"Народ мой" №24 (221) 29.12.1999

ВОЗВРАЩЕНИЕ

(Лев Дановский, "Пунктирная линия", изд-во "Абель", С.-Петербург, 1998)

    "Одиссей возвратился, пространством и временем полный". Строки великих учат не только чиcтоте звука, но и выстраданности и глубине мысли. Одиссей полон времени и пространства, этими смертными и земными вещами, потому что он отказался от предложенного ему нимфой Калипсо бессмертия. Отказался во имя возвращения домой. Предложенное бессмертие вообще не имеет смысла, имеет смысл только завоеванное бессмертие. Его завоеванием занимается поэзия.
    Одиссей возник не случайно. Тема возвращения - одна из главных в поэзии Льва Дановского. Лирический, как принято говорить, герой блуждает по городу, напоминая попутно и другого Одиссея, джойсовского Улисса, попадая то на свидание в Летнем саду, то в кафе, то на похороны, то на службу, то в командировку - "командировочный, мать его так!" - а затем неизменно возвращается домой.
    Мне видится это возвращение зимней ночью, на поздних поездах, потому что лирический герой живет там же, где Л.Д. - на Лахте, в поселке под Ленинградом. Место действия именно Ленинград, стылый, трамвайный, какой угодно, но - Ленинград. В заглавных буквах имени Лев Дановский - ЛД - зашифровано имя города. В этом звуке присутствует советская история, та социальность, которая выветрена из имени Петербург с его смертельной бледностью и красотой, присутствует "я еще не хочу умирать, у тебя телефонов моих номера" (где, кстати, звучит тема возвращения: "Я вернулся в мой город..."), а значит присутствуют не только поэтические учителя, но и учителя духовные: "Жаловаться нельзя, нельзя - Мандельштам не велит".
    В звуке Ленинград присутствет та социальность, которая присуща поэзии Л.Д. Социальность, историчность, гражданственность в том качестве, в каком они есть у Л.Д., - явление на сегодня не частое. Удача объясняется тем, что его лирический герой - обыкновенный, один из толпы, усталый советский человек (так что лучше бы создать для него новый литературоведческий термин: лирический не-герой), но каким-то непонятным, чудесным образом наделенный поэтическим даром, что почти равносильно в случае Л.Д. чувствам вины, стыда, боли. Он пишет "Раскинулось горе широко и войны бушуют вдали...". Или: "Беженка просит на хлеб, ребенок просит на гроб...". Или: "На Сенной поет Вальсингам". "На Сенной поет Вальсингам" - чисто звучит! Это Пушкин, но это и Некрасов, и Раскольников и т.д., потому что в Ленинграде куда ни плюнь, всюду.
    Итак, возвращение из вещественного, плотского, соблазнительного мира домой, то есть к тому состоянию, когда пишутся стихи, настигающие нас иногда после долгого трудового дня, который, казалось бы, выпотрошил душу, но - ничуть не бывало! - бессмертие длиной в стихотворение - завоевано.

В.ГАНДЕЛЬСМАН,
29 октября 1999 г.
Сайт создан в системе uCoz