"Народ мой" №21 (218) 15.11.1999

КТО ТАКИЕ “ЕВРЕИ ЗА ИИСУСА”

    Недавно наш город вот уже в третий раз подвергся нашествию “Евреев за Иисуса” - воинственно настроенных молодых людей, которые приставали  на улице к прохожим и вручали им  листовки  с призывами принять христианство.  На евреев  эти люди набрасывались с особым рвением, давали приглашения на “собрания еврейских верующих” (то есть в  общину Мессианского Центра или на “еврейское служение” при баптистской церкви). При этом они говорили: “Вот я тоже, как и вы, еврей (еврейка), и я верю в Иисуса”.  Спешу успокоить читателя:  даже по своему происхождению большинство из этих людей не евреи, и то, что они говорят вам обратное, - заведомая ложь.  Так, во время первой “евангелизационной кампании” “Евреев за Иисуса” в Петербурге (1997 год) среди участников “кампании” (около 35 человек) было только трое тех, кто по своему происхождению мог бы считаться евреем.  Еще около десяти человек имели еврейских отцов, остальные были на 100 % русскими, украинцами или белорусами.  И это была единственная “евангелизационная кампания” в нашем городе, во время которой  “Евреи за Иисуса” требовали от  местных церквей “только молодых еврейских верующих”.  От каждой церкви просили таковых по пять экземпляров, но даже в Мессианском Центре (где, по мысли его основателей, должны быть преимущественно евреи) смогли найти только один экземпляр (и у того был русский дедушка). Мессианская церковь “Ключ жизни” и “еврейское служение” Международной Баптистской Церкви не смогли найти  и по одному человеку. Во время двух следующих “кампаний”  “Евреи за Иисуса” были уже не столь разборчивы:  брали всех, кто только соглашался с ними работать. Насколько нам известно, во время недавней “евангелизационной кампании” среди ее местных участников не было ни одного человека еврейского происхождения. Да и среди приезжих  их были единицы...
    Евреи или не евреи, но все-таки кто же они такие - эти “Евреи за Иисуса”? Христианская миссия “Евреи за Иисуса” была основана в начале 70-х годов в Калифорнии небольшой группой христиан еврейского происхождения, давно отошедших от еврейства и  принадлежащих к различным протестантским церквям. 
    На территории бывшего СССР “Евреи за Иисуса” появились в 1991 году, когда один из  лидеров миссии, Ави Снайдер, обосновался в Одессе. Оттуда группы “Евреев за Иисуса”  стали выезжать по другим городам  Украины и России, организуя “евангелизационные кампании”.  Вскоре  координационный центр миссии по СНГ был переведен из Одессы в Москву: Ави Снайдеру и его семейству  жизнь в Москве показалась куда как более комфортабельной, чем в Одессе, и он поспешил переехать в столицу России, где развернул  еще более широкомасштабную деятельность. От Москвы и до Петербурга недалеко, вот и стали “Евреи за Иисуса” наезжать в наш город...   
    Хотя в уставе миссии говорится, что главная ее цель “помочь евреям, верующим в Иисуса, сохранить свое национальное и культурное своеобразие”,  подлинная ее цель, конечно же,  обращение евреев в христианство. Любыми методами, включая обман, угрозы, давление на психику. Что же до “национального и культурного своеобразия”, то  ни один из работающих на территории бывшего СССР сотрудника миссии “Евреи за Иисуса” (включая американских подданных) не знает иврита и даже идиша и не имеет ни малейшего представления о Традиции.  Участникам “евангелизационных кампаний” обычно раздают сборник христианских песнопений, часть из которых  записана на иврите русскими буквами (с солидным количеством ошибок). Перед тем как отправляться на “уличную евангелизацию”,  поют эти песнопения прямо по  книжке. На этом “национальное и культурное своеобразие”  кончается...
