"Народ мой" №22 (219) 30.11.1999

ЕВРЕИ - НАЦИЯ БЕЗ СТРАННОСТЕЙ?

    Евреи как нация - достаточно загадочный феномен. Уже с первого, достаточно поверхностного взгляда видно, что евреи не похожи на другие народы. Не в том смысле, что они лучше или хуже (хотя многим кажется, что как раз в этом их отличие), а не похожи и все. Любая другая нация обладает рядом признаков, которые позволяют ее отличить и выделить. Этими признаками могут быть язык, территория, характер культуры, обычаи или все эти признаки вместе взятые. Возьмем, для примера, такую добропорядочную европейскую нацию, как голландцы. Все они говорят на одном языке - голландском, живут в низовьях Рейна. Культурная особенность - ветряные мельницы и кирпичные домики. Или англичане - общий язык английский, живут в основном на юге Британии, основной промысел - производство шерсти. Мы видим, что и в том и другом случае налицо некие специфические национальные черты.
    Не то у евреев. У нас нет единого преобладающего языка. Ведь нельзя забывать, что на иврите общается меньшая часть евреев, живущих в основном в Израиле. Американские евреи говорят по-английски, русские - по своему опыту знаем - по-русски.
    Территория расселения еврейского народа самая разная. Известный факт - нашего человека можно встретить и в Кремле, и в Белом Доме, и на Амазонке, и на берегу Миссисипи. Не удивимся мы, если нам расскажут, что какой-нибудь Б-гом забытый еврей проживает на южном полюсе. То есть территориальный критерий тоже никуда не годится.
    Характер культуры. Автору данных строк неизвестна ни типично еврейская музыка, ни типично еврейская архитектура, ни типично еврейская живопись. С последней совсем худо, так как данный вид искусства у евреев не развивался практически до XX века. Это обстоятельство - следствие религиозного запрета «Не твори идола», который в иудаизме толкуется расширительно. Архитектура, а единственными представителями собственно еврейской архитектуры до того же XX века были синагоги, тоже не является оригинальной. Синагоги либо очень напоминают церковную архитектуру страны, где эта синагога строилась (например, роскошная синагога в Риме в стиле барокко), либо похожи на дворец какого-нибудь мавританского владыки (для этого достаточно посмотреть на нашу, питерскую). И, наконец, еврейская музыка для нас - это какой-нибудь одесский шлягер, мелодика которого построена на венгерской гамме с увеличенными секундами на третьем и шестом тоне. Сомневаюсь, что «семь сорок» или «купите бубличкэс» выдавит слезу у какого-нибудь сентиментального еврея из Йемена. Также уверен в обратном и не представляю, как русский еврей плачет над каким-нибудь бедуинским напевом, который у них, там, в Йемене, считается еврейским.
    Другими словами, я не вижу того критерия, который бы мне позволил отнести всех людей, называющих себя евреями, к одной нации. Скорее, можно сказать, что существует много различных народов с совершенно разной культурой: йеменские евреи, израильские евреи, русские евреи, марокканские евреи... Только в этом случае мы смогли бы найти в этих группах нужные нам признаки - общий язык, общая территория проживания и так далее - которые позволили бы нам говорить о наличии здесь нации.
    Впрочем, мне могут возразить. Ведь мы же сказали, что одним из признаков, позволяющих идентифицировать группу людей как нацию, являются обычаи. И вот, пожалуйста, у всех евреев, независимо от их места проживания и языка, есть общие обычаи - Песах, Пурим, Шабат и, в конце концов, Тора и все, что с ней связано. Выходит, можно сказать, что евреи - нация без странностей и в качестве определяющего признака нации можно выделить наличие обычаев, тем или иным образом связанных с Торой?
    Не все так просто. Здесь мы должны подойти к разграничению двух видов обычаев: религиозных и национальных. Ведь те же самые голландцы имеют традиции, отличающие их от англичан, однако и те и другие исповедуют одну религию - христианство (различия в направлениях христианства в рамках данной статья не имеют значения). Но наличие общей религии, общих религиозных обычаев не позволяет говорить о существовании национальности, которая бы объединяла англичан и голландцев, а вместе с ними и почти все европейские народы. Иными словами, когда мы говорим об обычае, как о признаке, позволяющем отличить одну нацию от другой, мы подразумеваем национальный, бытовой обычай. В еврейском же случае бытовые обычаи одних евреев, скажем, йеменских, отличаются от бытовых обычаев других, например русских. Это связано с несхожими климатическими, социально-экономическими условиями. Общими же являются обычаи религиозные, которые, как мы выяснили, не могут быть критерием выделения нации, иначе, повторюсь, все европейские народы нужно будет отнести к одной национальности.
