"Народ мой" №2 (223) 31.01.2000

ЛОЦМАН ПИТЕРСКОЙ ЖИВОПИСИ

- Цукерман.
- Боцман.
- Цукерман.
- Лоцман.
- Цукерман.
- Мичман.
- О! Да тут все наши!

     Все, наверное, помнят этот заросший жуткой бородищей анекдот о Цукермане, знакомящемся с корабельной командой. В Петербурге тоже есть Лоцман - художник. А в роли Цукермана оказался я. Потому что Лоцман - это только фамилия, причем настоящая и при этом вовсе не еврейская. Эта амбивалентность привела ее обладателя как-то лет десять назад в Ригу на выставку еврейских художников. “Сто евреев и один Лоцман!” - пошутил наш герой.
     Одним из классиков Пушкинской 10 назвал Александра Лоцмана художник Евгений Тыкоцкий на открытии его персональной выставки в музее Н. А. Некрасова, проходившей с 17 по 22 ноября 1999 года. Лоцман - зрелый мастер, а представленные 26 работ - своеобразный итог, дающий представление о его творческих исканиях.
     Несмотря на достаточно солидный возраст, герой и его гости выглядели на открытии подчеркнуто молодцевато и андеграундно, как, собственно, и подобает людям Пушкинской, а тем более ее классикам, коих наблюдалось в избытке. Особенное внимание привлекал персонаж лет 55-60 в кожаных штанах и ботинках на неправдоподобно толстой подошве, какую не часто встретишь даже у самых ортодоксальных рэйверов.
     А картины Лоцмана очаровательны, как и сам автор, причем вобрали они в себя множество художественных реминисценций и намеков на предшественников и современников. Здесь и летающие фигурки Шагала, и митьковско-анрируссовский примимтивизм, и милая стилистика журнала “Мурзилка” блаженных советских времен, и пуантилизм начала века…

 
 

     Вообще же, странноватые чудаки из художественного мира Александра Лоцмана удивительно напоминали участников фуршета, воспоследовавшего после традиционных приятных слов. Какая-то фантасмагория захватила два выставочных зальчика музея Некрасова. Создавалось впечатление, что люди специально были приглашены под стать картинам: дядя с рюмкой вина в кармане пиджака, оказалось - фотограф; художник, всю свою жизнь положивший на рисование грибов и тем самым снискавший себе востребованность в Америке (ну, грибы - это особая тема); лохматый, бомжеватого вида “не то дерево, не то волк”, подсовывавший всем какие-то открытки…
     Таким образом открытие выставки неминуемо превратилось в импровизированный перформанс. Этого, впрочем, и следовало ожидать, исходя из современных представлений о развитии искусства. И в самом деле поверишь в какую-то мистическую связь между реальностью, моделируемой художником, и той, что существует вокруг. Получается, что художник сам порождает тот мир, который его окружает. Например, под стеклом, наряду с буклетами и выставочными каталогами, был представлен экземпляр газеты “Твой лоцман” из города Вышний Волочок - в общем, все шло по законам поэтики прикола, к каковой обязывает уже сама фамилия.

Леонид Гельфман
Сайт создан в системе uCoz