"Народ мой" №24 (221) 29.12.1999

Евреи Ленинграда в межвоенную эпоху

    Многие из нас держали в руках, читали, изучали книгу Михаила Бейзера “Евреи в Петербурге”. Она появилась в свет в Иерусалиме в 1990 году в серии “Библиотека - Алия”. За этой скромной, небольшого формата, но очень насыщенной фактами, датами, именами книжкой последовала ее английская версия, замечательно изданная с множеством иллюстраций и карт, с предисловием известного британского историка Мартина Гилберта. Предшествовали обоим изданиям отдельные очерки - “экскурсии” по еврейскому Петербургу, появлявшиеся в Ленинграде 1980-х в самиздатовском ЛЕА (“Ленинградском Еврейском Альманахе”), начиная с его первого номера (1982 г.). Их автором, как экскурсоводом, водившим по городу небольшие группы интересующихся прошлым здешней еврейской общины, был все тот же Михаил Бейзер. В книгу вошли 6 “экскурсий”. Этот небольшой путеводитель, выпущенный им в свет после репатриации (в 1987 г.), был откровением для многих ленинградских евреев - они и не подозревали, что за фасадами знакомых зданий некогда кипела еврейская жизнь - научных, литературных, музыкальных обществ, политических партий, благотворительных организаций. Временной промежуток, охватываемый очерками, - в основном, несколько предреволюционных десятилетий.
    И вот только что появилось долгожданное продолжение петербургской еврейской эпопеи - новая книга М.Бейзера “Евреи Ленинграда. 1917 - 1939”. Она имеет подзаголовок “Национальная жизнь и советизация”. Книга разбита на две части. первая названа “Евреи в жизни города”, и в ней дается в хронологическом порядке описание жизни евреев на фоне панорамы происходящего в Петрограде-Ленинграде и стране в целом. Отдельно рассматривается 1917 год - от февраля до октября. Автор подчеркивает, что община Петрограда, еврейские партии, пресса безоговорочно поддержали февральскую революцию и так же решительно выступили против захвата власти большевиками. “Никто из старожилов не присоединился к путчистам, октябрьский переворот свершался руками приезжих революционеров”. Во второй главе - гражданская война и эпоха военного коммунизма: то, как эти бедствия отразились на евреях. Дальше - обманчивая оттепель НЭПа и, наконец, эпоха победившего социализма (“урбанизация и советизация ценой утраты национального облика”).
    Вторая часть книги “Еврейская жизнь” распадается на 5 глав. В них проводится исследование еврейских политических партий и течений, религиозной жизни, общественных организаций, еврейского образования и культуры, науки о еврействе в первые советские десятилетия. “Заключение” в книге М.Бейзера - не просто подведение итогов. Автор сравнивает происходившее с евреями в нашем городе с аналогичными (“типовыми”) процессами в других городах. Таким образом, книга приобретает общероссийский масштаб. В рамки жанра “региональная история” она явно не укладывается. Вот одно из важных с моей точки зрения открытий, которое автор сформулировал в своей книге, - благодаря сопротивлению, которое оказывала “организованная еврейская общественность” вмешательству властей, “независимая еврейская жизнь в Ленинграде продержалась гораздо дольше, чем кажется на первый взгляд”, и как мне кажется, дольше, чем в других крупных городах России вне бывшей черты оседлости. Здесь сохранилась, хоть и поредевшая, группа дореволюционных еврейских деятелей, и в 1920-е годы еще существовал ряд еврейских обществ, Еврейский музей, а клуб просуществовал до 1938 года. Сюда переехал Любавичский Ребе и следом за ним - множество хасидов, и не последнюю роль сыграли зигзаги советской политики по отношению к евреям. В книге М.Бейзера - масса имен. Это не знаменитые евреи, внесшие большой вклад в советскую науку, искусство, литературу. В основном, это малоизвестные широкой публике люди, сыгравшие немалую роль именно в еврейской жизни. И очень хорошо, что их имена здесь названы. Они, эти герои и мученики эпохи строительства социализма в одной отдельно взятой стране, в основном, в той уже далекой от нас эпохе и остались: в ее тюрьмах и лагерях, на Левашовской пустоши, лишь кое-кому выпала “удача” - умереть в своей постели. “Как мерзко и страшно изуродована наша с тобой жизнь!” - из письма молодого сиониста с Колымы, 1941 год (в середине 1942 года он там же был расстрелян).
    В “Заключении” присутствует еще одна важная мысль: после II Мировой войны буквально в нескольких крупных городах оказалась сосредоточена самая “значительная часть еврейства СССР, определив его облик на годы вперед”. И именно потому так велика роль исследования, предпринятого М.Бейзером, для будущих работ - уже о послевоенном еврействе. И вспышки “еврейского национализма”, рост интереса к историческому наследию у евреев в конце 1950-х, 1960-х, в начале 1980-х тоже могут быть объяснены из анализа черт группового портрета евреев Ленинграда, вышедшего из-под пера М.Бейзера.
    Дай нам Б-г дожить до новых свершений М.Бейзера. В том, что они будут интересными, я не сомневаюсь.

Е.Ш.

 Ниже мы приводим предисловие к новой книге М.Бейзера, написанном уважаемой нами ветераном еврейского движения Ленинграда-С.-Петербурга, обаятельной чистокровно русской женщиной, профессором Наталией Васильевной ЮХНЕВОЙ.
 
 
 

Сайт создан в системе uCoz