НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ:

КАК БОРОТЬСЯ С АССИМИЛЯЦИЕЙ?

Александр ФРЕНКЕЛЬ -
директор Еврейского общинного центра С.-Петербурга

     Демографы и социологи любят пугать нас печальными перспективами российского еврейства. Низкая рождаемость, высокая смертность, высокий процент смешанных браков, не говоря уже о довольно активной эмиграции, - какое уж тут, мол, будущее. При этом забывается, что этнические процессы - процессы не столько биологической, сколько социальной природы. Попытки заглянуть в будущее (уж если этим заниматься) требуют учета не только демографических тенденций, но и тенденций общественно-политических - это и наличие в обществе групп, выражающих определенные установки, и степень мобилизованности этих групп, и преобладающие в обществе настроения, и проводимая государством политика. А это все не так однозначно и не так стабильно. И отнюдь не предопределено изначально.
     Последние 10 лет мы наблюдали активные процессы диссимиляции на постсоветском пространстве. Бывшие “простые советские люди” открывали свои этнические корни, свое еврейство, занимались изучением языков, культуры и традиций еврейского народа. Отсюда и повсеместный парадокс роста еврейских общин в условиях массовой эмиграции (парадокс, особенно заметный в небольших изолированных общинах типа Биробиджана, где по данным “сухой статистики” все уже давно уехали, но где, тем не менее, продолжается активная деятельность достаточно многочисленной еврейской общины). И пока нет никаких оснований говорить, что потенциал диссимиляции исчерпан, особенно в таких крупных мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург. Разумеется, это не означает, что вечная еврейская проблема (как, впрочем, и проблема всех диаспорных народов), проблема ассимиляции, не стоит на повестке дня. Проблема эта стоит и очень остро. Но это совсем не повод для унылых прогнозов. Для всех, кому небезразлично еврейское будущее, это повод для интеллектуальных поисков и мобилизации ресурсов. В этом отношении меня беспокоит именно то, что я не вижу в еврейской общине России сегодня энергичной дискуссии по комплексу проблем, которые на Западе обозначают термином Jewish continuity (“еврейская преемственность или непрерывность”).
     Несколько лет назад прозвучал серьезный “звоночек” для всех национальных меньшинств России - без всякого общественного обсуждения правительственным решением был отменен “пятый пункт” внутреннего российского паспорта. Меня не удивляет, что это сомнительное решение было аплодисментами встречено идейными ассимиляторами, типа литератора Нины Катерли и ее соратников (в Петербурге они объединены вокруг журнала “Барьер”). Меня удивляет и беспокоит апатичная реакция на это решение в кругах еврейских активистов. По сути, государством был сделан первый шаг на пути к тотальной унификации граждан, к развертыванию откровенно русификаторской, ассимиляторской политики. Не случайно отмена “пункта” была столь остро воспринята национальными автономиями - там вполне обоснованно ощутили, что волна этой политики докатится и до них... Разумеется, бессмысленно вздыхать о “благословенных” советских временах, когда в условиях агрессивной ассимиляторской политики коммунистического режима “пятый пункт” паспорта служил своеобразным сдерживающим фактором ассимиляции. По существу “пункт” являлся суррогатом национальной идентификации в условиях, когда люди были лишены возможности жить полноценной национальной жизнью. И сегодня проблема не в исчезновении “пятого пункта” как такового, а в том, что мы оказались лишены традиционной, исторически сложившейся, привычной формы внешнего выражения нашей национальной идентичности, а созданные “с нуля” за последние 10 лет общинные институты еще слишком слабы, выработанные в их рамках формы национальной жизни еще не настолько укоренились, чтобы мы могли уверенно сказать, что поддержание нашей национальной идентичности, обеспечение еврейской преемственности не нуждается в суррогатах и искусственных подпорках, типа паспортной регистрации...
