Еврейские школы в советском довоенном Петрограде-Ленинграде

     История еврейской национальной школы в советском Петрограде-Ленинграде насчитывает примерно 20 лет. 
     Советская национальная политика была ориентирована на решение национального вопроса как части социально-классового, этой цели служила и культурная политика советской власти. Поэтому вопрос о языке еврейской школы выдвигался на первый план. В этих условиях выделялся идиш, не отягощенный “идеологически неприемлемым клерикализмом и сионизмом” (?), как иврит, а главное, широко распространенный в еврейских массах. 
     11 июля 1919 г. Наркомпрос РСФСР принял постановление «О преподавании в еврейских школах языка «иврис» [так в тексте]. В пункте первом сказано: «Признать, что язык «иврис» не является разговорным языком еврейской народной массы, почему не может быть отнесен к языку национальных меньшинств и в педагогическом отношении должен находиться в таком же положении, как вообще иностранный язык, не являющийся разговорным языком народной массы в пределах РСФСР».
      Таким образом, иврит был исключен из светской просветительной сферы РСФСР, а его место занял идиш. Официальная замена языка преподавания вызвала закрытие еврейских религиозных и общинных школ, изъятие книг на иврите из общедоступных библиотек. Изгнание иврита из еврейской школы одновременно означало и отмену так называемой «еврейской традиции» в школе, то есть национальных еврейских праздников, традиционной этнографии и истории. Вместо них вводились новые, общесоветские революционные праздники, общие выходные дни и др.
      В Петрограде в конце 1917 - начале 1918 г. насчитывалось 7 светских еврейских школ и 6 хедеров. В 1918 г. Комиссариат по национальным делам  начал сам открывать школы (в их числе была и одна еврейская), при этом часть старых школ была закрыта. С 1919 г. просвещение «народов нерусского языка» в Петрограде была возложено на отдел  национальных меньшинств при Петроградском комиссариате народного просвещения. В отделе была еврейская секция с тремя сотрудниками. В 1921 г. отдел национальных школ был преобразован в Совет по просвещению национальных меньшинств (Совнацмен) с сохранением в его составе еврейского национального бюро. 
     На 1 января 1920 г. в Петрограде насчитывалось 5 еврейских школ, при этом 4 - первой ступени, одна - двух степеней, то есть средняя. В еврейских школах работали 52 учителя, учащихся было 561 чел., из них в средней школе - 169 чел. В тот же период работали 4 еврейских детских сада со 134 детьми при 11 воспитателях, 2 интерната (детдома) со 153 детьми и 22 педагогами. 
      В начале 1921 г. в Петрограде действовали 2 еврейских школы I ст. (в том числе школа-интернат), одна школа двух ступеней, 2 самостоятельных детских интерната и 3 детских сада. На Васильевском острове (10-я линия, 37) располагалась школа-интернат со 115 детьми и Дом ребенка дошкольного возраста (26 детей); на Троицкой, 34 - вторая школа I ст. (138 учащихся); на ул. Декабристов, 42 - школа двух ступеней (216 учащихся I ст. и 45 - II ст.). Интернаты находились на Театральной пл.,16 и на Троицкой ул.,14; детские сады - в Дегтярном пер.,2, на ул. Декабристов,40 и во 2-й Роте, 11. Число детдомов росло, и в следующем году их было 6 (498 детей и 50 воспитателей). В этот период в петроградских детдомах находились около 300 детей из погромленных мест Украины. 
      В конце 20-х гг. в Ленинграде были 2 еврейские школы с общим числом учащихся около 450 чел. В 1931 г. в Ленинграде работала одна самостоятельная еврейская школа (СШ № 14, находившаяся в одном здании с еврейским детдомом на 10-й линии Васильевского острова, 37), еврейское отделение при «нацменских» классах в школе № 5, а также еврейская школа в составе «33-го интернационального комбината», включавшего также немецкую и польскую школы. В классах I ст. занятия велись на языке идиш, II ступень была «коренизирована» лишь частично, но стояла задача завершить этот процесс. Между тем еще в 1926 г. только 31 % еврейского населения Ленинграда признала родным языком идиш.
      В 1935 г. в Ленинграде работали 2 еврейские  школы - неполная средняя № 11 (В.О., 10-я линия, 37, заведующий З.А. Кисельгоф) и полная средняя № 34 (Октябрьский р-н, пер. Матвеева, 1-а, заведующий Т.Я. Цейтлин) - с  преподаванием на идише. В обеих школах учились 505 чел. В 1937 г. осталась одна еврейская средняя школа с 291 учащимся.
      Но уже с середины 30-х гг. знание и практическое употребление русского языка как «государственного» начинает расцениваться партийными властями в качестве важного показателя идеологической лояльности представителей национальных меньшинств. Постоянное употребление родного языка в учреждениях национальных меньшинств вызывало раздражение, а впоследствии - и подозрения со стороны партийно-советских руководителей, не владеющих этими языками. Коренизированная национальная школа оказывалась наиболее уязвимой с этой точки зрения. 
      20 декабря 1937 г. бюро Ленинградского обкома ВКП/б/ рассмотрело проект постановления «О национальных школах и других культурно- просветительных учреждениях», в котором сказано: «Считать вредным существование особых национальных школ (финских, эстонских, немецких, польских, латышских, англо-американских, ассирийских и других, а также особых национальных отделений при школах). Предложить гороно и облоно реорганизовать их не позднее 15 января 1938 г. в советские школы обычного типа».
      К весне все национальные школы Ленинграда были «реорганизованы», то есть ликвидированы как национальные, с переводом обучения на русский язык полностью, о чем сообщалось в докладной записке в обком 8 марта 1938 г.
     Ликвидация еврейской школы, вместе с закрытым в начале 1938 г. Еврейским Домом просвещения, означала прекращение всякой государственной формы национального еврейского просвещения и образования в советском Ленинграде.

Т.М. СМИРНОВА,
доктор исторических наук
Сайт создан в системе uCoz