"Народ мой" №2 (223) 31.01.2000

БУРНОЕ МОРЕ ЯПОНСКОЙ СЦЕНЫ
 

     Евреи всегда были народом любознательным. А любознательность, как известно, очень часто превращается в профессионализм. Видимо, поэтому наши люди активно прорастали и прорастают в различных культурах. Не скажу как сорняки, но - как яркие цветы. Впрочем, и сорняков было достаточно, лучше бы Тору изучали - меньше вреда бы принесли… Что же касается Японии, то это одно из тех благословенных мест, где евреев нет и никогда не было. Хотя и тут известная бабушка кое-что сказать успела. Существует научная гипотеза, основывающая на лингвистическом анализе и предполагающая, что именно в Японии осели и растворились исчезнувшие десять колен Израилевых... Во всяком случае, пишут о Японии евреи охотно.

Л. Г.
Ergo, ars longa, vita brevis
 

     …Говоря о своей поездке в Японию, я не ограничусь одним только "cielo nuvoloso, il vento forte e mare molto agitato…"1 Ergo, эта статья посвящается искусству Японии, а конкретно - театру и всему, что с ним связано. Конечно, за то короткое время, что я провел в Стране Восходящего Солнца, та информация, которую я тщательно собирал и записывал, не может (да и не должна) претендовать на объективность.
     Я каждый раз бешусь, когда мне приходится брать палку полицейского и наводить порядок в своей голове: факты направо! мысли налево! настроение назад! - дорогу его величеству сознанию, которое еле ковыляет на своих костылях. Но нельзя - иначе бунт, шум, неразбериха - хаос. Итак - к порядку, джентльмены факты и леди мысли! Я начинаю.

     Театр в Японии насчитывает многовековую историю и отличается большим жанровым многообразием. В нем сохраняются театральные формы, возникшие на разных этапах истории страны и бытовавшие в разной социальной среде. Например, в Японии до сих пор можно увидеть появившееся в VIII веке придворное церемониальное театральное представление бугаку.
     Самой строгой классикой в Японии считается возникший в XIV веке театр ноо - вид очень условной
танцевальной оперы, в которой воплощаются военно-феодальные эстетические идеалы средневекового самурайства, а актеры играют в масках. Представления театра ноо устраиваются регулярно. В Токио ежемесячно проходит около двадцати спектаклей. Они рассчитаны на довольно узкий круг любителей этого жанра и идут не более двух дней подряд. Труппы актеров ноо сохраняют замкнутую средневековую структуру, ими руководят главы школ, полностью определяющие их творческую деятельность. Актеры и музыканты не имеют права переходить из одной школы в другую. В крупных городах существует по несколько театров, принадлежащих отдельным школам. Официально признанный репертуар ноо состоит из 258 пьес, большинство из которых было создано в XIV-XVIвеках. Кроме того, на сцене ноо ставятся новые пьесы (синсаку ноо), создаваемые по случаю особо важных государственных торжеств или по заказу религиозных организаций.
     Очень популярен в Японии кукольный театр бунраку. Многочисленные труппы кукольников различаются по способу вождения кукол, манере исполнения и репертуару. Среди кукольных театров есть такие, где используются ниточные марионетки, куклы, управляемые руками или с помощью реек, где актеры играют наряду с куклами. В традиционном театре бунраку сказитель гидаю под аккомпанемент сямисэна ведет повествование, а большие куклы, каждую из которых ведут три кукловода, очень живо отображают все на сцене.
     Ведущим жанром традиционного японского театра является кабуки. Представления кабуки устраиваются в
больших, специально оборудованных помещениях. В кабуки четко различаются актерские амплуа, все женские роли исполняются актерами-мужчинами - оппагата. Амплуа и сценические имена передаются родному (приемному) сыну или ученику. Ведущие актерские династии насчитывают много поколений. В репертуар театров кабуки входят в основном классические пьесы в каноническом исполнении. Крупнейшим драматургом классиком кабуки считается Тикамацу Мондзаэмон.
     Очень популярны устраиваемые в небольших театрах представления народного эстрадного театра ёсэ, которые также считаются каноническими.
     Определенное место на японской театральной эстраде занимают так называемые промежуточные жанры, возникшие в конце прошлого века после революции Мэйдзи. Жанры симпа и синконугэки объединяют в себе элементы традиционного и нового театров. Каждый из них представлен только одной труппой. В репертуаре симпа преобладает мелодрама из жизни средних слоев конца 19 - начала 20 века. В репертуаре синконугэки - остросюжетные пьесы из жизни самураев и разбойников средневековья. Кульминацией таких пьес служат сражения на мечах, давшие им общее название кэнгэки. Из них вырос популярный жанр современного кино - самурайские фильмы тянбара.
     В Японии работает около 70 трупп сингэки. Значительную часть их репертуара составляют пьесы современных западных драматургов. А в последнее время появилось большое количество микротеатров авангардистской ориентации.

Роман Портянский


     1 Небо облачное, ветер сильный и море очень бурное. (Итал.)
Сайт создан в системе uCoz