Еврейское высшее образование
в Петрограде-Ленинграде
в советский довоенный период

    Идея  создания и комплексная подготовка к открытию в России первого еврейского высшего учебного заведения относится к началу XX века, но открыть Петроградский Еврейский народный университет (ПЕНУ) удалось лишь в начале 1918 года, в соответствии с новым направлением национальной политики, провозглашенным советской властью. Однако из-за сложностей организационного и методического характера первые занятия были назначены только на 8 февраля 1919 г. 
    Положение о ПЕНУ (ректор С.Г.Лозинский) определяло статус университета как высшего учебного заведения и ученого учреждения, “имеющего целью быть рассадником знания в области еврейской науки, литературы и искусства”. Профессорско-преподавательский состав университета насчитывал 22 лектора с разработанными курсами лекций. Лекторами были: Б.Д.Бруцкус (“Сельское хозяйство и вопросы колонизации у евреев”), Ю.Д.Бруцкус (“История евреев в России”), С.М.Гинзбург (“Новоеврейская литература”), С.М.Дубнов (“История еврейского народа  в средние века”), М.И.Кулишер (“Еврейское право”), С.Г.Лозинский (“Новейшая история евреев в Западной Европе”), З.Эпштейн (“Национальные и религиозные институты у евреев”) и другие. Читались и общие курсы: “Введение в философию” читал А.З.Штернберг, “Логику” - Э.З.Гурлянд-Эльяшева. 
    Несмотря на широту и разнообразие тематики, учебный план университета соответствовал скорее просветительской, а не образовательной деятельности. Это послужило главной причиной отказа Петроградского отдела Главнауки включить ПЕНУ в список государственных вузов. 
    Тогда руководство ПЕНУ обратилось в Наркомнац, где 22 ноября в коллегии научного отдела состоялось совещание о судьбе ПЕНУ с участием представителей Университета, Наркоматов просвещения и по национальным делам. Совещание выступило за сохранение единственного еврейского высшего учебного заведения, но потребовало привести в соответствие со статусом вуза его программу и профессиональный состав заведующих кафедрами.
    В конце 1919 года началась реорганизация университета, менялось даже его название. Теперь он назывался Петроградский Институт высших еврейских знаний (ПИВЕЗ). Срок обучения в нем сокращался с 4-х до 3-х лет. 
    На 1920/1921 учебный год в университете было образовано 5 факультетов: философский, филологический, историко-социальный, юридический и национального искусства, но в следующем учебном году  их количество сократилось до двух - остались историко-социальный и литературно-филологический. В последующие годы число факультетов также не было стабильным, курсы лекций читались нерегулярно из-за материально-финансовых трудностей.
    ПЕНУ - ПИВЕЗ располагался на Троицкой ул., 14, занятия в нем проходили в вечернее время. На 1 января 1920 года он был, наряду с Эстонским университетом, одним из двух национальных вузов Петрограда (из 41-го, существующего в этот период).
    Средства на его деятельность поступали из разных источников: частично из государственного и местного бюджетов, частично - от издательской деятельности и отчислений от еврейских обществ. С 1918 года все преподаватели университета были поставлены на государственное довольствие, а с начала 1920 года получали еще и академический паек. Студенты получали государственные стипендии при бесплатном обучении. Но в 1920 году финансирование из бюджета прекратилось. Часть студентов продолжала обучение за счет еврейских общин разных регионов страны, а остальные были вынуждены подрабатывать. 
    В осеннем семестре 1919 года в Еврейский университет приняли 81-го человека, на 1 января 1920 года в университете числилось 278 студентов, в 1922 году - 200 человек. Эти цифры была весьма внушительными для вуза, который не давал “никаких реальных жизненных благ и даже орудия для борьбы за существование в будущем” (то есть выпускники университета не получали какой-либо конкретной специальности).
    Первый семестр для всех факультетов ПИВЕЗ был общим, а специализация начиналась со второго семестра. В 1922/1923 учебном году читались следующие лекционные курсы: Адмони-Красный читал древнейшую и древнюю историю евреев, И.А.Клейнман - историю евреев в Польше, В.В.Струве - историю Востока; историю еврейской литературы, в том числе современной, - лекторы С.Г.Гинзбург, С.Л.Цинберг и другие. Первокурсники знакомились со многими основами наук: введением  в учение еврейской философии (А.З.Штернберг), введением в историю религии (Н.В.Брюллова-Шаскольская), введением в историю еврейского искусства (М.Л.Маймон), введением в современные экономические проблемы еврейства (Б.Д.Бруцкус), а также слушали курс методологии гуманитарных наук (А.З.Штернберг). На II курсе Ю.И. Гессен читал историю евреев в России, М.М.Марголин - курс “Библейская наука”, М.Г.Айзенштадт - историю Талмуда, С.Л.Цинберг - историю еврейского языка, И.И.Равребе - историю древнееврейского и арамейского языков. Ректор С.Г.Лозинский на I курсе читал новейшую историю евреев в Западной Европе, а на II-м - экономическую историю евреев в средние века. Практические занятия проводились по древнееврейскому (И.И.Равребе), “разговорно-еврейскому” (идиш) (И.Ш.Шварц) и арабскому (И.О.Гинцбург) языкам.
    К середине 20-х годов в РСФСР и СССР система государственного высшего образования значительно окрепла. ПИВЕЗ не вписывался в нее как своим независимым положением, так и принципиально проводимой линией на “распространение в массе еврейской молодежи сведений о народе и культуре, которые необходимы всякому сознательному еврейскому интеллигентному работнику на ниве общественной, а не выработку небольшого  кадра “спецов” в области еврейской культуры”. Между тем для развертывавшейся  в стране культурной революции требовались именно кадры специалистов, и летом 1925 года, после 7 лет существования, Ленинградский институт высших еврейских знаний, бывший Петроградский Еврейский университет, был закрыт. Однако ликвидация особого еврейского вуза не означала прекращения специальных программ высшего образования для еврейского национального меньшинства, в том числе и в Ленинграде.
    Особой формой подготовки молодежи к поступлению в вузы по классовому признаку были рабочие факультеты - рабфаки, которые должны были в довольно сжатые сроки  (год-два) обеспечить своим слушателям из среды рабочих и крестьян подготовку в объеме средней школы, необходимую для обучения в вузе. 
    В 1926 году при рабфаке Ленгосуниверситета были открыты 4 национальных отделения: еврейское (30 слушателей), эстонское, латышское и финское. В 1932 году была предпринята неудачная (прежде всего не подкрепленная материально) попытка преобразовать существовавшие в Ленинградском пединституте им. Герцена национальные отделения (эстонское, латышское, финское и польское) в самостоятельный Педагогический институт нацмен Запада. В связи с планировавшейся реорганизацией этому национальному пединституту планировалось передать и все национальные отделения рабфака Ленинградского университета. Но реорганизация не состоялась, и национальные отделения рабфаков, в том числе еврейское, разделили судьбу несостоявшегося национального вуза - они были ликвидированы. 
    Традиция еврейского высшего образования в С.-Петербурге была восстановлена в 1989 году созданием Петербургского Еврейского университета (ПЕУ).

Т.М. Смирнова,
доктор исторических наук
Сайт создан в системе uCoz