Диаспоры в XIX веке

     На рубеже XX и XXI веков начал выходить новый научный журнал “Диаспоры”. Это уже вторая попытка такого издания -  первая, предпринятая в начале 1990-х годов, была неудачной. Первый номер этого издания был посвящен еврейской диаспоре. А дальше - каждые полгода мы сможем знакомиться с самыми разными диаспорами. Ближайшие номера будут посвящены - русской, кавказской, китайской диаспорам. Выпущенный из печати номер интересен и тем, что, поскольку он первый, в нем ведется обсуждение терминологических проблем. Историк Виктор Дятлов (он же главный редактор журнала) и лингвист Александр Милитарев с разных сторон рассматривают термины “диаспора”, “изгнание”, “галут” и пр.
     Круг явлений, описываемых понятием “диаспора” (др. греч. - “рассеяние”), в наши дни необычайно широк. Этому способствовали развал советской системы, распад Югославии, резкое увеличение миграционной подвижности населения. А ведь в старых энциклопедических словарях - Брокгауза и Ефрона, Граната - вообще нет соответствующих статей. В энциклопедии “Британика” рассматривается только еврейская диаспора - она действительно самая древняя. Рассеяние евреев началось более двух с половиной тысяч лет назад. Армянское и цыганское рассеяние, миграции китайцев в страны юго-западной Азии и индийцев в Африку - эти явления многое объединяет. Но есть и различия. Диаспора - это и группа людей, которые “принадлежат этнической или религиозной общности, рассеянной на территории, компактно заселенной другой этнической или религиозной общностью”. Так определил это понятие в начале 1990-х годов И.М.Дьяконов, добавив, что у групп, живущих в рассеянии, и основной общности, оставшейся в национальном очаге, должно сохраниться представление о единстве их национального происхождения, предыстории и исторической судьбы. А.Милитарев не согласен с этим определением. Его возражения очень интересны. В.Дятлов считает, что определяющим должен быть факт наличия “национального очага” и характер связи с ним такой группы, а также степень сохранения собственной идентичности.
     В журнале есть концептуальные работы, такие, как статья М.Членова “Еврейство в системе цивилизаций (постановка вопроса)” и Н.Юхневой “Между традиционализмом и ассимиляцией (о феномене русского еврейства)”. Очень интересен блок “краеведческих” статей цикла “Евреи в Российской империи: жизнь за Чертой”. Все они посвящены жизни сибирских евреев. И особенно интересна статья Виктории Романовой “Российские евреи в Харбине”. В последней временные рамки сдвинуты в XX век. Первые евреи прибыли в Манчжурию на строительство КВЖД в 1897 году. К маю 1949 года там жили около 2 тысяч евреев. При общине существовал приют для престарелых, бесплатная столовая (для всех бедных - без различия национальностей и вероисповеданий), библиотека, амбулатория, больница, Талмуд-Тора, 2 синагоги и молитвенный дом, беспроцентная ссудная касса, “Еврейский народный банк”. С образованием КНР община стремительно сокращается. К началу 1958 года осталось 189 преимущественно пожилых евреев, в начале 1960-х - 48. К этому времени все имущество общины было национализировано. Евреи Харбина, в основном, эмигрировали в Израиль, где в 1951 году основали землячество выходцев из Китая. Оно существует и по сию пору. Его члены сохранили превосходный русский язык и приверженность лучшим традициям российского дореволюционного еврейства.
     Любопытна статья исследовательницы Евы-Марии Столберг “Биробиджан: несбывшаяся мечта о еврейской родине”. В разделе “Евреи в зеркале демографии” публикуется статья Марка Тольца “Евреи в России: век демографических перемен” (почему-то на английском языке).
     Будем надеяться, что и следующие номера этого журнала окажутся не менее интересными.

Е.Ш.
Сайт создан в системе uCoz