Голем родился в Праге

     “Со стародавних времен из всего в Праге живущего населения первое место в торговле занимали евреи. О переселении их как в Чехию, так и в соседние страны нигде никаких упоминаний не имеется, потому что случилось это во времена стародавние. Жили они в стране, по всей видимости, уже при маркоманах среди других купцов, которые приходили из Римской империи, и во времена языческие уже находились в Чехии и пользовались здесь великим уважением…”
Вацлав Владивой Томек. История города Праги
Майзелова синагога

     В еврейской традиции Прага занимает особое место. Легенды гласят, что евреи обосновались здесь сразу после разрушения Иерусалимского храма. Но из достоверных источников известно, что появление евреев в пражском подградье относится к X веку. На берега Влтавы еврейские купцы и переселенцы направлялись с двух сторон: из Византии и с запада. На территории Старого Города “западные” евреи основали свой очаг, который позже стал называться гетто, и уже в XI-XII веках он представлял собой одно большое поселение. В начале XIII века Старый Город приобрел официальный статус, и вместе с этим еврейская община получила свое правовое положение.
     Евреи имели внутреннее самоуправление, но, как и везде в Европе, их права зависели от разных предписаний, а привилегии - от того, находились ли они под защитой правителя или нет. Евреи считались прямыми поданными короля, другими словами, его имуществом, что предполагало свободное распоряжение ими, их состоянием и, в конечном счете, судьбами. Монаршая особа не оберегала их от погромов, но всячески компенсировала убытки, если погромы все-таки происходили.
Вид на Червену улочку с Еврейской
ратушей и Высокой синагогой
Они хоть и не были такими частыми, как в других странах, но в жестокости никак не уступали. Вступление крестоносцев, голод, эпидемии или просто травля фанатичных проповедников - поводов обвинить и наказать евреев было предостаточно, не говоря уже о желающих это сделать. Преследования, насилие, кровавые наветы стали нормой в христианских странах, где проживали евреи.
    Во второй половине XVI века для еврейской общины наступило относительное спокойствие. Правившим тогда Габсбургам постоянно требовались большие деньги, потому что тратились они на ведение войн с турками, на строительные работы при дворе, на реализацию политических амбиций. Поэтому все более крупные кредиты брались у еврейских банкиров и ростовщиков (а у кого же еще?).     Самым знаменитым еврейским банкиром был Мордехай Майзель. Имея неисчислимые богатства, Майзель одалживал немалые суммы императору Рудольфу II и при этом, ловко используя ситуацию, отчасти облегчал жизнь своим единоверцам. Таким образом удавалось укреплять правовые гарантии пражских евреев.
Раввин Лев. Скульптор
Ладислав Шалоун
    Майзель был старостой еврейской общины и, как человек весьма состоятельный, делал вложения в ее развитие. Он оставил после себя Еврейскую ратушу и Высокую синагогу. Им была открыта Майзлова синагога, которая вначале была частной, а сейчас в ней располагается постоянно действующая экспозиция ритуальных предметов из серебра. Мордехай Майзель был дружен с ученым и раввином Иегуди Лёвом бен Безаллелом, вместе с которым основал Талмудистскую школу и многое сделал для развития науки в эпоху Возрождения.     Рав Лёв был также значительной фигурой в истории Праги рудольфинского периода. Существует предание, по которому рав создал глиняную фигуру великана, этакого современного робота, по имени Голем, необычайно сильного физически. “Оживлялся” он с помощью дощечки с магической формулой (шем), которая вкладывалась в отверстие на лбу Голема (некое подобие нынешней Energizer).

Двойра Мартинсон

Продолжение в следующем номере

Сайт создан в системе uCoz