлина, названной автором "Звезда и Котлован". Здесь можно было увидеть работы, выполненные в разных жанрах - керамику и графику, созданную за последнее десятилетие - с 1988 по 1999 год. Открытие предваряли многочисленные выступления, где отмечалось высокое мастерство художника, его универсальность и способность необыкновенно точно выразить в живописном материале словесные тексты, с которыми была связана часть представленных произведений. Пришедших посмотреть на эту выдержанную, глубокую и наполненную философским содержанием выставку было так много; что невозможно было даже заговорить с автором. Но день спустя, когда речи и поздравления остались позади, но пожелания успехов еще витали в воздухе, мы встретились в тиши небольшой уютной мастерской художника и смогли поговорить не только о состоявшейся выставке, но и о работе, творчестве, жизни.


Художник, директор Центра
и искусствовед на открытии выставки

    - Название Вашей последней выставки "Звезда и Котлован". Как появилось такое название?
    - Когда я посмотрел все работы, отобранные для выставки, то увидел в них две основные темы - платоновскую и тему "разбитых сосудов", олицетворяющих время, подобно храмовым сосудам, украденным Навуходоносором и погибших в веках.
    С одной стороны, котлован, в который погружается человечество, и та надежда, что светит как звезда, образуют некую вертикаль, создающую напряжение жизни. С другой, сам материал - шамот, глина - они же из котлована, а способность творить - больше сверху, от "звезд".
    - Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях об экспозиции.
    - Получилась компактная, цельная экспозиция при всей разнородности жанров. Мне кажется, что глядя на эту выставку, видишь лицо художника, понимаешь, что это один человек, а не пять или шесть разных людей работало, хотя, как я уже сказал, работы очень разные по жанру, да и временной разрыв в их создании очень велик: с 1988 по 1999 год, а ведь это почти десять лет. За это время столько меня поменялось и по возрасту, и по менталитету.

"Разбитые сосуды"
("Самсон и Далила", "Давид-пастух", "Ной")

    - Мы считаем выставку "Звезда и Котлован" выставкой керамики, так как она преобладает, может быть, не столько количественно, сколько эмоционально. Какое место занимает керамика в Вашем творчестве?
    - По большому счету, я давно занимаюсь искусством, можно сказать, всю жизнь. Отец начал сохранять мои рисунки где-то с четырехлетнего возраста, и с этого момента начинается некая беспрерывная цепочка. Хотя одно время мама очень хотела, чтобы я стал врачом, а я боялся "идти в художники" из-за примера отца, театрального художника. Однако, сначала я пошел в Архитектурный, но не прошел по конкурсу и поступил на худграф Пединститута. В это время я уже занимался книжной графикой и театральным искусством (отец давал мне делать эскизы костюмов и декораций). Театр я чувствовал хорошо, поскольку с детства мы сидели с братом и за кулисами, и на приставных стульях на всех премьерах отца.
    Ко второму курсу худграфа я понял, что там искусства мне мало, и стал искать чего-то другого. Узнал, что есть Мухинское училище в Ленинграде. Стал смотреть, что же там такое. Монументальная живопись - грандиозно, но заняться этим - это опять упереться в стену с красками. Стал смотреть дальше... и керамика... Вроде это все. То есть можно заниматься всем, и в то же время заниматься каким-то осязаемым материалом. Материал этот с одной стороны живой, теплый, с другой - в нем достаточно внутреннего сопротивления. С ним можно побороться. А возможности в нем кроются совершенно невероятные. Для работы с ним необходимо все: живопись, лаконичное пластическое мышление, графика, скульптура, знание интерьера и экстерьера. Отделение керамики и стекла в Мухинском было замечательное. Нам преподавали прекрасные, интеллигентные люди широчайшего мышления. Они воспитывали в нас свободомыслие. Мы могли экспериментировать с любыми мотивами из творчества В.Кандинского, П.Клее, Х.Миро, что было невозможно, например, на отделении живописи. Все наши эксперименты скрывала присущая керамике декоративность. Какая разница, что нарисовано на тарелке: корова с дояркой или три-четыре абстрактных линии, лишь бы красиво было. Мы этим пользовались и начали делать станковые работы. Оказалось, что керамика - это материал, впитывающий в себя все.
    - Какими еще видами искусства Вы занимались?
    - Во-первых, я не знал, что такое просто заниматься керамикой. Для меня керамика была одной из техник, в которой я работал. Рядом всегда были живопись и графика. В живописи у меня постоянно идет эксперимент. Я очень долго работаю над каждым полотном, буквально раз по сто его переписываю. А в керамике я выплескивал те формы, которые были найдены в живописи, хотя формы эти были, конечно, более примитивными и лаконичными. Когда керамика по чисто техническим причинам ушла на второй план, живопись стала основной. Что касается графики, то я занимался книжной иллюстрацией. Когда стали по-являться первые издания ранее непубликовавшихся авторов, я ухватился за Бабеля. С одной стороны, это был элемент фрондерства, а с другой - мне хотелось заявить себя в национальном плане. После этого Петербургский еврейский университет предложил мне оформить брошюру под названием "Еврейский вопрос под знаком цензуры". Это замечательная книжечка. В ней собраны распоряжения советской власти о том, как душить всякое проявление еврейской мысли, и все это остроумнейшим образом откомментировано. Мне показалось, что обложку можно сделать a'la 20-е годы, красно-черную, с диагональю. Так я и сделал. Потом был сборник еврейских песен, для оформления обложки которого я использовал детские рисунки. И она получилась очень яркой, с золотом и пурпуром. Внутри были ноты к песням и как бы комментирующие их рисунки. Так я оформил четыре или пять сборников песен. После этого был двухтомник "Антология еврейской литера-туры". Сначала я собрал всю графику еврейских художников, которую только мог найти, а потом встроил некий параллельный ряд, подставив к каждому литературному произведению графическое. Там, где не смог подобрать подходящего рисунка, помещал свои. Последняя книга - "Золотой век" еврейской литературы в Испании" Семена Парижского. Мне удалось ее сделать как произведение прикладного искусства.