    Выходит, что такой нации, как евреи, нет, есть только религия, которая объединяет между собой людей, называющих себя евреями. Еврей - вероисповедание, а не нация. Однако мы не хотим делать столь далеко идущие выводы.
    Дело в том, что изначально в человеческой истории понятия «религия» и «национальность» были тождественными. Каждая нация обладала своей уникальной религией, и евреи не были исключением. Они верили в Единого Б-га, причем эта вера была присуща исключительно евреям. Приверженность культу Единого Б-га отличала еврея от любого другого человека. Первыми же, кто отделил понятие «нация» от понятия «религия» были христиане. Их религия была обращена ко всем людям, независимо от национальности, носила универсальный, то есть всеобщий характер. Это привело к тому, что обращенные народы жили как бы двойной жизнью: религиозной - и в этом отношении жизнь одного христианского народа кардинально не отличалась от жизни другого христианского народа - и национальной, которая была уникальной для каждого из этих народов. С тех пор возникла проблема соотношения понятий «нация» и «религия».
    Евреи как общность сложились до возникновения христианства. А в те времена, как мы уже сказали, любая национальная группа была обособлена от других национальных групп также и в религиозном отношении. Поэтому к пониманию природы еврейского народа мы не можем подходить с теми же мерками, что и к пониманию природы народов христианских. В нашем случае некорректно говорить, что евреи - это религия, а не нация или наоборот - нация, а не религия. Правильным будет такой подход: евреи религия, а следовательно, нация. Эти два понятия для евреев неразделимы.
    Однако, весьма возможно, кто-то возмутится. Ведь существует огромное количество нерелигиозных, светских евреев (таких большинство), и, получается, их нельзя считать евреями. Во всяком случае, это следует из излагаемой точки зрения. Но и здесь нам помогает религия. Иудаизм причисляет к евреям не только религиозных иудеев, но и всех тех, кто по иудейскому закону вправе отправлять религиозные обряды, а это либо люди, которые имеют мать еврейку, либо принявшие иудаизм.
    Давайте остановимся и подведем некоторые итоги наших рассуждений. Во-первых, евреи не обладают традиционными признаками нации. Во-вторых, единственное, что объединяет евреев разных стран - религиозные обычаи. В-третьих, так как евреи сформировались как общность до возникновения христианства, их не касается разделение понятий «религия» и «нация», а следовательно, евреи - религиозная, читай, национальная общность. В-четвертых, по религиозным догмам, евреи - это либо потомки евреев по материнской линии, либо перешедшие в иудаизм.
    Казалось бы, все ясно. Но нас продолжает грызть червь сомнения. Слишком уж далеки для многих из нас религиозные догмы и постулаты. Кажется непонятным, почему иудаизм говорит именно о матери еврейке, о прозелите. Казалось бы, чем «хуже» люди, у которых только отец еврей. Или почему китаец, перешедший в иудаизм, становится евреем, когда какой-нибудь Исаак Абрамович Рабинович, имеющий нееврейскую маму, по Торе евреем не признается.
    В настоящий момент на эти вопросы нет четкого ответа. Религиозный иудей скажет нам, что такова Б-жья Воля, светский ученый предложит на выбор несколько мнений специалистов религиоведов. Так, одна из теорий говорит, что евреев стали определять по матери со времен египетского рабства. Это объясняется тем, что, находясь в Египте, евреи начали смешиваться с местным населением. Определить отца ребенка, в отличие от матери, не всегда представлялось возможным, поэтому, для того чтобы избежать ошибок, национальностью ребенка стала считаться национальность матери. Научная слабость данной теории очевидна. Это следует хотя бы из того, что она не подтверждена ни одним известным нам фактом. Существует целый ряд других теорий, которые тоже не идут дальше предположений. Но, несмотря на все неразрешенные вопросы, нам должно быть ясно одно - есть только один признак, позволяющий связать воедино людей, называющих себя евреями - это наша религиозная традиция. Так уж сложилась наша история. И в этом отличие евреев от всех других народов.
    В заключение хотелось бы упомянуть вот о чем. Не нужно путать проблему определения «кто есть еврей» с проблемой «кто имеет право репатриироваться в Израиль». Автор данной статьи не хочет сказать, что право на репатриацию имеют только те, кто с религиозной (и, по-моему, справедливой) точки зрения принадлежит к евреям. Необходимо различать религиозную и правовую стороны вопроса. Государство Израиль является светским государством и поэтому должно руководствоваться не только религиозными соображениями, но и представлениями о целесообразности. Если потомок отца-еврея хочет репатриироваться, неразумно отказывать ему в этом по формальному поводу, особенно, если он чувствует себя евреем.

Макс Демиан
Сайт создан в системе uCoz