Юбилейные чтения "Этнография Петербурга - Ленинграда"

      В декабре прошедшего года состоялись ежегодные научные чтения "Этнография Петербурга - Ленинграда". Они, как и все предыдущие, прошли под руководством доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Музея этнографии и антропологии РАН Наталии Васильевны ЮХНЕВОЙ. Интересные доклады были посвящены проблемам краеведческим и культурологическим: характеру петербургского жилища в конце XIX века, дачному отдыху петербургской интеллигенции, традиции похорон в Петербурге, истории одного из старейших учебных заведений Петербурга-Ленениграда (232 школы), петербургскому менталитету и пр. Доклады этнической проблематики касались истории немецкого, финского и албанского национальных меньшинств Петербурга-Ленинграда. Прозвучали и интересные "еврейские" доклады: "Организованная еврейская община С.-петербурга сегодня" (А.Френкель), "Этническая идентификация в еврейской школе..." (М.Карпова), "Русско-еврейская интеллигенция по воспоминаниям С.М.Дубнова" (В.Вихнович). Н.В.Юхнева сделала на нынешних чтениях 2 доклада: "Этническая проблематика в изучении городского населения Российской империи" и "Между традиционализмом и ассимиляцией: попытка объяснения феномена русского еврейства". Вызвали интерес слушателей доклады, касавшиеся проблем мультиэтничности и мультикультуризма населения Петербурга, в частности, доклады Б.Винера, посвященные опыту социологического изучения этнических организаций в современном Петербурге, и Т.Смирновой о среднеспециальном и высшем образовании национальных меньшинств Ленинграда и области в 20-30-е годы.
    Важно отметить, что чтения в декабре 1999 года прошли в 15-й раз, т.е. это были юбилейные чтения. Мы встретились в Наталией Васильевной Юхневой, давним другом ленинградских-петербургских евреев. Она согласилась ответить на несколько вопросов, касающихся истории и содержания чтений. Никто лучше нее это не сделает, так как она их единственный организатор и научный руководитель.
    Е.Ш. Под Вашим руководством прошли все пятнадцать чтений "Этнография Петербурга-Ленинграда". Не могли бы Вы хотя бы вкратце рассказать об их истории?
    Н.Ю. В 1999 году у нас был двойной юбилей. 15-е чтения, конечно, тоже юбилейные. Но у чтений был предшественник - "Конференции по этнографии Северо-Запада", всего их состоялось три, первая прошла в 1947 году, т.е. 25 лет назад. А 25 - это уже безусловно юбилей. Таким образом, сегодня можно подводить итог трех конференций и пятнадцати чтений.
    Е.Ш. Какова тематика докладов на чтениях?
    Н.Ю. По темам доклады можно разделить на три группы. Первая - культурная и бытовая история Петербурга: праздники, зрелища, семья, жилище, быт разных социальных слоев и т.п. Когда мы начинали, эта проблематика разрабатывалась у нас почти исключительно этнографами. Уже гораздо позднее, лет через 20, ученые и других специальностей, в частности историки, взялись за изучение того, что теперь называют истоией повседневности, и тематика эта становится все более и более популярной.
    Вторая группа - это доклады на этнические темы: многонациональность нашего города - этнические меньшинства, именно у нас, на наших чтениях, впервые начала разрабатываться этническая проблематика. Мы начали изучение этнических меньшинств Петербурга-Ленинграда в те времена, когда такое изучение, мягко говоря, не поощрялось, находилось под подозрением, в некоторых случаях - и вовсе под запретом. Теперь, в постсоветское время, идет довольно активное изучение истории этнических меньшинств Петербурга. Существует немецкий семинар, результаты его работы - несколько книг о российских немцах. Несколько лет работал шведский семинар, вышла книга о шведах на берегах Невы. Активно изучается истоия петербургских евреев. Теперь в этнической тематике мы не одиноки, как когда-то, но сохраняем свою специфику: нас интересует не громкие имена знаменитых иностранцев, а особенность жизни людей в инонациональном окружении.
    Третья тема наших докладов - музейная. На наших чтениях были представлены прекрасные проекты музефикации разных частей города, работа по ним началась, но потом в обстановке всеобщей коммерциализации была свернута...
