Колонка комментатора

Страна как маятник

    Рассматривать общество как физический объект - примитивизм, механицизм дурного пошиба, справедливо заклейменный В.И.Лениным. Все мы помним его пассаж насчет "Бюхнера и Молешотта". Не факт, правда, что он их читал, а его жалкие потуги по части философии и глубокомысленные рассуждения насчет неисчерпаемости то ли электрона, то ли Вселенной были смешны даже по тем временам. Так что преодолев робость перед классиком, посмотрим на общество взглядом из школьного учебника физики.
    У людей постоянно присутствует два желания - жить лучше, т.е. жить иначе, и жить по-прежнему, т.е. не делать ничего нового. В реальной жизни эти вещи противоречат одна другой: чтобы жить лучше, надо что-то делать - или работать, или воровать, или уехать из России. Когда желание изменить жизнь становится сильнее консерватизма, человек совершает поступок, а потом либо начинает жалеть об этом (иногда вполне притворно), либо в ужасе пятится назад. Аналогично ведет себя общество, российское в частности, - сломав коммунизм, оно теперь движется назад. Заметим, что так же ведет себя и колебательная система, маятник - камешек, подвешенный на нити. Если его отклонить, он возвращается.
    В человеке, в обществе, да и в физическом эксперименте наличествует еще затухание - амплитуда колебаний со временем убывает, шарик успокаивается, человек и общество перестают метаться и начинают нормально жить новой жизнью. Разумеется, человек и общество устроены сложнее, чем маятник, и они - в отличие от камешка на веревке - не возвращаются в исходное состояние, что-то изменяется окончательно. Россиянин, уехав в Америку, становится американцем (по крайней мере, его дети уж точно), да и Россия не вернется во времена сталинских лагерей и хрущевско-брежневскую эпоху холодной войны.
    В качестве личного воспоминания и личной - увы, лишь заочной - благодарности… Неизбежность колебаний в обществе объяснил нам наш школьный учитель математики, профессионал-математик Р.С.Гутер (я окончил знаменитую 7-ю школу г. Москвы, самую "крутую" школу 60-х годов). Это были как раз времена "оттепели", и он предсказал (только не все мы тогда его поняли), что последует откат. Чуть позже мы поняли, что он оказался прав.
    Как и при решении физических задач, возникает вопрос о механизме отката, о силах, возвращающих камешек к положению равновесия. Во-первых, это сохранившиеся в обществе связи между людьми - ведь переделать все в одночасье невозможно. Вот пример - просто потому, что я его хорошо знаю - вуз всегда брал за прием абитуриентов - тем или иным способом, под таким или другим соусом, но "брал". Так неужто люди откажутся от денег? Конечно, нет. Изобретательность советского человека, желающего заработать, не знает границ, и рынок услуг будет существовать. Более того, по мере того, как власти в России пытаются наложить лапу на доход граждан (война в Чечне не бесплатна), теневой рынок будет только развиваться. Получается парадоксальный вывод - в некоторых случаях, в некоторых обществах коррумпированность - это благо, она обеспечивает стабильность общества. Жалко, конечно, что не удалось построить в России сразу же развитой капитализм, - скажете вы и будете правы. Но, - возражу я, - уж очень не хочется возвращения в феодализм с царем - ФСБ-шником во главе и боярами на местах. И если на этапе перестройки коррумпированность была злом, ибо мешала изменениям, то на этапе отката - она благо, ибо тормозит откат.
    Вторая причина возвращения общества к предшествующему состоянию - напряженность, возрастающая по мере перестройки. Изменения в большой системе не могут идти равномерно - какие-то слои и группы оказываются захваченными изменениями в большей степени, а какие-то в меньшей. Появляются новые группы или выходят на сцену те, которые раньше были в тени.
    Бешеное раздражение, испытываемое средним россиянином в адрес так называемых "новых русских", - не единственный пример. Общество плохо относится к тем, кто поддерживает контакты с Западом. Горько и смешно смотреть, как ученые, интеллигенты начинают ненавидеть своих коллег, которым посчастливилось добыть грант - при том, что на грантовой поддержке еще никто не разбогател. Дядюшка Сорос, делающий для российской культуры очень много, довольно-таки (это между нами!) скуп. Реально человек получает за свою работу примерно в десять раз меньше, чем получил бы он на Западе - основные деньги идут не на зарплату ученому, а вкладываются в работу. Как всякий хороший коммерсант - а Сорос отличный коммерсант - он умело использует желание работать некоторых российских ученых, их нежелание или невозможность уехать.
