"Народ мой" №24 (221) 29.12.1999

ВЕСЕЛЫЕ ЕВРЕИ НА ГОРЬКОЙ ЗЕМЛЕ

Во время осенних каникул группа еврейских школьников Санкт-Петербурга ездила в Польшу по программе, связанной с памятью о Холокосте. Один из них, учащийся 11 класса 224 еврейской школы делится с читателями  “Некуда” своими живыми, пестрыми  впечатлениями. Такими, какие, наверное, и должны быть у молодого современного человека.

Мы едем в Польшу. Огорчает лишь одно - поездка-то во время каникул. Пропущу я тяготы сборов и наставления учителей о хороших манерах, а остановлюсь на поезде. Как я и ожидал, нашего народу на вокзале уйма, и все по старой доброй традиции дают друг другу советы, а ряд отдельных лиц занимается ломанием компьютера, желая получить справку о том, сколько стоит билет из Питера до произвольного города с труднопроизносимым названием.
    Ну, как водится, пересчитались и разбежались кучковаться. Наконец загрузились в купе, и - презабавнейший момент! - все стали доставать курицу. Правда, вариации приготовления и степени готовности были очень разнообразны…
    Что такое ночь в вагоне, набитом еврейскими детьми, представить себе несложно, и, учитывая, что вставать в шесть утра, спали только учителя. “Дети” же распевали бардов и распивали кофе. Именно ночью у всех почему-то нашлись дела, хотя днем все маялись от безделья…
     Таможня, еще одна - мы в Польше! А туалет закрыт… В Белостоке нас уже ждал автобус, и, отчаянно крича “Камчатка наша!”, бедные еврейские дети ринулись на штурм достаточно комфортабельного зеленого средства передвижения. В Варшаву! Многие уснули, но все же, проезжая очередной город, можно было услышать шепот: “Варшава наконец-то!” Увы, не она. Остановились посмотреть на старинную синагогу и молодую псину дворового типа, с которой и сделали первые фотографии.
    Наконец Варшава предстала перед нами, и мы доехали до гостиницы **, именовавшейся “Felix”. После расселения - обзорная экскурсия по Варшаве, строгие инструкции, чумной монумент, и, наконец, старший младшей подгруппы - назначен. Ходим по старой Варшаве, поражаемся количеству неформалов, пиву после 18-ти (не часов) и многому другому.
    После бессонной ночи в гостинице наутро поехали мы в первый из концлагерей, ради которых и приехали в Польшу, - в Треблинку. Громадный  мемориал остался вечной памятью на месте бывшего лагеря смерти. Среди множества монументов, в центре, на небольшой площадке - камень с надписью “Никогда больше” и малоприметный, затерянный среди других, монумент с легендарной фамилией Корчак. А ведь у него было право остаться в Варшаве, но со своими подопечными еврейскими детьми-сиротами он отправился на смерть...
    Путь от Варшавы до Кракова занял почти весь следующий день. Автобум переполняли истошные вопли: “Ну, скоро там вообще приедем?”, “Включите что-нибудь нормальное!” и “Выключите это "что-нибудь"!”. Пробовали даже голосовать, что поставить на магнитофон - “Руки вверх!” или “Рамштайн”. Доводы приводились особенно характерные, типа: "Когда мне бьет по голове, я легче засыпаю".
    Экскурсия по Кракову после шести часов автобуса убила всех окончательно. Радовало одно - гостиница *** в центре города: до Старого города и “гостиного двора” (так мы прозвали огромный сувенирный рынок на главной площади) всего три минуты ходьбы.
    В эту ночь многие отсыпались, а я учил выданный мне текст поэмы Галича об Освенциме, куда мы завтра (то есть сегодня) поедем.
    Освенцим произвел неизгладимое впечатление. Все эти многочисленные строения, газовая камера, крематорий… А километры колючей проволоки приводят в шок. Кстати, они действительно приводили в шок - 2000 вольт! В Бжезинке, женском концлагере, мы чувствовали себя как настоящие евреи. Вот где проявляется патриотизм: героически перенеся ледяной ветер, дикий холод и сильный косой дождь, мы еще смогли прочитать поэму и почтить память полутора миллионов евреев.
    Вернувшись в Краков, многие поехали посмотреть на фабрику Шиндлера, а самые предприимчивые остались в гостинице, симулируя больное горло, что не помешало им же возглавить вечерний поход в старую Краковскую крепость посмотреть на “живого” огнедышащего дракона - колосса из железа, который стоит над крепостной стеной, устремив свой взгляд на Вислу.
    Следующий день был потрачен на переезд в Люблин. Когда добрались, было уже совсем темно. Все спали, и лишь стройный хор на предпоследнем ряду тихо пел “Короля и Шута”…
    Не у всех хватило сил выдержать еще и поездку в еврейский квартал Люблина. На следующий день мы посетили Майданек, где сохранились бараки.
    А затем - Белосток: песни на вокзале, общение с кофейным автоматом и местными маргиналами и наконец - домой!..

Виктор Ширяев
Сайт создан в системе uCoz