"Народ мой" №23 (220) 15.12.1999

ЕВРЕЙСКИЙ ПОЛК

    Находясь в Болгарии, я собирал информацию о русско-турецкой войне 1877-1878 годов. И вот однажды старик болгарин из древнего Пловдива сказал мне:
    - А вы знаете, нас ведь тогда освободили еврейские войска!
    Я не поверил своим ушам, но старик продолжал настаиват на своем.
    Постепенно я почти забыл об этом. И вот уже в Балтиморе, читая книгу известного израильского государственного деятеля и ученого, многолетнего министра иностранных дел Израиля Абы Эбана: “Heritage: Civilization and the Jews”, я понял, что старик болгарин сказал правду. Эта история началась во времена НиколаяI, проводившего жесткую антиеврейскую политику. Это была политика геноцида еврейского населения России, которое в то время насчитывало около двух миллионов человек. Было решено забирать еврейских мальчиков у родителей, начиная с 12 лет, и готовить их к военной службе, продолжительность которой в то время была 25 лет, в особых кантонистских школах под надзором ретивых армейских унтер-офицеров. Власти считали, что посредством полного отрыва от еврейской Среды они принудят детей к крещению.
    Дети в условиях солдатской казармы вели полуголодное существование, терпели притеснения и издевательства. Их всеми способами принуждали креститься. Многие кончали жизнь самоубийством. Другие гибли от болезней. Выживали и оставались верными своей религии самые стойкие, самые упорные и сильные.
    Но вот на российский престол вступает АлександрII. По своему государственному уму и масштабу демократических преобразований он не имел себе равных в русской истории. Человек, освободивший от крепостной зависимости, а по существу - от самого гнусного рабства, 40 миллионов человек, создавший систему местного самоуправления и внедривший суд присяжных в русскую судебную систему, - это был государь, пользовавшийся любовью всех, кроме самых косных консерваторов и нигилистов-революционеров.
    На втором году своего правления АлександрII отменяет принудительные наборы в школу кантонистов и приказывает закрывать их по мере производства последних выпусков. Знакомясь накануне русско-турецкой войны с дислокацией русских войск, царь поинтересовался судьбой бывших кантонистов. Так он узнал, что некоторые из них, несмотря на принуждения, остались верны своей религии - иудаизму. Пораженный такой стойкостью еврейских юношей, император сказал по этому поводу: “Те, кто были так стойки в своей вере, будут также верны своему государю!”.
    Он принимает поразившее всех решение - создать из бывших кантонистов, сохранивших свою веру, особый еврейский полк.
    Один из придворных живописцев запечатлел момент построения этого полка в день завершения его формирования и получения от императора полкового знамени.
    На плацу на коне император АлександрII со своей свитой, перед ним - полк, уже получивший полковое знамя. Позади строя - орудия, готовые произвести торжественный салют. Слева видна полковая синагога, где идет подготовка к торжественному богослужению.
    Полк во время русско-турецкой войны храбро сражался. Его солдаты и офицеры (тоже евреи) получили много боевых отличий. Военным врачом в этом полку служил Леон Пинскер, ставший позднее видным деятелем сионистского движения в России. Пинскер получил орден за оказание под огнем неприятеля медицинской помощи раненым.
    Послевоенная судьба полка неизвестна, но во время царствования лютого юдофоба Александра III полк сохранится как боевая единица никак не мог. Очевидно, после окончания русско-турецкой войны он был расформирован.


Рафаил КАШЛИНСКИЙ
Сайт создан в системе uCoz