     Но, повторю еще раз, вздыхать бессмысленно, необходимо действовать в условиях “новой реальности”. Необходимо разработать программу мер, направленных на противостояние ассимиляторской политике государства. Например, необходима более гибкая система еврейского образования. Ненормально, что подавляющее большинство дневных еврейских школ в стране принадлежит ортодоксальным религиозным организациям. В условиях нерелигиозности большинства российских евреев и высокого процента смешанных семей это заведомо отсекает от еврейской общины значительное количество ее потенциальных членов. Роль религии в противостоянии ассимиляции велика, но негибкость в этом вопросе контрпродуктивна... Необходимы специальные программы для смешанных семей - программы, направленные на то, чтобы смешанные семьи могли найти свое место в еврейской жизни, чувствовали себя комфортно в общинной среде. Важно пропагандировать еврейские имена. Я бы предложил в качестве подарка от общины вручать еврейским молодоженам справочники традиционных имен сразу при регистрации брака. Пусть подумают о еврейском имени для своего будущего ребенка. Необходимо придумать новые совершенные формы, позволяющие людям внешне манифестировать свое еврейство. В конце концов, футболки, кепки, сумки с еврейской символикой - это все не праздная мишура, а еще одна возможность реализовать важную человеческую потребность - психологическую, духовную, нравственную - потребность проявить свою “самость”, свою связь с поколениями предков, свое право быть не таким, как все, свое право быть евреем.
 
 

Евгения ЛЬВОВА -
президент семейного образовательного центра “Адаин Ло”, исполнительный директор СПб отделения РЕКа

     Ассимиляция - это проблема не только еврейской общины. По-видимому, общество в своем развитии проходит и периоды, когда люди испытывают повышенную потребность в самоидентификации, и - противоположной направленности - периоды большей интеграции. С моей точки зрения, сейчас люди все больше начинают интересоваться своими корнями, причем задача усложняется в смешанных семьях.
     С ассимиляцией невозможно бороться _ ее надо признать как факт. Это процесс чрезвычайно слабо регулируемый. Что же в этой ситуации мы должны делать? Для нас важна не цифра, не арифметическое сохранение численности еврейского населения города - важно другое: создание и развитие сильной еврейской общины. Поэтому я сформулирую проблему иначе: “Что мы можем сделать для развития самоидентификации?”.
   - Для этого, в первую очередь, важно образование, причем в самых разных формах и широком диапазоне: от регулярного дневного (еврейские школы, университет) до приобщения людей к традиции на еврейских праздниках. Кроме знаний, участие в праздниках дает каждому возможность получить от своего еврейства исключительно положительные эмоции. Особенно происходящее изменение знака эмоций важно для людей старшего поколения - и дай Б-г, чтобы этот процесс развивался!
     - Далее - существует понятие престижа. Мы не можем рассчитывать на скорые и необыкновенные результаты образовательной деятельности - для изменения самосознания потребуются десятилетия. А вот необходимость поддержания престижа - она срабатывает быстро. Значит надо сделать участие в жизни общины престижным, а для этого мы должны повышать качество наших программ. Надо, чтобы стало престижным обучение детей в еврейских школах, совместное проведение праздников, участие в благотворительных акциях.
     - В то же время - и я постоянно к этому возвращаюсь - надо прекратить всяческую “халяву”. Благотворительную помощь должны получать только те, кто без нее оказывается ниже черты бедности: одинокие беспомощные старики, инвалиды. Все остальные должны привыкнуть к тому, что принадлежность к общине не означает бесплатное или очень дешевое получение того или иного вида услуг. Совсем иначе: принадлежность к общине это прежде всего готовность что-либо вкладывать в ее развитие: свои труд, идеи, связи, время или деньги...
     - И еще одно: проблема евреев, принимающих христианство. Многие из них делают это, даже не позаботившись ознакомиться с родной религией - иудаизмом. Мне больно, что мы не смогли их ничему научить, не дотянулись, не успели, и не хотелось бы так опоздать со следующими поколениями. Мы не должны упустить наших детей, допустить, чтобы они перешли в христианство, ничего не узнав об иудаизме, ни разу не опустив монетку цдаки, не вкусив сладости и красоты еврейских праздников.
