"Народ мой" №24 (221) 29.12.1999

Записки по ходу жизни

    Если когда-нибудь кто-нибудь решит, наконец, написать всемирную историю как истории конкретных людей, тут-то и потребуются евреи. Это я не к вопросу об избранном народе, и даже не о том, что уходящий век - это век жестокости, а кто лучше еврев расскажет об этом, нет, это я к вопросу о нашей манере везде оказываться в центре событий. И Ленин отчасти Бланк, и Каплан - по уши Каплан, и любовница американского президента, и даже его супруга... тсс... Вот и автор книги "Путешествия Вениамина IV", Тобяш Купервейс регулярно оказывался, ну если не в центре событий, так по крайней мере там, откуда было видно происходящее.
    Жанр жизнеописания известне достаточно хорошо, и лучше всего он известен не читателям, а несчастным редакторам, которые вынуждены регулярно отказывать авторам. Эти авторы виноваты лишь в том, что "журнал не резиновый", и что в столе у редактора уже лежит десять (или двадцать) подобных рукописей. Разумеется, издание книг за счет авторов несколько расширило возможности опубликования, но все же - когда и что именно интересно в этом жанре? Ведь жизнеописание само по себе, события жизни автора, запечатленные недрогнувшим пером - лишь повод для того, чтобы вздохнуть: как все-таки бездарно проходит наша жизнь. Так вот, первое - это история стран и народов, увиденная через события, происходящие с отдельным человеком. Второе - это напоминание о проблемах, например, в данном случае - о нашем сегодняшнем отношении к полякам и немцам. Наконец, третье - это урок выживания. Разумеется, жизнь почти каждого советского человека - это пример выживания. Но еврея - пример вдвойне. И как ни была сложна и неожиданна жизнь, но автор проявлял активность и сообразительность и побеждал. Плюс немного везенья...
    Разумеется, не следует воспринимать эту книгу, как исторический источник. Экстатический характер повествования, видимо, повлек некоторые неточности. Вовсе не только в XX веке евреи стали истребляемой нацией. "Синяя блуза" не была "разгулом глупости, сумасбродства и распущенности". Фраза "рабы не мы", даже если ее читать иначе, не внушала рабской немоты - это достигалось иными способами. Идея о том, что перед войной не было антисемитизма, выглядит странно - куда он делся и откуда вскорости возник? Социальная психология так быстро не меняется. Почему это Горбачев - палач Сахарова, Солженицына и Пастернака? Совсем уж странные заключения о более близких к нам событиях, утверждение, что теперь нет "еврейского вопроса" и т.п.
    В целом от прочтения книги остается немного странное впечатление - читать было интересно, и вроде что-то понял, но это не книга.
    Не книга - книги так не пишут - а нечто вроде "записок по ходу жизни".


Л.АШКИНАЗИ
Сайт создан в системе uCoz