    Хотя Ави Снайдер с большинством своих одесских сотрудников переехал в Москву,  штаб-квартира “Евреев за Иисуса” в Одессе по-прежнему продолжает существовать и является для лидеров, работающих в Москве, почти неисчерпаемым источником новых кадров: молодые люди из Одессы и других городов Украины  просто рвутся работать в Москве: без зарплаты, без прописки, только за одно питание и  шмотки из гуманитарной помощи. В Москве интереснее, в Москве сытнее, в Москве больше перспектив. Большинство “Евреев за Иисуса”, раздававших листовки на улицах Петербурга, - это именно  они,  молодые люди, прошедшие подготовку в Одессе, а потом уже получившие возможность “работать” в Москве.  Им поручается “грязная работа”, которой гнушается сам Ави Снайдер: установление контактов с церквями в различных городах, вербовка местных  верующих, раздача листовок на улицах,  посещение еврейских семей, адреса которых удается получить.  Большинству жителей Москвы (и русским, и евреям, и всем остальным) уже надоело видеть на улицах  “Евреев за Иисуса”, и иной раз  им приходится не только слышать от прохожих  мат по своему адресу, но еще и получать по физиономии.  Не жалует их и милиция. (И надо сказать, что такое отношение вполне оправдано: в большинстве цивилизованных стран стражи порядка ограничивают деятельность “Евреев за Иисуса”, а в Германии эта организация и вовсе запрещена как антисемитская.)  Но это проблемы не Ави Снайдера и не его ближайших сподвижников, а все тех же иногородних молодых людей, приехавших в Москву и зачастую нелегально проживающих  там (миссия далеко не всегда беспокоится о регистрации своих людей в установленном порядке).
    Вот что рассказывает Таня - русская девушка из Сибири, уже полгода “проходящая стажировку” в московской штаб-квартире “Евреев за Иисуса”: “Бывает, что прохожие бьют нас или плюют в лицо. И русские, и евреи. Я участвовала в евангелизационных кампаниях в нескольких городах, но негде больше меня не били.  Только в Москве. Милиционеры, правда, девушек не бьют, только парней. Тетеньки из метро тоже на нас набрасываются, когда мы стоим рядом со станцией метро. Все они такие противные, мы их зовем “красными шапочками”. Как кто-нибудь из нас увидит, что приближается “красная шапочка”, так сразу старается уйти прочь. Они  не любят нас потому что, когда мы стоим рядом со станцией метро, в метро много мусора: люди бросают листовки на пол”.  
    Действительно, станции метро во время “евангелизационных кампаний” “Евреев за Иисуса” выглядят ужасно: на полу валяются  целые горы листовок. Хотя “Евреям за Иисуса” предписывается убирать брошенные на пол и на землю листовки,  все их убрать просто невозможно.  За один выход (“сорти”), продолжающийся обычно  от двух до четырех часов, каждый  участник раздает от 600 до 1000 листовок, а у каждой станции метро их не меньше двух человек. Больше половины этих листовок выбрасывается. Не случайно  листовки, которые руководство миссии именует “бродсайдами” (от английского слова “broadside” - листовка), многие участники “евангелизационных кампаний” в разговорах между собой называют “бросайтами”. 
    Таким как Таня приходится нелегко.  В отличие от лидеров  они не получают зарплаты, их только бесплатно кормят. “Кормят нас хорошо,” - говорит Таня. - “Каждый день дают фруктовые соки и обязательно мясо или курицу. Еще дают йогурт. В Сибири мы даже не знали, что это такое”.   Кроме форменных футболок и свитеров с надписью “Евреи за Иисуса”, иногда дают  одежду, присланную христианами из-за рубежа.  В Москве  Таня живет  в одной из семей местных “Евреев за Иисуса”, естественно, без регистрации. В любой момент ее могут  выдворить из Москвы за нелегальное проживание, как уже выдворили нескольких  ребят с Украины.  Но  все новые и новые люди приезжают в московскую штаб-квартиру миссии.  Кому-то просто хочется пожить в Москве  да еще с бесплатной кормежкой, а кто-то мечтает о положении лидера...    
