"Народ мой" №2 (223) 31.01.2000

Закат Европы

     Дорогой листатель газеты “Ами”, не пропусти сию печальную повесть о мытарствах “русского” человека на семинаре “Европейского союза еврейских студентов” (EUJS), который проходил под Амстердамом.
     Приглашение в Голландию, сочиненное в Иерусалиме, пришло почему-то факсом из Бельгии. Если учесть, что до начала семинара оставалось десять дней, а срочную визу в уездном городе СПб не делают, то можно понять насколько оно было вовремя. В консульстве эту бумажку вообще оставили без внимания, ибо факсимильное сообщение, за редким исключением, не является основанием для выдачи визы практически ни в одну европейскую страну. Работники консульства достаточно безучастно повертели желтую бумажку со звездой, посоветовав без оригинала не являться. По получении оного они обещали оформить визу как раз к последнему дню семинара.
     Трудно сказать, что именно заставило продолжить попытки добраться до Голландии. Очевидно, это было чувство протеста. Так или иначе, взяв в руки карту Европы, мы принялись, слава Шенгену, за обход консульских служб близлежащих с Голландией стран. Быстрее других делали визу во Францию, поэтому она оказалась и самой близлежащей. Туда и навострили лыжи.
     Небольшой проблемой до сих пор оставалось полное отсутствие информации о точном месте проведения семинара. Не обращая внимания на такие мелочи, все-таки XXI век, прогресс, как ни как, телефоны, e-mail’ы и всякое такое давно в ходу, мы вылетели в Париж.
     В Париже у одной из нас живет сестра, которая как раз на эти две недели уехала в Испанию, оставив во французской столице свекровь. На семейном совете решено было переправить ей все, что в доме еще осталось.
     Только после того, как таможенник заглянул в декларацию, он поверил, что эти туристки с какими-то странными визами действительно не едут на постоянное место жительства в Париж.
     - Значит, целью путешествия является туризм? - мрачно заметил страж нашей государственной границы, бегло оглядев багаж. Итак, - продолжил он, - два сервиза, чугунок для варки гречневой каши, значится; “Энциклопедия детская” тысяча девятьсот семьдесят восьмого года выпуска; двенадцать томов, понимаешь ли?
     Пришлось в двух словах объяснить товарищу, что согласно строгим законам кашрута готовим мы только в своей посуде, а книги - подарок от любимой тети, которые, чтобы она не обиделась, неплохо бы выучить наизусть к моменту возвращения на родину.
     - Но почему сервиза то-два? - Грозно сдвинув брови, спросил бдительный дяденька.
     - Как зачем? Нас же двое, для каждой свой! - Не сговариваясь, ответили мы хором и, легким движением руки приподняв пятидесятидвухкилограммовую сумку, скрылись в чреве аэропорта.
     В аэропорту имени Шарля де Голля нарисовалась вышеупомянутая свекровь, которую в дальнейшем повествовании будем называть “просто свекровь”. Увидев подарок весом в полцентнера, она, очевидно от радости, запамятовала куда припарковала машину. Короче говоря, через час-таки нашли мы ее тачку, попрощались, забрали свои вещи и уехали.
     Счастье во всей полной его неизбежности навалилось в Internet-центре библиотеки имени Жоржа Помпиду. Ну, разве не приятно узнать в полночь 12-го числа, что семинар начнется не 13-го, а 15-го, и появляться до его начала не рекомендуется. “Эко хреново-то все”, - подумалось нам. Поняв, что в Амстердаме никого нет, а здесь хоть “просто свекровь” под боком, мы решили рейс отложить. По поводу чего и явились пред ясны, “просто свекровины”, очи в сей поздний час. Дозвониться до “Air France” и перенести рейс не удалось, поэтому, чтобы добраться до “Шарля де Голля” вовремя, ночевать пришлось около автобусов в аэропорт прямо на Елисейских полях. Народ, проходивший мимо, рассматривал нас с явным непониманием, на которое мы отвечали взаимностью. Дело в том, что мы перед дискотекой “Queen” сели, а большего скопления трансвеститов, транссексуалов, голубых, лесбиянок и прочих нетрадицонных в Париже найти сложно. Притомившись сидеть, мы стали обходить скамейки со словами: “Экий город мерзкий”. Чтобы усугубить это впечатление, с полей исчезли все белые люди. Оставшиеся, считали своим долгом хоть разок, но все же к нам подойти. В два часа ночи рядом с нашей скамейкой появился рослый негр преклонных годов, который, подумав с минуту, заунывно затянул “Калинка-малинка”
      В шесть часов утра “Air Francе” благополучно поменял наш рейс. После чего мы вновь отправились в Центр “Помпиду”, и написали штук десять писем по всем имевшимся адресам с просьбой выслать все, что высылается.
