"Народ мой" №24 (222)16.01.2000

Их имя - Милосердие

Улыбка - оружие сильных
в борьбе с болезнями и
житейскими невзгодами.

    В комнате №9 благотворительного центра "Хэсэд Авраам" висит карта города с красными, синими, зелеными, оранжевыми флажками. Это очертания участков патронажной службы. Фражки прикреплены к карте таким образом, что образуют цветные дорожки, пересекающие весь город. И эти дорожки напоминают маршруты. И это действительно маршруты, маршруты Добра, Сострадания, Терпения и Надежды. По этим проложенным маршрутам развозят еду, приходят работники и волонтеры Хэсэда, осуществляя патронаж над своими подопечными.
    Если открыть латинско-русский словарь на странице с буквой "Р", то можно найти слово "patronus" и его перевод - покровитель, защитник. А чуть выше еще одно слово "patrona" - покровительница, защитница. И я беседую с одной из таких покровительниц, защитниц, возглавляющую программу "Патронаж" Лизой Гольдман. Ее облик полностью отвечает фамилии - золотистый цвет волос, очаровательная улыбка, искрящиеся глаза и мягкий характер. Ее стол стоит в дальней части комнаты. На стене слева от стола я прочитал то, что стало эпиграфом к этой беседе.
    - Лиза, расскажите, пожалуйста, про патронажную программу Хэсэда.
    - Цель и задача нашей патронажной службы состоит в оказании постоянной помощи пожилым, не способным обслужить себя людям. Патронаж - это дополнительная помощь к уже существующей социальной городской помощи. Нами оказываются те услуги, которые не делаются районными собесами, такие как уборка квартиры, приготовление пищи, стирка мелкого белья, прогулки, покупка лекарств, посещение больницы, мытье подопечных. На каждого подопечного работником нашей службы - куратором заполняется специфическая анкета, на основании которой и выясняется, какая конкретная помощь необходима.
    - Кто такой патронажный работник? Каковы его основные обязанности?
    - Патронажный работник - это та нить, которая связывает Еврейский благотворительный центр и подопечного. Слово "обязанность" по отношению к нашей службе звучит как-то жестковато. Я бы его заменила каким-нибудь другим, например, дело, служение. Сейчас по нашей программе работают 300 человек и двадцать волонтеров. Семнадцать районов города поделены на семь патронажных участков, каждый из которых возглавляет куратор патронажной службы.
    - Лиза, ведь не хлебом единым жив человек. Имеется ли возможность в русле вашей программы проводить какие-нибудь культурные мероприятия на дому?
    - Да, конечно. Во-первых, общаясь с нашими подопечными мы им рассказываем о жизни еврейской общины города, нашего благотврительного центра. Во-вторых, силами волонтеров нашей службы проводятся на дому для подопечных встреча Субботы, поздравления с днями рождения 90, 95 и 100-летних подопечных, с еврейскими праздниками; проводятся "Теплые дома". Мы приносим подопечным нашу газету "Хэсэд Шалом" и газету "Ами", которые они с удовольствием читают, и через них приобщаются к еврейской жизни города.
    - Как вам видится развитие вашей программы?
    - Дальнейшее развитие патронажа? Сейчас наша программа входит в блок "Уход на дому". Поэтому как бы наши задачи пересекаются с задачами других программ, входящих в блок. Это и "Еда на колесах", и "Прокат реабилитационного оборудования", и "Чистый дом". Например, можно поставить подопечного на патронаж, если у него была только "Еда на колесах". Или проводить по указанию врачей циклы занятий по реабилитации своих подопечных - пожилых и старых людей, страдающих различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, и больных после инсульта. Это связано и с перспективой налаживания тесных связей с медицинским блоком, организацией медицинских консультаций на дому. Кроме того, в программе патронажа с начала 1999 года начала действовать новая программа БПД - повседневно-бытовая деятельность подопечных. Взаимодействие этих программ позволяет оперативно вмешаться в судьбу подопечного и оказать ему всестороннюю профессиональную помощь.
    - Лиза, расскажите, пожалуйста, о себе.
    - В 1980 году я закончила ЛИАП и работала технологом на заводе "Техприбор" в сборочном цехе, потом мастером и старшим мастером. Проработала я на заводе 17 лет и по объявлению в газете "Санкт-Петербургские ведомости" по конкурсу попала в благотворительный центр "Хэсэд Авраам", где я работаю уже более 3-х лет. Начинала на программах "Зимняя помощь" и "Гуманитарная помощь", руководила службой проката, а уж потом - патронаж. Мне кажется, что здесь я нашла себя. Работа мне очень нравится. Мне нравится вместе с волонтерами помогать в это трудное время нашим подопечным, быть им нужным.
    - Из кого состоит "ядро" вашей службы?
    - В блоке "Уход на дому" работают четыре руководителя программ. Это Чижикова Елена - служба проката медицинского реабилитационного оборудования, Андрей Михайлов - служба "Еда на колесах", Ирма Машухова руководит патронажем, Фира Горелик руководит программой "Чистый дом". На всех этих программах есть еще 8 сотрудников - кураторов патронажной службы и по одному сотруднику в программах "Еда на колесах" и "Прокат". Я довольна работой своей команды. Это слаженный, надежный, творческий коллектив, позволяющий решать очень сложные жизненные проблемы и задачи наших подопечных.


Интервью провел
В.ЛЕВЕГАРЦ
декабрь 1999 г.
Сайт создан в системе uCoz