АНАТОМИЯ ШОКА РОМАНА ПОЛАНСКИ

Роман обращался со мной как истинный джентльмен.
Он - мягкий, воспитанный и тактичный человек.
Настасья Кински
Фото Альфреда Штеффена
     Роман (Раймунд) Полански родился 18 августа 1933 года в Париже в семье польских евреев. Через три года они возвращаются в Польшу, а еще через три - 1939…
     Как и большинство многомиллионного еврейского населения Польши, семья Полански попадает в гетто, а затем в концентрационный лагерь, где погибает мать Романа. По другим данным, маленький мальчик бежит из краковского гетто (или отец перебрасывает его через стену гетто знакомым за крупное вознаграждение), скитается по окраинам Польши, находя приют в семьях католиков, а в концлагерях теряет обоих родителей. Трагедия Холокоста сюжетно практически не отразилась ни в одном фильме Полански, однако эмоциональный стресс, пережитый во время войны, прорастает в психологической динамике его кино: патология страха перед неизвестным и анатомия шока стали составляющими его творческого мироощущения.
     Пережив ужасы геноцида, Полански рос в разрушенной оккупацией Польше, участвовал в школьных спектаклях, где был замечен и приглашен на радио. А после этого появились пробы в зарождавшемся польском кинематографе. Еще школьником Роман снялся у Анджея Вайды в фильме “Поколение”.
     В 1954 году Роман Полански поступает в Лодзинский институт кино. Его первый ученический короткометражный фильм “Двое мужчин и шкаф” завоевывает несколько международных наград, включая бронзовую медаль Брюссельского кинофестиваля. А первый полнометражный фильм 29-летнего режиссера “Нож в воде” получил приз Венецианского фестиваля и был номинирован на Оскара как один из лучших зарубежных фильмов 1962 года. Затем последовал феноменальный успех: очень страшная картина "Отвращение" (1964, Катрин Денев) была удостоена Серебряного Медведя в Берлине. А через два года фильм "Тупик" (1966, Франсуаза Дорлеак) завоевал Золотого Медведя. Как и предыдущая картина, это тоже криминально-психологическая драма с налетом сюрреализма.
Шарон Тэйт

     С началом хрущевской оттепели Полански получает возможность работать на Западе. После нескольких успешных английских фильмов, среди которых фантастическая комедия "Бал вампиров" (1967, Шэрон Тэйт), он приглашен на съемки фильма по нашумевшему роману Айры Левина “Ребенок Розмари”. В отличие от предшествующих фильмов ужасов, эта история женщины, забеременевшей от дьявола, держит зрителя в ожидании и страхе на протяжение всего действия. Режиссерской находкой считается то, что для развития событий выбран обычный нью-йоркский апартамент. “Ребенок Розмари” стал одним из лучших фильмов 1968 года и принес Роману Полански двух Оскаров - за лучшую режиссуру и лучший сценарий.
     Однако успеху молодого режиссера был нанесен сокрушительный удар летом следующего года, когда его беременная жена, восходящая голливудская звезда Шэрон Тэйт, и несколько ее гостей были жестоко и бессмысленно убиты бандой Чарльза Мэнсона, убедившего своих сообщников, что он божий сын. В течение следующих двух лет Полански не может работать. А после этого перерыва выпускает адаптацию “Макбета” (1971), полную графической жестокости, и черную комедию "Что" (1973, Марчелло Мастрояни). Еще через год он принимается за свой самый выдающийся проект “Китайский квартал” (“Chinatown”) (1974, Джек Николсон), принесший ему еще несколько Оскаров. Затем появляется "Жилец" (1976) с самим режиссером в главной роли.
Чарльз Мэнсон

     И снова успех был омрачен скандалом. В 1979 году он арестован за связь с 13-летней девочкой-моделью. По другим данным, 17 летняя девушка, соблазнив Полански, обвинила его в изнасиловании. До того как предстать перед судом, режиссер бежал из Америки и находился то в Англии, то во Франции, то в Польше. Время от времени он снимал кино. Это, например, “Тэсс” по роману Томаса Харди (1979, 6 Оскаров). Настасья Кински, тогдашняя возлюбленная Полански, сразу после этого фильма становится кинозвездой. Затем выходят “Неукротимый” (“Frantic”) (1988, Харрисон Форд), эротическая драма “Горькая луна” (1993, Хью Грант), “Смерть и дева” (1994, Сигурни Уивер).
     Судья, заявивший в 1979 году, что, если режиссер пересечет американскую границу, будет тут же арестован и отправлен в тюрьму, умер через десять лет после этого. Адвокаты Полански в течение девяти пытались вернуть его в США. В конце 1998 года в газетах промелькнули сообщения, что режиссер возвращается в Америку.
     В прошлом году, после пятилетнего перерыва, 66-летний мастер выпустил сразу две картины: "Девятые врата" и уже вторую собственную экранизацию "Макбета", получившую Штатах самое строгое возрастное ограничение "Х" из-за особо откровенных сцен насилия и секса. Сценарием для фильма "Девятые врата" послужил бестселлер испанского писателя Артуро Перезы Реверте "El club Dumas". Главный герой фильма - охотник за старинными манускриптами, роль которого исполняет Джонни Депп, занимается поисками последнего экземпляра сатанинской книги "Девять врат в царство тьмы". Полански, с присущим ему тонким чувством юмора, нарушает атмосферу тайны мистического триллера, пародийно используя в фильме всевозможные видеоштампы, например смешное число 666.
     4 декабря 1999 года в Берлине Роману Полански была вручена премия за европейский вклад в мировое кино, так называемый, Европейский Оскар. А 14 декабря в Париже он стал бессмертным академиком Академии изящных искусств, возглавляемой британским актером сэром Питером Устиновым - давним другом Полански.
Ян Рудикс,
Алик Порт
Сайт создан в системе uCoz