В защиту старых ребе…

Яков Липкович
    Автора этой книги уже 27 лет нет в живых, а книга его вышла только в 1998 году, в Москве, с послесловием умнейшего Г.Померанца. В книге много страниц, под которыми, не задумываясь, подписались бы и я, и другие евреи. Комок подкатывает к горлу, когда читаешь главы о чудовищных гонениях и кровавых погромах, выпавших на долю нашего народа, о неповторимом и мучительном чуде возвращения его на свою древнюю родину. Однако общий тон книге задают все-таки не они, а христианский пафос, с коим автор расправляется с еврейской историей. Книга посвящена поискам ответа на вечный вопрос: за что нас не любят? Ответ первый - якобы за наш сугубый материализм, привитый иудаизмом. Ответ второй - за отказ от христианства. Таково мнение автора - Вениамина Теуша.
    Мысль о том, что мы материалисты, он подкрепляет высказываниями небезызвестного немецкого экономиста Вернера Зомбарта. “По моему мнению, - пишет тот, - современный капитализм в своей основе есть не что иное, как эмансипация еврейского духа. Точно солнце шествует Израиль по Европе… Я утверждаю, что и Соединенные Штаты - и что даже ни одна страна так, как Соединенные штаты, - исполнены еврейского духа… Соединенные Штаты вообще обязаны своим существованием евреям и… только благодаря еврейскому влиянию они таковы, какими мы их знаем…”. Далее автор приводит высказывания о нашем материализме таких “знатоков” еврейского духа, как Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.И.Цветаева и другие. И чтобы не отстать от них, горячо свидетельствует, что “в Советском Союзе многочисленные кафедры всяческого официального идеологического материализма истмата, диамата, марксизма и т.д. - были почти монополизированы прирожденными материалистами - евреями”. Забыл Теуш, что, помимо марксизма, евреи в СССР, и не только в СССР, неплохо преуспели в физике, химии, математике, медицине, технике, литературе, искусстве и т.д. Кто виноват, что Вс-вышний наградил нас немалыми способностями и умением работать на совесть!
    Далее, по мнению автора, именно отказ от христианства противопоставил нас всему “цивилизованному” миру. Между тем хорошо известно, что нас невзлюбили еще до Христа, когда мы со своим единобожием бросили вызов всему языческому миру. Кроме того, мы понимали, что принятие христианства для народа, рассеянного по свету, означало растворение в других народах. Но этого не хочет знать наш ученый автор… “…Самое роковое в нашей судьбе, - пишет он, - это то, что мы возненавидели и христианство, и Христа… Рядового еврея по сей день воротит от одного вида христианской церкви, от креста, от церковного пения…”. Скажи он эти слова лет этак 400-500 лет назад, и еще ярче запылали бы костры инквизиции, еще обреченнее потянулись бы толпы изгоняемых евреев - женщин, детей, стариков… Между тем единственным желанием евреев во все времена было одно: чтобы их оставили в покое. “Оставьте нас в покое!” - как-то сказал польскому офицеру мой дедушка-раввин, когда тот потребовал от него, чтобы он первым в синагоге, окруженной польской солдатней, поцеловал крест. И офицер, не выдержавший его взгляда, и сам удалился, и увел солдат. Но такое бывало не всегда.
    Говоря о якобы существующей ненависти евреев к христианству, В.Теуш как будто забывает, кто кого вырезал, евреи ли христиан или христиане евреев!
    Особенно неприятно читать главы, где автор расшаркивается перед православной церковью и коренным населением. “Молодой русский народ, заряженный свежим христианским импульсом будущей славяно-русской великой культурной эпохи (!), он, и только он, помог омолодиться (!) древнему еврейскому народу и, несмотря на всяческое хамство, погромы и страдания, уделил ему от своего светлого христианского импульса…” Даже комментировать эту цитату неохота. Спасибо Теушу, что хоть не забыл упомянуть о погромах и всяческом хамстве.
Я подумал, что Теуш, по-видимому, чувствовал всю несуразность излагаемых взглядов и поэтому так часто обращался к “авторитетам”. Вот цитата из Гете: “Как мы можем допустить причастность еврея к высшей культуре, источник и происхождение которой (т.е. Христа) он отрицает?”. (“Вильгельм Мейстер”).