     Назавтра в Центре “Помпиду” был выходной, что дало возможность погулять по Монмартру. Случайность сия, однако, не улучшила восприятия Парижа, как города паркингов, черных, а в лучшем случае арабов и всевозможных меньшинств.
     И вот - Амстердам! Страна зонтов и тюльпанов, Ван Гога и свободных нравов встретила нас не дождями и клумбами, и даже не марихуаной... Потерпев приземление в Амстердаме, мы сразу попали на кладбище забытого багажа. Благополучно миновав этот приют для бездомных сумок и чемоданов, мы отправились искать мифический “EUJS”. В те блаженные минуты еще была жива надежда, что вот-вот из-за угла кто-то выйдет, накормит и уложит спать. Но после четырех часов тщетных поисков она умерла. В полном забвении мы ждали еще два часа, выкурили две пачки сигарет, и познакомились еще с двадцатью семью студентами, приехавшими из Израиля, Америки, Южной Африки, Европы. Совместно решив, что семинара не будет, что все это лишь чья-то злая шутка, мы, было, собрались обменяться на прощание телефонами и адресами, как вдруг, прямо в аэропорт въехал автобус и отвез всех в лагерь, в типичное голландское село с непроизносимо-нечитаемым названием Vurght.
     Казалось бы, ничто уже не сможет удивить, но стоило организаторам потребовать денег за участие в уже оплаченном страной исхода семинаре, как тут же вернулся дар иностранной речи, и необычайная образовалась пустота в голове. “Что делать? Надо так надо” - решили мы и отдали последние гроши. Правда, чем дальше мы шли, тем больше денег они требовали: за простыни, за полотенца, за ключ и т. д. Когда валюта кончилась, член президиума этой во всех отношениях достойной организации выхватил из рук оставшиеся двадцать рублей, и, прошипев вдогонку “Вас даже это не спасет!”, - закрыл на все замки сейф. В общем, начало было положено.
     Потянулись серые семинарские будни, проходившие под названием “Гордость и предубеждение”. Всеобщее внимание большей частью концентрировалось на вопросе: что значит быть евреем; является ли это предубеждением или предметом гордости? Изо дня в день мы прослушивали долгие циклы лекций: “Израиль”, “Диаспора”, “Диаспора и Израиль”, “Израиль и диаспора”, “За что арабы не любят евреев”, “Зачем нужно учить иврит” и “Важно ли соблюдать кашрут, чтобы быть достойным детищем народа избранного?” и кто, собственно говоря, нас избрал на эту роль? В общем, стандартный набор актуальных тем для дискуссии. Но, следуя поговорке: повторение - мать учения, мы исправно посещали все занятия и не всегда жалели о бесцельно проведенном времени вдали от родины. В целом, за семь-восемь часов вялотекущих дебатов между ведущим и организаторами семинара можно было услышать две-три оригинальные идеи. Оригинальность эта, правда, периодически граничила с маразмом, но все равно приятно - как ни как разнообразие. Так, например, видный деятель еврейской общины маленького, но гордого королевства Люксембург очень ловко обыграл два извечных вопроса русской интеллигенции: кто виноват и что делать? Виновным на этот раз оказался Наполеон, именно из-за него начались все беды еврейского народа. Ведь это он разрешил нашим франкоговорящим предкам жить в больших городах и учиться в больших университетах. Ну, а там, пошло-поехало: ассимиляция, деморализация и деградация. А так жили бы мы все до сих пор в местечках за чертой оседлости подальше бы от цивилизации и были бы счастливы. Об арабах слышали бы только из книги сказок “Тысяча и одна ночь” и не задавали бы глупых вопросов: зачем учить иврит и трахаться через простыню? Знали бы наизусть, как Отче наш, Амиду и Кидуш. Ну а что делать, это и так понятно: Надо возвращаться к истокам. А если сложно будет сразу подыскать подходящий штетл, то не возбраняется для начала самовольно переселиться в гетто. С такой логикой, признаться, сложно поспорить.
