"Народ мой" №21 (218) 15.11.1999

Злата Ткач - еврейский композитор

    Творчество Златы Ткач - первой в Молдове женщины, посвятившей себя профессиональному композиторскому искусству, широко известно в нашей республике и за ее пределами. Ее композиторский рейтинг - один из самых высоких среди коллег в Союзе композиторов Молдовы. В списке произведений Златы Ткач, созданных за пятьдесят лет творческой деятельности, свыше 800 названий, но привлекает внимание не столько их количество, сколько многообразие представленных музыкальных жанров, их необычность и новизна. В ее портфеле - сочинения на любой возраст и вкус: песни для детей и взрослых, инструментальные миниатюры, вокальные, хоровые и инструментальные циклы, кантаты и поэмы, концерты и сонаты для различных инструментов, музыка для драматического театра и кино, музыкальные буквари, оперы для малой и большой сцены, балет и вокально-хореографические поэмы...
    Рождение многих из них становилось событием в музыкальной жизни республики, начиная от песенки “Тик-так”, под которую до сих пор укладываются спать маленькие телезрители, и кончая кантатами, операми и балетом, за которые автор была удостоена Государственной премии Молдовы. Весь этот огромный вклад в развитие музыкальной культуры Молдовы по достоинству оценен в нашей республике. Кроме звания лауреата Государственной премии, она - заслуженный деятель искусств Молдовы, кавалер нескольких орденов, профессор Молдавской музыкальной Академии, где она воспитывает юные композиторские дарования. Казалось бы, при таком обилии регалий, всеобщем признании заслуг, можно спокойно доживать свой век, купаясь в лучах творческой славы. Но не такова наша Злата! Кроме композиторского таланта, она обладает огромной энергией и работоспособностью, умением объединять вокруг себя и зажигать своим творчеством музыкантов-исполнителей, писателей, поэтов. Особенно эти качества проявились в последние десять лет, когда Злата, по образному выражению профессора Молдавской музыкальной Академии Галины Кочаровой, “сменила алфавит”, - обратилась к своим национальным корням, к еврейской музыке. Этим обращением З.Ткач сумела по-новому раскрыть огромный потенциал своего дарования. Более тридцати сочинений, среди которых вокальные циклы и поэмы на стихи еврейских поэтов, произведения для фортепиано и скрипки, обработки еврейских народных песен, инструментальные концерты, хоровые произведения - утвердили Злату Ткач и как первого еврейского композитора в Молдове.
    Конечно, обращение к еврейской музыке родилось не на пустом месте. Как рассказывала сама Злата, с самого раннего детства, которое прошло в бессарабском местечке Лозово, вокруг нее звучала два языка - идиш и молдавский. На идиш говорили ее бабушка и дедушка, папа и мама, в доме соблюдались все еврейские традиции, отмечались Субботы и праздники. Отец Златы Моисей Берихман (Ткач - фамилия по мужу) был известным в Кишиневе преподавателем скрипки, и первые уроки на этом инструменте Злата получила у отца. Потому, во времена перестройки, когда евреям в Советском Союзе наконец-то разрешили “открыть рот”, свои первые еврейские сочинения Злата посвящает памяти своих родителей: скрипичный концерт - матери, а концерт для двух флейт и симфонического оркестра - отцу.
    Несколько лет назад в Кишиневе впервые за всю послевоенную, а может быть и за всю историю Молдовы, вышел из печати сборник еврейских вокальных сочинений. Это были произведения Златы Ткач под названием “Дайн гутер номен” (“Имя доброе твое”). Вокальный цикл на стихи Овсея Дриза с этим названием открывает сборник, и он же (цикл) был первым еврейским вокальным произведением Златы Ткач. Весь сборник Злата посвятила автору этих строк. Я горжусь тем, что Злата Ткач доверила мне первое исполнение всех своих еврейских сочинений.
    После цикла “Дайн гутер номен” последовал еще один на стихи Овсея Дриза “Тей мит штерн” (“Чай со звездами”), затем две вокальные поэмы - жанровая “Славатич” на стихи Любы Вассерман, и трагическая - “Яд вашем”, связанная с посещением Златой известного музея в Иерусалиме...
    Произведения для голоса доминируют в еврейском творчестве Златы Ткач, но у нее есть и “Четыре миниатюры из еврейского фольклора” для струнного квартета, “Соната-экспромт” для фортепиано, посвященная жертвам Холокоста.
    Всю ее музыку объединяет высокий профессионализм, оригинальность композиторского мышления и вместе с тем - искренность чувств, доступность, рожденная сбалансированным сочетанием простоты и сложности, богатство еврейских национальных мелодий и ритмов. Музыкальный талант и притягательность ее личности вызвали в последние годы интерес к сотворчеству со стороны местных еврейских поэтов, писателей, литераторов, пишущих по-русски на еврейскую тематику. И здесь в творчестве Златы Ткач открылась новая страница: в Кишиневе начали рождаться еврейские музыкальные произведения, полностью взращенные на местной почве.
По этому принципу - “опора на собственные силы” - составлялась программа последнего авторского концерта З.Ткач, прошедшего недавно в лучшем концертном зале Кишинева - Органном, посвященного пятидесятилетию ее творческой деятельности. “Главным” поэтом на этом вечере был наш известный поэт Моисей Лемстер. На его стихи Злата Ткач представила “Кадиш”, посвященный памяти трехсот тысяч евреев Буковины и Бессарабии, убитых немецкими и румынскими фашистами.
    Из русских произведений на еврейскую тематику прежде всего надо выделить монолог матери по мотивам повести местного автора Полины Барочиной “Асенька”. На мой взгляд, эта вокальная поэма которую можно смело назвать монооперой, является одним из самых значительных достижений Златы Ткач в трагическом жанре. Запомнились и три лирико-философских романса на стихи Мирры Метляевой - поэтессы, журналистки, редактора кишиневской еврейской газеты “Истоки”.
    Концерт в Органном зале прошел с огромным успехом. Присутствовавшая на нем Антонина Лучинская - жена президента Молдовы и директор Фонда по развитию детского творчества - сказала в интервью Молдавскому телевидению, что она приложит все усилия, чтобы с еврейским творчеством Златы Ткач познакомились евреи в Израиле, в других странах, чтобы они увидели и услышали, на каком уровне, благодаря этому композитору, находится еврейская музыкальная культура в Молдове...

              Серго БЕНГЕЛЬСДОРФ,
    пианист и музыкальный критик, редактор еврейских программ радио Молдовы

Сайт создан в системе uCoz