    Е.Ш. Я думаю, читателям "Ами" будет интересно узнать о доеладах на еврейскую тему.
    Н.Ю. Ну, для начала - во всех моих докладах на чтениях о Петербурге в целом всегда речь шла и о евреях тоже, а на последних чтениях мной представлен доклад о феномене русского еврейства. Проходили на чтениях и специальные доклады других авторов: "Материалы о петербургских евреях" на страницах газеты "Гамелиц" (Ю.Вартанов), доклад по антропонимике (И.Котлер), о деятельности Общества еврейской народной музыки (М.Байштейн), о еврейском кладбище (В.Лукин) и другие. На последних чтениях прозвучал содержательный доклад А.Френкеля об организованной еврейской общине Петербурга.
    Е.Ш. А Ваш доклад об антисемитизме 1988 года? Я помню, о нем тогда говорили буквально все. Ходила по рукам эстонская "Радуга" с его текстом.
    Н.Ю. В конце 80-х годов чтения оказались в центре общественного движения национальных меньшинств нашего города. Вспомним весну 1988 года. В Москве и Ленинграде - пугающие слухи о предстоящих погромах, "Память" начинает открытую антисемитскую пропаганду на митингах. Вот тогда я и выступила на наших чтениях с докладом о шовинистических, антисетиских тенденциях в обществе. Бурное его обсуждение закночилось принятием обращения к ленинградцам. Но ни в какие средства массовой информации невозможно было пробиться. Материалы пошли в самиздат, потом были опубликованы в Эстонии. Осенью того же года ленинградские активисты национальных движений: еврейского, татарского, финского, латышского, эстонского и др. содают общество "Единение" (оно собиралось у нас в институте). Не без его помощи оформились и зарегистрировались национально-культурные общества в тогдашнем Ленинграде.
    Е.Ш. А не было вам страшно тогда? Не подвергались ли Вы преследованиям по причине Ваших смелых выступлений на чтениях или нежелательных с позиции "органов" контактов с евреями отказниками, участниками подпольного исторического семинара и пр.?
    Н.Ю. В 1988 году, когда прозвучал на чтениях интересующий вас доклад, мне уже не было страшно - времена переменились. А вот в 1986 году после моего выступления на Еврейском кладбище в День Катастрофы, ко мне на работу пришел "человек в штатском" - какой-то чин из ГБ. Мне потом сказали знающие люди, что "они" обошлись со мной удивительно мягко: сами пришли, а не вызвали к себе, и ограничились увещеваниями. Последствий этот визит как будто не имел. Я, правда, недоумевала, как они узнали о моем выступлении: народу на кладбище было совсем мало, все свои. непонятно было кто "стукнул".
    Ну и меня до 1989 года не пускали за границу. Приглашений было много - на конференции, симпозиумы, семинары. Помню, приходили приглашения из Германии. Но нет, я была тогда "невыездной". Письменных отказов они не давали. Обычно безбожно тянули с ответом или отказывали устно, по телефону.
    Е.Ш. Да, Вы в значительной мере разделили с евреями их нелегкую судьбу. Собственно, это была судьба всех порядочных людей в те нелегкие годы... Но вернемся к чтениям. Я поняла, что на Ваших плечах лежит главный груз организационных и издательских хлопот, связанных с чтениями. Как Вы с этим справляетесь?
    Н.Ю. Действительно, на мне лежит вся научная и техническая организация чтений. Иначе говоря, я все на свете делаю сама. Наверно, я плохой организатор? Я приглашаю доеладчиков, договариваюсь с ними о темах их выступлений. Я же занимаюсь издательской деятельностью. Мы издаем сборники по материалам конференций и чтений. Издано 6 сборников общим объемом около 50 авторских листов. Мы отказались от публикации тезисов, печатали статьи на основе наиболее интересных докладов. Мне приходится их редактировать, с некоторыми из них бывает много работы. Сейчас я готовлю большой итоговый сборник по всем чтениям.
    Е.Ш. Мне хочется и от себя и от имени читателей "Ами" пожелать Вам дальнейших успехов на Вашем исключительно важном для всех нас поприще.
Е.Ш.
Сайт создан в системе uCoz