"Народ мой" №24 (221) 29.12.1999

СЛОВО РАВВИНА

    Недельные главы месяцев Кислев и Тевет посвящены жизни праотца Яакова. Недавно мы читали в Торе о том, как Яаков воссоединился с любимым сыном Иосифом, как многие годы жил в Египте и перед кончиной призвал сына к себе. Иосиф привел к нему внуков, Менаше и Эфраима, чтобы яаков благословил их. Когда наступил момент благословения, Иосиф поставил Менаше, как первенца, по правую руку Яакова, а Эфраима, младшего, по левую. Однако патриарх поменял положение рук, тем самым отдавая предпочтение Эфраиму, и не внял убеждениям Иосифа, что это будет неправильно.
    Понятно, что и Яаков не ошибся, не ошибся и Иосиф. У каждого было свое суждение, почему надо поступить именно так. Чтобы разобраться в этом, следует обратить внимание на имена внуков. В Торе написано: "И нарек Иосиф имя первенцу Менаше, потому что Б-г дал мне забыть все мое мучение и весь дом отца моего. А другому нарек имя Эфраим, потому что Б-г сделал меня плодовитым в земле страдания моего" (Берешит 41:51-52). Имя, выбранное для первенца, показывает, как важно было для Иосифа помнить, кто он и откуда родом. Имя же Эфраим указывало, что даже вдали от дома, от отца, в чужой стране Иосиф вел достойный образ жизни. Эпизод с благословением обнаруживает, что для Иосифа важнее было значение, заложенное в имени Менаше ­ важнее было помнить, что он ­ сын Яакова. Для Яакова же ближе значение, заключенное в имени Эфраим, т.е. стремление всегда и везде вести достойную жизнь.
    Здесь большой для нас урок. Конечно, по-настоящему правильная жизнь наступит тогда, когда Г-сподь даст нам собраться в эрец-Исраэль, когда отстроен будет Третий Храм и придет Машиах и люди смогут целиком посвятить себя изучению Торы. Но реальность такова, что сейчас мы находимся в изгнании, в темноте. Нельзя сидеть сложа руки и просто ждать ­ свет Торы, свет мицвот мы должны принести и сюда. Это и есть два важнейших вывода, обозначенных именами "Менаше" и "Эфраим".
    И еще одна маленькая история:
    Однажды, беседуя со своими студентами, известный учитель мезеричский Магид предложил тему: "Что если бы Вс-вышний передал нам руководство миром?" Подумав, один из учеников сказал: "Я бы разделил все богатства так, чтобы ни один еврей не знал нужды". Второй ответил: "Я бы исцелил всех больных". "Я бы сделал так, чтобы в мире не осталось зла, а только добро", ­ высказался третий. Четвертый, самый молодой ­ это был Шнеур-Залман (Алтер Ребе), сказал: "Если бы я был на месте Вс-вышнего, я бы делал точно то же, что делает Он".


Раввин Менахем-Мендл ПЕВЗНЕР
Сайт создан в системе uCoz