"Народ мой" №23 (220) 15.12.1999

РАСЩЕПЛЕННЫЙ ИЗРАИЛЬ

Печатается в сокращении

    Два фактора характеризуют сегодня израильское общество - отход от идеологии и появление автономных и специфических групп, никак не связанных друг с другом. Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Цви Лам анализирует процесс деидеологизации и расслоения в израильском обществе по религиозному, общинному и социальному признаку.
    Время, когда идеология диктовала нормы жизни и формировала мировоззрение в западном мире, позади. В отличие от своих предшественников подавляющее большинство молодежи на Западе живет не во имя некой абстрактной идеи (которая так или иначе обещает “светлое будущее”), а ради себя и собственных целей.
    Израиль - не исключение. От прежней приверженности жесткой идеологии, которой отличались первые “халуцим” из Европы, не осталось и следа. И хотя было бы ошибочно говорить, что израильская молодежь безразлична к судьбе своей страны и ее проблемам (как иногда кажется представителям старшего поколения), ее патриотизм носит куда менее жертвенный характер.
    Процесс этот начался в середине 50-х годов, после англо-франко-израильской военной операции против Египта. Группа “разочарованных молодых людей”, создала движение “Мацлен” (“Компас”). Будучи до этого убежденными социалистами-сионистами, они считали, что Израиль предал собственные идеалы, пойдя на союз с империализмом и начав военные действия, исходя из конъюнктурных политических соображений.
    С течением времени отход от прежней идеологии социал-сионизма продолжался нарастающими темпами. После Шестидневной войны возникло и усилилось поселенческое движение в приобретенных Израилем землях - Иудее, Самарии и Газе. Движение это стало приобретать совершенно иной характер, чем идеология первых “халуцим”. Религиозные сионисты, прежде всего - выпускники школ сети “Бней-Акива”, не довольствовались приверженностью таким понятиям, как “еврейский труд” и “еврейская самозащита”. Их целю становится воплощение древних пророчеств и возрождения еврейских ценностей. Мессианство, присутствовавшее в скрытом виде в представлениях и деятельности “халуцим”, приобретает откровенно религиозный характер и до неузнаваемости меняет прежнюю идеологию сионизма. Среднее поколение и молодежь - выпускники иешив “Бней-Акива” сегодня становятся ведущей силой правого лагеря, оттесняя утративших ориентиры последователей первых “ревизионистов”. Возникновение такого движения и его превращение в ведущую силу в Израиле - явление, не имеющее аналога в западном мире, где большинство движений, связанных с идеологией зашли в тупик. Таким образом, происходит усиливающаяся идеологизация одной группы населения на фоне утраты каких-либо идеологических ориентиров большинством израильтян.
    Другая тенденция, также отличающая Израиль от Запада - усиление секториальности в обществе. Причем секториальность приобретает крайние формы, доходя до прямой поляризации. Особенно это заметно в молодежной среде.
    Совершенно особое направление составляет ортодоксально-религиозный сектор. Ультраортодоксы, прежде не имевшие никакого влияния на общественную жизнь страны и совершенно не связанные с сионистским движением, обретают все больший вес. Они - автономная, самостоятельная сила, безразличная к большинству вопросов “большой политики” и не чувствующая никакой ответственности за “сионистский проект”. Внутри этой группы молодежи тем не менее наблюдаются усиливающиеся разногласия по поводу того, как относиться к существующему еврейскому государству. В то время как одни, не связывая себя напрямую со светской властью, считают своим долгом принимать участие в жизни этой страны во имя сохранения Израиля, другие, напротив, все более замыкаются в себе, предавая анафеме сионизм. Первые утверждают, что необходимо влиять на светский лагерь, дабы “раскрыть глаза” нерелигиозным людям на их заблуждения и вдохнуть новую жизнь в сионистское государство. Вторые полагают, что “сионистское образование” на Святой земле настолько чуждо Галахе, что не стоит и предпринимать попытки для его исправления.
    Еще одна группа молодежи Израиля, сформировавшаяся в последние десятилетия, - молодежь городов развития и кварталов бедноты. Это в основном потомки репатриантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, прибывших в страну в 50 - 60-х годах, так и не нашедшие ни своего места в израильском обществе, ни собственной идеологической ниши. Состояние бедности, неопределенности и пассивного ожидания перемен стало частью их жизни. Свое положение молодые люди - выходцы из этой Среды воспринимают как нечто раз и навсегда установившееся, все больше замыкаются в себе, составляя особый слой населения - со своими нормами существования, представлениями и стилем жизни. Остальное общество для них - некая чужая и даже враждебная структура, навязывающая им свои ценности. Не выделяясь внешне, как “харедим”, они, тем не менее, также являют собой автономное образование внутри Израиля.
    Теоретически две государственные структуры - школа и армия - должны были бы вовлечь эту группу молодежи в остальное общество. Но школы ограничиваются образовательной и просветительской работой и не могут снизить образовательные стандарты до уровня отстающих. Поскольку молодежь из среды сефардской бедноты изначально не соотвтетствуют образовательным стандартам, то в процессе обучения она все больше переходит в разряд отстающих. В этой обстановке, образовательные учреждения не только не способствуют вовлечению данной группы молодых людей в общественную жизнь, но, напротив, выталкивают еще больше на обочину.
    Надежды на армию в этом вопросе также себя не оправдали. Значительная часть молодежи из этой Среды вообще оказывается вне рамок армии, другие, хотя и призываются на службу, идут в небоевые части в связи с плохим здоровьем. В результате получается, что они и в армии образуют замкнутую среду и чувствуют себя ущербными и несостоятельными по сравнению с более удачливыми подростками из других групп населения. Так образуется замкнутый круг, выхода из которого пока не видно.
    Наличие в обществе разных групп не является чем-то противоестественным и негативным, говорит Лам. Но только в том случае, если эти группы и секторы ведут диалог между собой и рассматривают друг друга в качестве партнеров, а не конкурентов. В израильском обществе, указывает Лам, всего этого не происходит. Все эти группы практически не взаимодействуют между собой и, что еще хуже, относятся друг к другу как к потенциальным соперникам. Каждая стремится определить границы своего влияния, чтобы не допустить “вторжения” конкурента, и, что особенно тревожно, тенденции эти наиболее отчетливо прослеживаются в среде молодежи. Крушение идеологии способствует тому, что практически ничего уже не удерживает в одной связке постсионистов, “Харедим”, выпускников иешив и выходцев из кварталов бедноты. Наведение мостов между этими группами представляется делом очень трудным.


Александр МАЙСТРОВОЙ
"Форвертс"
Сайт создан в системе uCoz