    И ни слова о том, что само христианство -побочный продукт Торы, заложившей основы современной культуры и цивилизации. Чтобы у читателя не родилось сомнения в правоте автора, он зовет на помощь Ф.М.Достоевского: “В окраинах наших спросите коренное население, что двигает евреев и что двигало их столько веков? Получите одногласный ответ: безжалостность. Двигали ими столько веков одна лишь к нам безжалостность и одна только жажда напиться нашим потом и кровью”.
    Крепко сказано! Что ж, можно понять автора “Преступления и наказания”: какой ростовщик, еврей ли, не еврей,  или хотя бы та же старуха-процентщица, захочет в ущерб себе считаться с картежными и прочими долгами русского классика? Вот и вопит он благим матом на весь мир. Из всех этих “глубоких” мыслей автор заключает: “Уродливая антихристианская деформация еврейской души и есть причина антисемитизма, ненависти, презрения к евреям с давних пор. И довольно нам обманывать себя и детей своих!”.
    Вывод он предоставляет сделать нам самим: де, стоит только принять христианство, как нас все дружно возлюбят! Да, уж какими немцами были немецкие евреи, порой даже больше, чем сами немцы, но Гитлер, как известно, не принял это в расчет…
    Главной причиной ненависти к нам была, есть и будет обыкновенная зависть.
Интересно, что главным объектом ненависти автора книги стал раввинат, как будто все, чего достиг еврейский народ за четыре тысячелетия, сложилось самой собой, не благодаря, а вопреки нашим духовным учителям. Откровенно, мне, внуку и правнуку раввинов, чьи имена по сей день с благоговением называют потомки тех, кто с ними встречался, противно читать эту дешевую, почти советскую фельетонщину о раввинах. И обидно за дедушку, Якова Рудермана, автора блистательного богословского труда “Дом Иакова”, впервые увидевшего свет в 1908 году в Нью-Йорке.
    Разумеется, было слишком смело считать всех раввинов мудрецами, учеными, мыслителями, способными преодолеть накопившиеся за века несуразности. По-видимому, некоторые религиозные положения  и законы устарели. Надо ли за них держаться? Однако можно назвать сотни раввинов - в Израиле, в Америке, в других странах, - к чьим одухотворенным   голосам  прислушиваются и старики, и молодежь.  Пронесенные нами через тысячелетия известные всему миру  душевная мягкость и доброта (“а идише харц”), умение искренне сопереживать с теми, кому по-настоящему плохо, и многое другое, мозолящее глаза разного  рода ненавистникам нашего  народа, - разве это не плод усилий многих поколений раввинов? И великому мужеству они     тоже нас учили. Вот что пишет об этом Эли Визель, лауреат Нобелевской премии: “В лагерях (имеются в виду немецкие лагеря смерти. - Я.Л.) всегда были “капо”  - доносчики, сотрудничавшие с нацистами. Среди “капо” были немцы, венгры, чехи, словаки, украинцы, французы, литовцы и т.д. Среди коллаборационистов были христиане, евреи и атеисты: бывшие  профессора, промышленники, художники, бизнесмены, рабочие и фермеры. Среди них были “левые” и “правые”, философы и богоискатели, марксисты и гуманисты… И, конечно, просто уголовники. Но среди них не было ни одного раввина!” (“Спустя одно поколение”).
    Метания Вениамина Теуша между иудаизмом и христианством, попытки подняться над кровавой историей приводят его к чудовищному заключению: 
    “Каков же духовно-исторический смысл истребления евреев? (?!) Духовно-исторический смысл (?!) такого массового истребления людей может быть один: эти люди должны были представлять собой “исторический шлак”, не пригодный для дальнейших творческих процессов человеческой эволюции. И действительно, еврейство Польши и прилегающих стран и областей представляло собой тогда в большинстве своем народ, как бы навеки застывший в бесплодной, бездуховной талмудической  традиции, которая, по-видимому, мешала предстоящему взлету или возрождению того же еврейского народа…”
    Мог ли нормальный человек (ученый?!) написать такое?

Яков Липкович
Кливленд, США

В.Теуш. О духовной истории еврейского народа. Москва. Изд. “Парацельс”. 1998
Сайт создан в системе uCoz