     Все это длительный процесс - надо работать. Проблему ассимиляции невозможно разрешить полностью, но позитивные целенаправленные действия помогут снять ее остроту. Мы должны строить общину, а ассимиляция - она должна иметь свой пыльный, темный и очень грустный угол.

Семен ПАРИЖСКИЙ -
проректор Петербургского института иудаики (Еврейского университета)

     С моей точки зрения, ассимиляция - процесс, который зависит не от индивидуального решения каждого конкретного человека, а от социальных, культурных процессов, происходящих в России в целом и затрагивающих не только евреев. Эта новая реальность напрямую связана с глобальным изменением трансцедентальных установок в нашем сознании и нашей ментальности.
     Раньше у советского человека имелись как бы две реальности, две сферы бытия: казенная и личная. Первая - работа, учеба - относились к ведению государства и жестко контролировалась. От нее человек мог уйти, укрыться в другую, личную жизнь. Этими двумя сферами существование исчерпывалось. В настоящее время возникло новое пространство, которое можно определить как место для общественной жизни. Разумеется, не в том смысле, как она подразумевалась в коммунистические времена, а жизни гражданским обществом, когда люди сами создают для себя некую инфраструктуру, некую среду, в которой реализуют себя вне каких-либо государственных структур и за пределами своего дома: общественные движения, культурные центры, самые разные общества. 
     Если перейти конкретно к еврейской ассимиляции, то здесь, с моей точки зрения, вопрос должен решаться не так, как это было раньше, когда имела место отрицательная самоидентификация, т.е. именно антисемитизм давал почувствовать и заставлял помнить, что он - еврей. Других способов создания еврейской идентификации в то время не было, но сейчас ситуация изменилась, поскольку отрицательное давление во многом отсутствует, и государство уже не заставляет оставаться евреем. Между тем, собственно еврейского в личной, семейной жизни тоже практически ничего не осталось. Отсюда следует, что, если исходить из названных мною двух ранее существовавших реальностей, то сейчас уже никаких причин или побудительных мотивов для того, чтобы человек идентифицировал себя как еврей, нет.
     По-моему, единственной возможностью создания ситуации осмысленной еврейской идентификации сейчас является развитие общины. В России само понятие общины пока не общепринятый термин. Связано это прежде всего с тем, что у нас еще не утвердилась идея самоорганизации людей для удовлетворения своих общественных, культурных запросов. Однако то, что мы наблюдаем сегодня в еврейской общине Петербурга и ее многочисленных организациях, указывает на возможность и потребность людей раскрыть в своей жизни некое новое измерение. В самом деле, для современного жителя нашего города, для интеллектуала, у которого высокие требования к реализации собственной личности, совершенно недостаточно раз в году зайти в синагогу и в чем-то формально поучаствовать: ему важна возможность осмысленной самореализации. Еврейская община, участие в ее жизни - это и есть возможность открыть новую грань, которая уже не определяется графой в паспорте как некая стигма, некая печать, которой он отмечен с рожденья.
     Речь идет о том, что национальная культурная идентификация не столько вопрос внутреннего самоощущения человека, это - вопрос его социальной практики. Эта практика находится в полном соответствии с еврейской традицией, поскольку иудаизм всегда был и религией и образом жизни, подразумевающем общинность. Мы знаем, что в иудаизме вера в Б-га непременно должна реализовываться в социальном пространстве. Можно сказать, что современная еврейская идентификация продолжает эту традицию.
     В Петербурге этот процесс только начинается и наша община пока далека от совершенства, но налицо положительная тенденция. Если мы ставим целью не борьбу с ассимиляцией, а просто работаем над созданием возможности для большей части еврейского населения города реализовать ту част личности, которая связана с культурно-национальной идентификацией, то наша задача - создать само пространство для общинной общественной жизни.

