Еврейское высшее образование
в Петрограде-Ленинграде
в советский довоенный период
Идея создания и комплексная подготовка к открытию
в России первого еврейского высшего учебного заведения относится к началу
XX века, но открыть Петроградский Еврейский народный университет (ПЕНУ)
удалось лишь в начале 1918 года, в соответствии с новым направлением национальной
политики, провозглашенным советской властью. Однако из-за сложностей организационного
и методического характера первые занятия были назначены только на 8 февраля
1919 г.
Положение о ПЕНУ (ректор С.Г.Лозинский) определяло статус
университета как высшего учебного заведения и ученого учреждения, “имеющего
целью быть рассадником знания в области еврейской науки, литературы и искусства”.
Профессорско-преподавательский состав университета насчитывал 22 лектора
с разработанными курсами лекций. Лекторами были: Б.Д.Бруцкус (“Сельское
хозяйство и вопросы колонизации у евреев”), Ю.Д.Бруцкус (“История евреев
в России”), С.М.Гинзбург (“Новоеврейская литература”), С.М.Дубнов (“История
еврейского народа в средние века”), М.И.Кулишер (“Еврейское право”),
С.Г.Лозинский (“Новейшая история евреев в Западной Европе”), З.Эпштейн
(“Национальные и религиозные институты у евреев”) и другие. Читались и
общие курсы: “Введение в философию” читал А.З.Штернберг, “Логику” - Э.З.Гурлянд-Эльяшева.
Несмотря на широту и разнообразие тематики, учебный
план университета соответствовал скорее просветительской, а не образовательной
деятельности. Это послужило главной причиной отказа Петроградского отдела
Главнауки включить ПЕНУ в список государственных вузов.
Тогда руководство ПЕНУ обратилось в Наркомнац, где 22
ноября в коллегии научного отдела состоялось совещание о судьбе ПЕНУ с
участием представителей Университета, Наркоматов просвещения и по национальным
делам. Совещание выступило за сохранение единственного еврейского высшего
учебного заведения, но потребовало привести в соответствие со статусом
вуза его программу и профессиональный состав заведующих кафедрами.
В конце 1919 года началась реорганизация университета,
менялось даже его название. Теперь он назывался Петроградский Институт
высших еврейских знаний (ПИВЕЗ). Срок обучения в нем сокращался с 4-х до
3-х лет.
На 1920/1921 учебный год в университете было образовано
5 факультетов: философский, филологический, историко-социальный, юридический
и национального искусства, но в следующем учебном году их количество
сократилось до двух - остались историко-социальный и литературно-филологический.
В последующие годы число факультетов также не было стабильным, курсы лекций
читались нерегулярно из-за материально-финансовых трудностей.
ПЕНУ - ПИВЕЗ располагался на Троицкой ул., 14, занятия
в нем проходили в вечернее время. На 1 января 1920 года он был, наряду
с Эстонским университетом, одним из двух национальных вузов Петрограда
(из 41-го, существующего в этот период).
Средства на его деятельность поступали из разных источников:
частично из государственного и местного бюджетов, частично - от издательской
деятельности и отчислений от еврейских обществ. С 1918 года все преподаватели
университета были поставлены на государственное довольствие, а с начала
1920 года получали еще и академический паек. Студенты получали государственные
стипендии при бесплатном обучении. Но в 1920 году финансирование из бюджета
прекратилось. Часть студентов продолжала обучение за счет еврейских общин
разных регионов страны, а остальные были вынуждены подрабатывать.
В осеннем семестре 1919 года в Еврейский университет
приняли 81-го человека, на 1 января 1920 года в университете числилось
278 студентов, в 1922 году - 200 человек. Эти цифры была весьма внушительными
для вуза, который не давал “никаких реальных жизненных благ и даже орудия
для борьбы за существование в будущем” (то есть выпускники университета
не получали какой-либо конкретной специальности).
Первый семестр для всех факультетов ПИВЕЗ был общим,
а специализация начиналась со второго семестра. В 1922/1923 учебном году
читались следующие лекционные курсы: Адмони-Красный читал древнейшую и
древнюю историю евреев, И.А.Клейнман - историю евреев в Польше, В.В.Струве
- историю Востока; историю еврейской литературы, в том числе современной,
- лекторы С.Г.Гинзбург, С.Л.Цинберг и другие. Первокурсники знакомились
со многими основами наук: введением в учение еврейской философии
(А.З.Штернберг), введением в историю религии (Н.В.Брюллова-Шаскольская),
введением в историю еврейского искусства (М.Л.Маймон), введением в современные
экономические проблемы еврейства (Б.Д.Бруцкус), а также слушали курс методологии
гуманитарных наук (А.З.Штернберг). На II курсе Ю.И. Гессен читал историю
евреев в России, М.М.Марголин - курс “Библейская наука”, М.Г.Айзенштадт
- историю Талмуда, С.Л.Цинберг - историю еврейского языка, И.И.Равребе
- историю древнееврейского и арамейского языков. Ректор С.Г.Лозинский на
I курсе читал новейшую историю евреев в Западной Европе, а на II-м - экономическую
историю евреев в средние века. Практические занятия проводились по древнееврейскому
(И.И.Равребе), “разговорно-еврейскому” (идиш) (И.Ш.Шварц) и арабскому (И.О.Гинцбург)
языкам.
К середине 20-х годов в РСФСР и СССР система государственного
высшего образования значительно окрепла. ПИВЕЗ не вписывался в нее как
своим независимым положением, так и принципиально проводимой линией на
“распространение в массе еврейской молодежи сведений о народе и культуре,
которые необходимы всякому сознательному еврейскому интеллигентному работнику
на ниве общественной, а не выработку небольшого кадра “спецов” в
области еврейской культуры”. Между тем для развертывавшейся в стране
культурной революции требовались именно кадры специалистов, и летом 1925
года, после 7 лет существования, Ленинградский институт высших еврейских
знаний, бывший Петроградский Еврейский университет, был закрыт. Однако
ликвидация особого еврейского вуза не означала прекращения специальных
программ высшего образования для еврейского национального меньшинства,
в том числе и в Ленинграде.
Особой формой подготовки молодежи к поступлению в вузы
по классовому признаку были рабочие факультеты - рабфаки, которые должны
были в довольно сжатые сроки (год-два) обеспечить своим слушателям
из среды рабочих и крестьян подготовку в объеме средней школы, необходимую
для обучения в вузе.
В 1926 году при рабфаке Ленгосуниверситета были открыты
4 национальных отделения: еврейское (30 слушателей), эстонское, латышское
и финское. В 1932 году была предпринята неудачная (прежде всего не подкрепленная
материально) попытка преобразовать существовавшие в Ленинградском пединституте
им. Герцена национальные отделения (эстонское, латышское, финское и польское)
в самостоятельный Педагогический институт нацмен Запада. В связи с планировавшейся
реорганизацией этому национальному пединституту планировалось передать
и все национальные отделения рабфака Ленинградского университета. Но реорганизация
не состоялась, и национальные отделения рабфаков, в том числе еврейское,
разделили судьбу несостоявшегося национального вуза - они были ликвидированы.
Традиция еврейского высшего образования в С.-Петербурге
была восстановлена в 1989 году созданием Петербургского Еврейского университета
(ПЕУ).
Т.М. Смирнова,
доктор исторических наук
Сайт создан в системе
uCoz