    Но для того, чтобы чего-то добиться, требуется безоговорочное подчинение лидерам и очень тяжелая работа. “Иначе тебя просто выгонят. Вообще бывает, что выгоняют тех, кто ничем и не провинился,” - говорит  Маша - украинская девушка из Львова,  живущая при московской штаб-квартире “Евреев за Иисуса” уже более года. Маша  рассказывает  историю одного из несостоявшихся лидеров - некоего Лени: “Его просто выгнали,  заставили вернуться к себе домой в Одессу. А ведь он  работал на миссию, как ишак.  Проработал больше года, и все напрасно... Испортил себе здоровье, начались проблемы с желудком, потом с сердцем. А прописки в Москве нет, к врачу не пойдешь. Лене становилось все хуже, но его по-прежнему заставляли работать. А потом, когда они увидели, что он уже не может работать, его выгнали”.      
    Неудивительно, что некоторые участники “евангелизационных кампаний” прилагают все усилия для того, чтобы скрыть от лидеров свою болезнь. Ира - двадцатилетняя девушка еврейского происхождения, приехавшая в Москву из Запорожья,  тяжело больна: у нее врожденный порок сердца. Она тщательно скрывает это от лидеров: боится, что ее выгонят. Между тем, руководство миссии не несет никакой ответственности  за то, что может случиться с такими, как Таня, Леня, Маша или Ира: все, кто начинает сотрудничать с “Евреями за Иисуса” (даже временно, на период одной “евангелизационной кампании”), должны при двух свидетелях подписать “Декларацию участника евангелизационной кампании”, в которой в числе прочего говорится следующее: “Евреи за Иисуса”  не несут ответственности за ущерб, который может  быть причинен моему здоровью ... во время кампании”.
    Вообще обстановка внутри миссии весьма далека от той идиллии, которую описывают  брошюры “Евреев за Иисуса”.  Во-первых, миссию раздирают конфликты на религиозной почве. Дело в том, что  члены миссии принадлежат к различным протестантским деноминациям, не очень то ладящим между собой. Например,  несколько лет назад, во время “евангелизационной кампании” в Киеве примерно половину участников составляли  представители баптистских  церквей, а другую половину - представители пятидесятнических церквей.  Дело кончилось  самой настоящей дракой.  В Петербурге, правда, такого не было: здесь  “евангелизационная команда”  была более однородной: в 1997 году заметно преобладали пятидесятники, а в 1998 и 1999 гг.  - баптисты. Однако без мелких выпадов  в адрес представителей других конфессий все равно не обошлось. Например, баптистка с Украины, пытаясь выяснить, к какой конфессии принадлежит  петербургская девушка, работавшая с ней в паре, спросила ее: “А вы кто - харики или полтинники?” (Имелись в виду харизматы и пятидесятники - примечание автора).     
    Конфликты бывают не только на религиозной почве. Многие стараются использовать все  легальные и нелегальные средства для того, чтобы выбиться в лидеры и получить какой-то гарантированный денежный заработок (небольшой по российским масштабам, но вполне приличный в представлении человека с Украины или из Беларуси). “Многие так и стремятся донести на кого-нибудь начальству. Доносы у нас просто процветают,” - говорит Маша. - “Атмосфера в миссии очень напряженная. Слежка почти тотальная. Допустишь какой-нибудь промах, и сразу же на тебя кто-нибудь настучит.  Мне порой просто хочется все бросить и вернуться домой  на Украину”. 