Валерий СТОЛОВ -
директор еврейской общеобразовательной школы
“БЕЙТ СЕЙФЕР МЕНАХЕМ”

     Прежде всего, я не уверен, что правильно сформулирован вопрос, вынесенный на обсуждение. Я не думаю, что с ассимиляцией надо бороться, - ее надо принимать как данность нашего времени, ее надо учитывать и делать на нее поправку. Следует отдавать себе отчет в том, что мир наших дней - мир космополитичный, мир с огромным ассимиляторским потенциалом, и если ты не говоришь по-английски, не работаешь на компьютере, не имеешь представления о целом ряде вещей, общепринятых в современном мире, ты практически не имеешь шансов быть в нем успешным. А это цель любого человека. Если спроецировать сказанное на еврейскую школу, то она, - впрочем, как и любая другая, - призвана помочь добиться успеха в жизни, но тут для нас возникает некое противоречие или парадокс. С одной стороны, любая школа обязана адаптировать человека к тому миру, в который он вступает, и дать ему те умения, знания и навыки, которые позволят добиться успеха. С другой стороны, еврейская школа должна способствовать его национальной самоидентификации, а это как бы вступает в противоречие с реалиями мира. Как войти в европейское, мировое сообщество, не утратив при этом связи с еврейством? - На мой взгляд, именно такая формулировка вопроса более корректна, нежели вынесенная в заголовок.
    Сама еврейская история предлагает нам несколько вариантов ответов на это вопрос. Еще в конце XVIII  века рассматривал эту проблему Моше Мендельсон, величайшая фигура в еврейской истории. Он дал достаточно четкий ответ: еврей должен усвоить европейские знания, европейские ценности - а они в то время однозначно ассоциировались с христианскими ценностями - и вполне может делать это, не поступаясь своей верой и своими национальным ценностями.
     То, что происходит сейчас, - это как бы зеркальное отражение прежней ситуации. Ныне фактически 100% российских евреев в той или иной мере осведомлены о духовных ценностях христианского мира и при этом ничего или почти ничего не знают о своих иудейских корнях, о еврейской культуре. По аналогии с позицией М.Мендельсона и его последователей можно сказать, что наша задача состоит в том, чтобы предложить современному ассимилированному еврею еще некие ценности, связанные с иудаизмом, или, как принято сейчас говорить, с еврейской традицией. Причем сделать это на достаточно высоком уровне, т.к. на уровне примитивном он вряд ли согласится их разделить.
     Современная жизнь достаточно прагматична и отдает приоритет вещам материальным перед вещами духовными. Это обусловлено, во-первых, ужасающей нищетой, в которой живет огромная часть населения, в т.ч. еврейского, во-вторых, неким общим разочарованием в какой-либо идеологии вообще и, в-третьих, действительно тяжелым наследием советского режима. Этот последний настолько прочно вбил в сознание атеистический взгляд на мир, что даже после смерти коммунистической идеи убеждение в том, что атеизм есть единственный адекватный взгляд на все вопросы, связанные с духовностью, сохранилось в почти нетронутом виде. Отсюда - сплошь и рядом - сугубо потребительское отношение людей к своему еврейству. Очень многие достаточно четко уяснили, что сегодня в России быть евреем достаточно престижно и выгодно, поскольку этому сопутствуют пусть и небольшие, но все же вполне ощутимые материальные блага.
     Ученики, как и все дети, циничны. Это свойство их возраста. Они ничего не хотят принимать на веру и, подобно тому как мое поколение, отстояв на торжественной пионерской линейке, расходилось с анекдотами про пионера Вовочку, так и нынешнее, услышав про Тору и идишкайт, совсем не обязательно не подвергнет это осмеянию, причем проделано это будет в рамках подростковой смеховой культуры. Сможем ли мы предложить им такие аргументы, которые окажутся сильнее нормального в их возрасте желания посмеяться и, напротив, вызовут желание задуматься об услышанном?
     Определенные рецепты, как это можно сделать, в мире уже накоплены. Например, существует весьма популярная в США точка зрения, что для современного еврея, живущего в секуляризованном космополитичном мире, чрезвычайно большое пропагандистское значение должен иметь Холокост. Постоянное напоминание о нем должно привести молодого еврея к мысли, что хотя бы перед памятью своих уничтоженных предков он обязан сохранить в себе еврейство.
     В основе иного подхода лежит мысль, что еврея делает евреем антисемитизм. Как известно, этой точки зрения придерживались основоположники сионизма и выходом из ситуации считали переезд на историческую родину. 
     Есть и, что называется, классическая, ортодоксальная точка зрения: ничто не меняется и есть Тора, которую наш народ пронес через тысячелетия, и есть непреходящие ценности, которые таковыми остаются для нас во все времена. Сторонники этой точки зрения однако признают, что для пропаганды этих ценностей вполне уместно и разумно использовать новейшие достижения цивилизации.
     И назову еще одну - она родилась в Штатах в межвоенный период и ее авторство принадлежит раву Мордехаю Каплану. Он утверждал, что еврей должен соблюдать Субботу даже не потому, что сам искренне убежден в ее святости, но в знак уважения к своим верованиям и соблюдавшим предкам.
     Вот набор идей, стимулов, концепций (причем каждая из них бесспорна), который предлагает еврейская мысль для ответа на поставленный вопрос. Некоторые из них мы достаточно активно используем для работы с детьми в нашей школе. Так, в осенние каникулы мы возили группу своих школьников и ребят из школы №224 в Польшу по местам, связанным с Холокостом и вообще с пребыванием евреев в этой стране. Проект оказался очень успешным. Дети правильно все поняли и совершенно четко уловили как универсальные аспекты Холокоста, актуальные безотносительно к национальности, так и аспекты специфически еврейские. Безусловно, эта поездка имела огромное значение для формирования еврейского самосознания.
     Хочу поделиться и еще одним удачным опытом. Общеизвестно, что во всех еврейских школах отмечают все еврейские праздники. Наша школа, будучи к тому же школой религиозной, не является исключением. И здесь, я считаю, мы нашли очень хорошее взаимопонимание с руководителем нашего еврейского цикла ребецен Сарой Певзнер. Наши совместные усилия направлены на то, чтобы не отступая далеко от канонов классического еврейского образования, в то же время сделать школу современную, с истинно петербургским духом. Разумеется, как это сделать никто не знает. Однако мы ищем. В этом году на Хануку мы применили несколько нетрадиционную методику: провели в старших классах научно-практическую конференцию, освещающую различные аспекты этого праздника. В ходе обсуждения докладов ребята задавали друг другу довольно неожиданные вопросы, часто вспыхивала полемика - удовольствие, по-моему, получили и педагоги, и дети. Это был тот случай, когда здоровый детский цинизм, т.е. желание препарировать любую истину, подойти к ней критически, сыграли положительную роль. Дети сами убедились, что за праздниками стоит тысячелетняя традиция, подкрепленная очень весомыми аргументами. Это - иллюстрация моей мысли о том, что разговор, связанный с ценностями иудаизма и приверженности им, доходит до слушателей и задевает определенные струны только тогда, когда ведется достаточно интеллектуально и емко.
     Сегодня в России быть евреем престижно. Это сопровождается рядом небольших, но приятных бонусов, которые человек может получить. И хорошо, что это так. То, что делает питерский “Хэсэд”, порой просто спасает людей от голодной смерти. Может быть, для этих людей больше ничего и не нужно. Их кормят, у них есть возможность общения, работают клубы по интересам - это гигантское дело... Я же, в силу специфики работы, имею дело с молодым поколением. И хочу сказать, что дети - благодарная аудитория, и она отзывается на аргументы высокой интеллектуальной пробы. Конечно, рано утверждать, что выпускники нашей школы с честью несут звание еврея, но мне все-таки хочется верить, что система еврейского образования вносит свой позитивный вклад в решение обсуждаемой проблемы.