"Античные мотивы"
("Подруги",
"Девушка и единорог")

    - Чем в Вашей творческой судьбе стала школа Григория Яковлевича Длугача? Что Вы вынесли из нее?
    - В так называемую школу Длугача я попал сразу, как-только поступил в Мухинское училище. У нас на общей кафедре живописи и рисунка было три прекрасных преподавателя -ученики Длугача. Мы сразу почувствовали  за ними художественную правду, и начали себя ломать, поскольку все мы были в тот момент воспитанниками советской академической школы. В их системе было больше жизни, но это были не пустые абстрактные новации, а школа, на которой выросли старые мастера. То есть изучение натуры, вход в натуру и уход; поднятие натуры до абстрактного символа, и из этого символа возвращение к поверхности, к фактуре, что придает произведениям, с одной стороны, жизненность, а с другой - некую отрешенность и многослойность. Этот эффект можно видеть на полотнах старых мастеров - Веласкеса, Рембрандта, Рафаэля. Преподаватели не могли показать нам все в силу недостатка времени, а Григорий Яковлевич Длугач был титаном. К нему попадали уже сложившиеся художники, и он заставлял их копировать работы старых мастеров с огромных репродукций буквально до точки. Но это не было имитацией. Это было изучение, которое дало столько откровений... Это шло через борьбу: во-первых, с собой - так как мышление было другого разряда; во-вторых, борьба с Григорием Яковлевичем, потому что он вторгался в уже сложившуюся натуру, личность. Однако это открыло мне очень многое в живописи, в искусстве. Кроме того, там, в эрмитажной школе, я приобрел совершенно замечательных друзей - тонких, интеллектуальных и интересных людей.
    - Таким образом, к двадцати пяти годам Вы уже занимались и графикой, и живописью, и керамикой, и театральным искусством, а на сегодняшний день существует ли такой вид искусства, которым Вы бы хотели заняться, но не смогли по каким-то причинам?
    -Тот круг, в котором я вращаюсь - керамика, живопись, графика, скульптура - он естественней для меня. Единственное, чего бы мне хотелось, так это поставить балет или оперу. Хотя с точки зрения еврейских законов здесь очень много проблем: разрешено только мужское пение и только мужские танцы без того элемента эротизма, которым наполнены эти виды искусства. А как пластическое и синтетическое зрелище балет- это все: сочетание пластики, музыки, декораций, света, цвета, только, пожалуй, не хватает запаха. Очень красивые вещи!
    - Как Вы пришли к осознанию своего еврейства?
    Оно пришло очень быстро и просто. Я познакомился с двумя очень молодыми и интересными ребятами из ешивы. До этого я не представлял себе, что в иудаизме есть интеллектуальный момент. Я же вырос в очень советской среде, где все, что было связано с религией, было, по крайней мере, смешно. А эти ребята стали со мной заниматься, и я увидел: здесь есть все - и философия, и мистика. Буквально все. Но главное - это меня вдохновляло, стали рождаться очень красивые пластические образы. Начал изучать, понимать, что хорошо, а что плохо. Так я постепенно пришел к соблюдению еврейских законов.

Памяти Платонова

    - Как Ваш приход к еврейской жизни сказался на взаимоотношениях с семьей, друзьями?
    - У меня смешанная семья, поэтому все происходило достаточно сложно. И в нашей стране, и в Америке проблема смешанных семей стоит очень остро. Вначале моя жена была просто в шоке, потому что буквально за месяц из такого русского парня я превратился в человека, который ест кошерную пищу, соблюдает Субботу и так далее. Но постепенно она начала присматриваться, что же происходит, и поняла, что эти перемены для семьи к лучшему. Хорошо, когда у нас в Субботу все дома, дети рядом, свечи, хала на столе. И так постепенно все встало на свои места. И теперь у нас нет необходимости объяснять, почему что-то происходит так или иначе. Сейчас есть проблема, что мы что-то не можем сделать в силу каких-то причин, например, галахических. Нельзя сказать, что человек пришел в иудаизм, пришел и встал. Это движение, целый процесс, который меняет все аспекты жизни.
    А что касается друзей, то они относятся к изменениям в моей жизни с интересом и уважением.
    - А произошли ли какие-либо изменения в Вашей работе?
    - Если раньше для меня живопись была и началом и концом всей жизни, то теперь у меня появилась возможность несколько отстраниться, не упираться в одну точку. Хотя я не могу сказать, что у меня поубавилось требований к себе. Я по-прежнему одну и ту же картину пишу несколько лет. Однако для меня нет теперь катастрофы, если что-то не случается или не получается. Но кроме всего, для меня открылось много чего интересного, например, в изучении текстов. Они помогают мне по-другому общаться с природой. Если Сезанн, как любой гений, просто чувствовал натуру, то я так не могу. Мне надо все, что идет из сердца пропустить через голову и наоборот: из головы через сердце. Конечно, при этом важна и интуиция, и эмоция, но если она чем-то подкреплена, а теперь мне есть, чем ее подкрепить. Из этого рождаются интересные образы, закладывающиеся в более простые формы.
   - Большое спасибо за интересный рассказ. Желаю Вам творческих успехов и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

      Интервью подготовлено Н.З.
Фото В.Шварцмана

Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz