"Народ мой" №2 (223) 31.01.2000

Здоровый “еврейский вопрос”

    Одна моя знакомая-психолог как-то сказала: “Если психоаналитик обещает решить твои проблемы или рассказать все о тебе, не ходи к нему. Хороший врач может только помочь прийти к решению, прийти к пониманию себя. Это только у тебя в физике... решают проблемы”.
    Не надо пытаться решать за людей их проблемы, “учить жить”. По-видимому еще правильнее в отношении евреев с нашей привычкой каждую фразу начинать со слова “нет”. “Нет, вы послушайте, что я вам скажу”.
    Даже если вопрос здравый, с ответом надо быть очень осторожным. Тем более, что многие считают “еврейский вопрос” больным. И тем не менее Борис Стругацкий, кумир моего поколения, написавший статью “Больной вопрос”* ошибается, когда утверждает, что писать статьи бесполезно. Они помогают нам, читателям, что-то понять, прийти к каким-то выводам. По крайней мере, любой автор на это надеется, даже когда просто излагает историю своих национальных переживаний и описывает свое к “еврейскому вопросу” отношение. Отношение, впрочем, достаточно обычное для “советского еврея”, “половинки”, записанного осторожными родителями русским, и в то же время честного человека, немедленно солидаризирующегося с евреями при появлении на горизонте антисемита. Ошибки, допускаемые автором, достаточно типичны, пути рассуждения повторяются другими и по всему этому уже заслуживают обсуждения.
    Но давайте начнем с сути дела. “Еврейский вопрос”, как мне кажется, для удобства рассмотрения имеет смысл разделить на два. Первый - это евреи и общество. Антисемитизм, борьба с ним, мрачная история, научные теории на тему “откуда и почему”, психология антисемитов и реакция на эту грязь жизни евреев - один вопрос. И об этом написано предостаточно. Однако “еврейский вопрос” антисемитизмом не исчерпывается.
    Представим себе чудовищную сцену: вот мы стоим посреди пустой земли, и некто спрашивает нас, кто мы. Возможные ответы делятся на две группы. Могу сказать, что я человек, гражданин или постоянный житель той или иной страны, член семьи и народа, житель того или иного города. И могу сказать о себе, что я умный или глупый, что я умею, к примеру, водить машину, знаю суахили или шрифт Брайля. Все это - описание меня как индивида, а первая группа - это описание представителя какого-то сообщества.
    Человеческое сообщество вообще состоит из сообществ. В некоторых из них членство формально. На вопрос, являюсь ли я водителем или клиентом Ситибанка, можно ответить абсолютно точно. На вопрос, еврей я или нет, ответить с такой же степенью точности нельзя. Накал споров, которые ведут по этому поводу социологи, уж позвольте вам не описывать. Кажется, еще три фразы, и он/она его/ее зарежет, причем без соблюдения правил забоя.
    Разумеется, у каждого из нас есть некоторое представление о том, что такое “совсем еврей”, что такое “ну, конечно, еврей”, что такое “в общем-то еврей” и так далее вплоть до “что вы! Вот бы никогда не подумал!”... И социологи могут рассказать, что считают наиболее важным евреи, чтобы назвать этим словом своего ближнего. Однако пафос статьи Бориса Натановича - и, следовательно, наш главный вопрос - не в этом. А в том, когда, при каких условиях, почему я могу или не могу называть себя евреем. Когда я могу сказать, что это мой народ дал тебе Идею Единоб-жия, могу сказать, что царица Эсфирь и Мордехай Анелевич - это тоже мой народ.
    Человеку плохо одному. Нам нужен любимый человек, семья и друзья, многим хочется чувствовать себя частью и других сообществ. Человеку может быть лучше, если он гражданин страны или частица народа. Конечно, это нужно не всем, некоторые обходятся без каких-либо пунктов этого списка. Но за чувство спокойствия и комфорта, за неодиночество и любовь надо платить. Иначе количество добра в мире будет уменьшаться. Любимого человека надо укрывать одеялом, детей надо учить читать, друзьям надо помогать найти работу, ну и так далее. Мой друг сказал мне, что смущается, когда девушки говорят ему “люблю”. Просто так человек получает в жизни только любовь родителей и иногда, действительно, любовь другого человека. И не исключено, что один из глубоких слоев психики - это травма неотданного долга, в первую очередь, родителям, и понятно почему. Просто мы иногда не торопясь умнеем.
    Но начать отдавать долг своему народу легко. И тогда ты с легким сердцем назовешь себя евреем. Нужно просто быть его частью. Ибо этим ты и создаешь этот народ, который нужен всем остальным людям, составляющим его. Вот ты газету “Ами” купил, вот ты статью для нее написал, вот ты в еврейской организации работаешь или ее услугами пользуешься - ты народ и создаешь. Про образование детей, Субботу и все прочее возвышенное ты уж сам сообрази, ведь не бином Ньютона, все известно. Вот Вы, Борис Натанович, статью написали - и спасибо. Кстати, догадываетесь, почему Вы ее написали? Да-да, именно потому, что Вы это самое... язык не поворачивается. В какой-то мере еврей.
    Можно было бы разобрать и проанализировать ошибки, содержащиеся в упомянутой статье. Не всегда за разговорами “о Крови, о Роде, о Духе” стоит “угрюмая программа по превращению общества в племенной завод”. Не всегда любовь к своему народу переходит в ненависть к чужому. И не всегда правильно писать, что “по законам Государства Израиль, евреем считается только тот человек, мать которого еврейка”.
    Некоторые высказывания автора выглядят странными. Почему “омерзительно-комический акцент”? Почему “невыносимое высокомерие местечкового мудреца”? Вы знали многих местечковых мудрецов, Борис Натанович? На месте русского человека я бы, пожалуй, усмехнулся (или “нехорошо” усмехнулся), прочитав предложение автора, что “чувствовать себя русским - это просто радоваться при мысли, что ты не еврей”. При всех этих утверждениях не вполне мотивированной выглядит претензия на объективность: “Почему-то мне кажется, что я имею право считать себя беспристрастным судьей во всех этих вопросах...”.
    Но, в конце концов, от писателя мы и не требуем и даже не очень ждем объективности. Мы ждем от него пусть не объективной, но яркой картины сущего и особенно того, что мы не знали или не понимали. И поэтому не зря писатель Братья Стругацкие был и остался кумиром поколения и не зря Вы написали, Борис Натанович, эту статью.
    Что же до того, при каких условиях человек может назвать себя евреем, то ответ прост: ровно при тех же, при которых он может назвать себя членом семьи, гражданином страны или любимым. Надо что-то делать для этой семьи, страны, любимого человека. И тогда вопрос не будет, по крайней мере, для вас, больным.

Леонид АШКИНАЗИ

* “Звезда” №4, 1993 и альманах “Ключ”, СПб, 1995
Сайт создан в системе uCoz