Яков ЦУКЕРМАН -
главный редактор “Ами”

     Бороться с ассимиляцией, наверное, нужно, но вряд ли это продуктивно. Ассимиляция - процесс, происходящий в галуте, в диаспоре испокон веков с нарастающей интенсивностью, поскольку нарастают все ритмы жизни. Наша история дает предостаточно материала для размышлений на эту тему. Скоро мы будем праздновать Песах, наш веселый весенний праздник, и опять вспоминать историю исхода из Египта и создания народа, который вот уже 3000 лет называется еврейским. Между тем, читая Агаду, мы, как правило, не обращаем внимания на тот факт, что Моше Рабейну вывел из Египта вовсе не всех потомков Авраама, но лишь малую их часть. Что же произошло с теми, кто не пошел за Моше? Про них мы ничего не знаем - они ассимилировались и где-то через одно-два поколения потеряли черты отдельного народа. Они смешались с теми самыми древними египтянами, которые потом в результате разных катаклизмов исчезли как народ с лица земли.
     Главная опасность ассимиляции состоит в том, что народ наш очень невелик численно, - около 14 миллионов из 6 миллиардов землян. Тем не менее, этот маленький народ имеет самую длинную историю и очень даже заметен на фоне других народов: более, чем некоторым хотелось бы. Что раньше препятствовало ассимиляции? Прежде всего, система гетто, черта оседлости, запрет на профессии и т.п. Надо сказать, что именно они в какой-то мере, возможно очень значительной, способствовали сохранению нашего народа. И опять обратимся к истории: не так давно отмечалось 200-летие Французской революции. В числе ее завоеваний была ликвидация гетто, евреи получили равные гражданские права - и, как следствие, значительная их часть ассимилировалась: крестились, вступали в смешанные браки, короче, переставали быть евреями. Наверное, позже, в годы нацистской оккупации, потомков это спасло от уничтожения. Однако результатом полученных свобод стало также и то, что наш маленький народ стал еще меньше.
     В настоящее время ассимиляционные процессы стремительно нарастают и в США, и в Англии, где уже более 50% браков заключаются с неевреями и очень снизился интерес к религии. Наметилась тенденция, при которой через пару поколений американское еврейство, ныне самое сильное в мире, станет совсем маленьким и уже не будет иметь тех позиций в обществе, которые занимает сейчас. Впрочем, и те евреи, которые совершают алию и уезжают в Израиль, они тоже проходят ассимиляцию. Из галутных евреев они превращаются в израильтян, а это все-таки некая молодая нация, уже не в совершенно чистом виде сохраняющая галутные еврейские черты, носящая иную ментальность.
     Как мы представляем себе нашего галутного восточноевропейского еврея? Еще где-то 70-80 лет назад он являл собою вполне определенный тип: человек, у которого родной язык идиш; человек, читающий классику, современную литературу и прессу на идише и уделяющий значительное внимание вопросам еврейской политической жизни, культуры и истории; человек, чьи дети учатся в еврейской школе и соблюдают значительную часть мицвот: кашрут, Субботу, праздники и др. Вместе эти галутные евреи и составляли некий народ черты оседлости, народ отделенный. А те евреи, которые проникали в большие города (Москву, Петербург), еще в одном-двух поколениях сохраняли еврейскую культуру, которая позже исчезала под влиянием ассимиляционных процессов. Надо сказать, что и крестились многие не только потому, что так было легче жить, но часто по зову души, искренне. Как известно, очень многие евреи крестились и при советской власти, когда равно плохо было быть евреем и слыть верующим.
     Процесс ассимиляции идет по всему миру, но в тех местах, где происходили большие катаклизмы, этот процесс значительно ими ускорялся. Тому, что произошло с советским (или - российским, тут нет разницы) еврейством, существует точное название - “этноцид”. Геноцид - физическое уничтожение народа, что проделал Гитлер и не успел проделать Сталин. Но зато Сталин успел провести этноцид, т.е. полную денационализацию народа. В 30-х годах были закрыты еврейские школы - сегодня евреев, знающих идиш, можно перечесть по пальцам, а молодые энтузиасты учат этот язык как иностранный и, увы, никак не могут повлиять на изменение сложившейся ситуации... Кстати, ошибкой было бы утверждать, что этноцид насаждался только сверху - многие евреи его дружно принимали и проведению способствовали. Иврит был запрещен в 20-е годы как язык “клерикальный”, а потому антагонистичный диктатуре пролетариата, за него сажали и высылали. К концу 40-х в лагерную пыль превратились писатели, публиковавшиеся на идише. Апофеозом трагедии было 12 августа 1952 года, когда в подвалах Лубянки был расстрелян цвет еврейской культуры. Сегодня тех немногих, кто еще пишет на идиш, ненамного больше, чем тех, кто может их прочесть в подлиннике. Поколение, владеющее идишской культурой, вымирает на глазах, и сколько бы мы ни провозглашали нашей целью возрождение идишкайт, этой культуры уже не возродить. Конечно, можно только приветствовать интерес к ней, но отдельные энтузиасты не в состоянии повернуть вспять русло культурной ассимиляции. В России культурная ассимиляция, увы, уже свершилась.