    В итоге нарастающее в обществе раздражение против Запада и тех, кто с ним так или иначе связан, оказывается второй силой, тянущей общество назад. И, заметим не без горечи, Запад в этом отчасти виноват сам. Прекрасно умея выводить на рынок новый продукт (хоть "Форд", хоть президента), Запад не смог вывести на российский рынок себя самого. Западная система ценностей и приоритетов не знакома и чужда среднему россиянину. Даже фонды, работающие на территории России, не ведут правильной маркетинговой политики - она требует вложений, но не дает немедленного эффекта. А близорукость - наша общая беда.
    Между прочим, сейчас объяснить россиянам, что американцы - тоже люди, было бы намного труднее, чем раньше - антизападные, особенно антиамериканские настроения в России очень сильны и постоянно подогреваются прессой. Одна далеко не самая помоечная газета подробно расписывает планы превращения Югославии в колонию и сообщает, что Сорос в этом тоже участвовал - он, оказывается, финансировал секретное совещание, на котором обсуждались планы колонизации. На таком фоне говорить что-то хорошее о западной цивилизации вряд ли кто-то решится.
    Россия отползает назад, в объятия феодализма, державности, ксенофобии. Хорошо это или плохо? Для сегодняшней России, кажется, хорошо. Свобода печати гражданам не очень нужна. Ему нужна колбаса, причем "отечественная"... В магазинах можно регулярно слышать вопрос: "А это отечественное?", причем фраза произносится с вызовом в голосе. А между прочим, хорошо, что колбаса вызывает патриотические чувства - это безопаснее, чем патриотические чувства к водородной бомбе и ракетам. Но для будущей России это плохо - люди при феодализме живут все-таки не очень хорошо. Однако современное поколение россиян не может заплатить больше за хорошую жизнь своих детей - оно уже устало.
    Разумеется, где ксенофобия - там и антисемитизм. Открываем новый "популярный литературно-художественный альманах экологической направленности для молодежи" и читаем: "Первые века жизни Христианская Церковь терпела гонения. Непримиримыми врагами ее были сначала иудеи. Древний закон иудейского народа запрещал им самим подвергать своих сограждан смертной казни, поэтому они обрекали на смерть неугодных им людей, используя силу римских властей, под владычеством которых находились". Это так, к слову пришлось, - журнал-то совсем о другом. Сегодня евреи с антисемитизмом - не главная тема в России, но антисемитизм - естественная часть ксенофобии, непременное следствие державности. Просто "к слову пришлось…".
    Впрочем, для Запада российское средневековье не так-то и плохо. Во-первых, ФСБ-шник во главе страны - это стабильность. Вспомните Берию и Ежова: стабильность была. Значит, бесконтрольного расползания ядерного оружия не будет. Одну внутреннюю войну Россия почти выиграла (грязную войну против своего народа, по сути дела - геноцид, причем Запад все это съел и понятно почему). Это - наука всем сепаратистам: Россия будет едина, даже если для этого придется применить ядерное оружие на своей собственной территории. Заметим, что эта идея уже "озвучена" в прессе, и всенародного гнева она не вызвала. Представьте себе - американские генералы примериваются, какую бы небольшую водородную бомбочку сбросить, например, на Ньюарк или Гавайи?
    Феодализированная и стабильная Россия нужна Западу как санитарная зона, как барьер на пути мусульманского фундаментализма, на пути наркотиков, самоубийц, обвязанных гранатами, и прочих Саддамо-Каддафиевско-Бен-Ладеновских прелестей. Но на пути фундаментализма может встать только полу-фундаменталистская страна. Которой и становится на наших глазах Россия. Так что для Запада это, быть может, и хорошо.
    Но крестьян, живущих в грязи и пьяных каждый день, но журналистов, которых убивают или "меняют", но всех, кто мог бы жить и работать лучше и интереснее - всех их очень жалко.

Леонид Ашкинази
Сайт создан в системе uCoz