     Еще всех потешила администрация “EUJS’а”, запретившая израильской делегации взять на церемонию памяти в бывший концлагерь израильский флаг. Мотивируя это тем, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, то есть нечего в Европу ехать со своей ближневосточной символикой. Вот такое редкое единство наблюдается в рядах наших иностранческих братьев.
     Зато все и всегда, единодушно и почти на всех языках мира критиковали продснабжение. Завтраки, обеды и ужины были все как один и состояли, в основном, из горы пластиковой посуды. А если и удавалось обнаружить в этом царстве пластмассы еду, то невольно хотелось спрятать ее обратно, да так, чтобы никто ее уже не нашел. То хлопья без молока или молоко без хлопьев, то салат из капусты с уксусом или из уксуса с помидорами - в общем все как всегда, но такой недельной пытки голодом даже Бонапарту не пожелаешь. Перманентное ощущение апокалипсиса в День Катастрофы до крайности усугубилось талантливо проведенной в бывшем концлагере “Vurght” церемонии. Когда после часового ожидания автобуса, все двести пятьдесят человек были, наконец, доставлены в лагерь, начался проливной дождь. Вот и пришлось всем, стоя под одним зонтом, выслушивать монотонно-художественное чтение первых четырех глав “Истории венгерского еврейства” в исполнении директора музея-мемориала, сидевшего в стеклянной будке.
     Но церемония памяти была лишь частью проходившего на наших глазах заката Европы, который, прежде всего, отразился на участниках. Даже умирая, мы не забудем вечеринку в стиле a’la пролетарии всех стран соединяйтесь, проходившей в комнате у еврея-португальца бразильского происхождения, где собрались испанец, англичанка, грузинские, украинские, русские представители “Гилеля” и кто-то еще. В середине пиршества испанец затянул народную еврейскую песню Хава-нагила, и с той поры, вечеринка развивалась в духе среднестатистического кружка хорового пения. Поразил также испанский друг, который, уходя, забрал свою недопитую бутылку виски с общего стола, предварительно слив туда остатки из стаканов.
      В Шабат, вспомнив о какой-то неучтенной разнице во времени, службу решили начать на два часа позже и молиться по полной программе, так что на праздничную трапезу все собрались только к одиннадцати вечера. Тогда-то и стало понятно, зачем организаторы пытались оттянуть этот момент. Ужин шабатный состоял из халы, воды и запеканки из пшеничной крупы.
     В остальном, все было лучше некуда: и кружки различные (иврит, футбол, dramarama (театр)), и дискотеки в палаточке среди леса, и фильмы про Израиль показывали по ночам, и охраняли хорошо. В соседней комнате все шесть дней спал security, о чем свидетельствовала висевшая со второго дня семинара на двери табличка: “Keep silence. Security is sleeping”*. Так что спать мы могли спокойно, так как за стеной у нас так же спокойно спала охрана. А о том, что она все-таки не умерла, мы узнали только в последний день (мы опоздали на автобус, и спящим голландцам пришлось в целях безопасности отвезти нас в аэропорт).
     Ну, а аэропорт амстердамский нам - как дом родной, так что полуторачасовая прогулка в поисках выхода на этот раз была только в радость, а оставшиеся до вылета в Париж часы мы скоротали в столице этой маленькой гостеприимной страны, чего и вам желаем. Только вот через Париж в Голландию летать не стоит.

Лиза Стерина & Наташа Шарапова


* Не беспокоить.. Охранник спит.(англ.) - прим. Редактора
Сайт создан в системе uCoz