     Кроме культурной, есть и чисто физическая ассимиляция, которой раньше противостояла сильно развитая религиозность. Сейчас, как известно, у нас очень мало религиозных евреев, особенно среди молодежи, и смешанным бракам ничто не препятствует. Что касается немногих религиозных молодых людей, то, по-видимому, большинство из них в России не останется, т.к. здесь у них масса проблем и с кашерными продуктами, и с соблюдением Субботы, и т.д. Очень плохо, конечно, но противостоять процессу физической ассимиляции у нас нет ни сил, ни возможностей.
     В новых паспортах отсутствует графа “национальность”. У теперешнего поколения имена-отчества по-российски унифицированы и лишены каких-либо еврейских признаков. Уже очень давно здесь детей не называют Саррами и Абрамами. Но вот в графа в паспорте исчезла, и можно предполагать, что где-то лет через 10-20 антисемитам будет уже очень трудно устанавливать, кто здесь еврей. И тогда евреем окончательно станет тот, кто в данный момент им не нравится. Если же мы взглянем на этот процесс с другой стороны, то увидим, что это та же самая ассимиляция, т.е. созданы все условия, чтобы те, кому не хочется быть евреем, по-тихому перестали таковыми быть. Возможно, именно за это и боролись кадровики огромной страны в течение десятилетий. Целью было формирование унифицированного советского человека, который думает и ведет себя “как положено” и не имеет собственных культурных традиций. “Наш адрес не дом и не улица, наш адрес Советский Союз” - вот формулировка мечты всех коммунистических функционеров. 
     Более трех тысяч лет назад Моше Рабейну вывел свой народ из Египта, бродил с ним по пустыне, отучал быть рабами, привел в Землю Обетованную - для чего? Чтобы теперь большая часть этого народа исчезла, растворилась в галуте? Для того, чтобы превратиться в усредненного российского жителя? Если так, то мне - жалко!!! Конечно, мы всячески препятствуем процессу ассимиляции, но наши попытки, скорее всего, не дадут ощутимых результатов, и уже следующее поколение нашего народа в России перестанет быть евреями. Либо - они станут израильтянами, американцами, немцами. Процесс ассимиляции идет чрезвычайно стремительно, причем развивается параллельно с растущей эмиграцией. Не будем наивны - может быть, при помощи различных ухищрений: открытия еврейских школ, синагог, создания клубов, издания книг, лекций, нам и удастся несколько затормозить процесс ассимиляции, но лишь затормозить. Возродить еврейскую культуру мы по большому счету не в состоянии. И я полагаю, что еврейство в России обречено на исчезновение, причем сразу в трех направлениях: полная ассимиляция, алия (или эмиграция), и, самый грустный путь, естественный биологический уход, т.к. большинство наших евреев - пожилые люди.
     Мы работаем и делаем все, чтобы как можно дольше сохранить в России еврейскую общину, сохранить еврейский дух, хотя прекрасно понимаем, что все попытки, способные разве что затормозить процесс.
     А может еще не все потеряно?
     Пишите нам, ваше мнение для нас очень важно.
Материал подготовлен Тэмой ВАЛЬТЕР
Рисунки Вадима БРОДСКОГО
Сайт создан в системе uCoz