    Большинство “Евреев за Иисуса”  прекрасно понимает  бессмысленность  “евангелизационных кампаний”. Но, по причинам, указанным выше,  эти люди продолжают делать свое грязное дело.  Вот что говорит Надя - молодая украинка из Одессы:  “Конечно, вы должны понимать, что все цифры в наших отчетах просто дутые:  раздали два миллиона листовок,  получили десять тысяч адресов,  сто евреев приняли христианство во время кампании и т.д.  На самом деле большинство листовок попало в мусор, адреса нам дали просто из любопытства  (“Интересно, что за книжки присылают бесплатно?”), а если кто-то сказал слова покаяния (Так называемую “Молитву кающегося грешника” - слова, знаменующие формальный переход в христианство - примечание автора), то скорее всего он сделал  это просто для того, чтобы поскорее от нас отвязаться. Наше начальство требует от нас отчетов, вот мы их и пишем...” 
    Не знаю, какие там  мотивы у “Евреев за Иисуса”  на Западе, но здесь. в бывшем СССР, мотивы у них самые простые и меркантильные. Таня захотела пожить в Москве, Маше  надоело учиться в львовском вузе и тоже захотелось посмотреть на Москву.  Вера - молодая украинка из Одессы -  имела свой собственный киоск, но бизнес шел плохо. Она продала киоск, рассчиталась с долгами и тоже обосновалась в  московской штаб-квартире “Евреев за Иисуса”. Таких историй  наберется не один десяток.  Есть, конечно и  исключения...
    Славик - молодой человек  из ассимилированной еврейской семьи. Ему не было и девятнадцати лет, когда он  приехал в московскую штаб-квартиру “Евреев за Иисуса” из Одессы.  Его не интересует ни Москва с ее красотами, ни перспектива лидерства, ни   вкусная кормежка за счет западных спонсоров.  Его интересуют только приключения. Хотя он - один из самых молодых участников  “евангелизационных кампаний”, у него уже богатый опыт:  он побывал в  нескольких отделениях милиции в каждом из городов, где проходили “евангелизационные кампании”.  “Самые злые менты - в Днепропетровске,” - заявляет Славик тоном большого знатока. - “В Москве они тоже злые, но получше, чем в Днепропетровске.  А самые добрые - в Петербурге, они никогда нас не бьют и даже разговаривают с нами очень вежливо”.  Похоже, для Славика цель каждой “евангелизационной кампании” -  как можно чаще  попадать в  отделение милиции.  Даже в Петербурге, где милиционеры “самые добрые”, Славик умудрился  побывать в участке  два раза за неполные две недели.  Славик умышленно провоцирует сотрудников милиции и делает все для того, чтобы его задержали...    Да, каждый развлекается  по-своему!
    Гриша - другой молодой человек из ассимилированной еврейской семьи -  лет на пять-шесть постарше Славика.  Гриша тоже не преследует никаких меркантильных целей, участвуя в “евангелизационных кампаниях”: Гриша родился и вырос в Москве, у него есть в Москве жилье, прописка и работа.  Но Гриша - прихожанин одной из баптистских церквей, сотрудничающих с “Евреями за Иисуса”.  Как только намечается крупная “евангелизационная кампания”, от пастора этой церкви требуют “пять молодых еврейских верующих”.  Кроме Гриши, у него нет прихожан еврейского происхождения, поэтому он вызывает Гришу и говорит ему что-то вроде: “Давай, Гриша, план выполняй!” Хочет того Гриша или не хочет, но ему приходится за счет своего отпуска ехать то в Петербург, то куда-нибудь на Украину. Между тем, у Гриши есть жена и маленький ребенок, Грише хотелось бы побыть с ними, но, увы,  он не имеет права  отказаться: иначе придется уходить из церкви, а на это Гриша решиться не может. Печальная участь, не правда ли? 
    Впрочем, печальна  участь любого еврея, принявшего христианство. Подумайте об этом, когда  вы снова увидите на улицах “Евреев за Иисуса”, и постарайтесь  обходить их стороной.  
        

                                                                Г.Фрадкин

Сайт создан в системе uCoz