Памяти Имануэля Рингельблюма

(к столетию со дня рождения)
     "Нацисты поставили своей целью полное уничтожение еврейского народа. От их рук погибло две трети евреев Европы - шесть миллионов человек... Эта трагедия стучит в сердца и заставляет бороться с опасностью нового фашизма".

Наталия Юхнева, профессор

     Еврейские историки разделили участь своего народа. От рук нацистов погиб крупнейший историк русского еврейства Шимон Дубнов (1860 - 1941). В Варшавском гетто погибли историки Меир Балабан (1877 - 1942), Игнатий Шиппер (1884 - 1942) - одни из ведущих еврейских историков России начала века.
     В июне 1944 года был расстрелян известный французский историк Марк Блок (1886 - 1944), борец Сопротивления. Последние его слова: "Да здравствует Франция!".
     Этот список можно продолжить.
     Все ли мы знаем о Катастрофе, стоит ли еще вспоминать, надо ли? Может, проще забыть? А, забыв Катастрофу, не предадим ли мы память тех, кто противостоял ей, защищал от нее? Эти мысли - из статьи проф. В.Кагана ("Ами" -96, №15), с ними нельзя не согласиться.
     Было ли еврейское сопротивление? Исследователи Второй мировой войны изучают различные формы противостояния противнику - "сопротивления без применения силы". О еврейском сопротивлении известно немного. Были ли евреи склонны к сопротивлению? И если да то, каким образом еврейская культура, религия, социальное устройство способствовали этому?
     Если понять, что, уничтожая евреев, нацисты стремились уничтожить их как национальную общность, то действительный смысл сопротивления врагу - продолжить существование народа.
     Культурно-духовное противостояние явилось проявлением духовной и жизненной энергии нации.
     Еврейский историк Имануэль Рингельблюм (1900 - 1944) основал уникальный подпольный исторический архив в Варшавском гетто. Этот архив, названный "Онег шабат" - "Радость субботы", стал исследовательским институтом огромного значения. Имануэль Рингельблюм считал, что будущие историки должны получить хорошо документированный материал. В архиве отражались события, происходившие в гетто.
     До оккупации Польши И.Рингельблюм занимался исследованиями в институте "YIVO" (научно-исследовательский институт по изучению языка идиш), занимался с юными историками - редактировал журнал "Юный историк". С началом оккупации он возглавляет социальный отдел координационой комиссии и ему приходится беседовать с евреями, прибывавшими из разных городов. Рингельблюм начинает собирать материал о событиях, происходивших в оккупированной Польше в первые месяцы войны.
     С мая 1940 года расширяется руководство архива, к работе привлекаются известные личности, представители различных политических движений и молодежных организаций.
     В архиве "Онег шабат" работала небольшая группа постоянных сотрудников; особые работы заказывались у специалистов и знатоков отдельных тем. Ставилась задача - широко осветить процессы, происходившие в Варшавском гетто и в различных местечках.
     Многие в период оккупации занимались составлением дневников (это придавало евреям ощущение свободы). Некоторые важные дневники и литературные произведения, написанные в тот период, попали в архив Рингельблюма и дошли до нас. Часть дневников была утеряна (напр., Ш.Винтера), от некоторых дошли только фрагменты. Архив "Онег шабат" в тот тяжкий период стимулировал рождение идей, побуждал к творчеству.
     Материалы собирались в архиве по большому числу разных тем. Была идея издать работу "Два с половиной года" (о Варшавском еврействе за 2,5 года войны). Начавшаяся депортация из Варшавы положила конец работе архива и всей общественной подпольной деятельности.
     Первые сведения о депортациях и убийствах появились в 1942 году. "Онег шабат" начинает выпускать информационные брошюры. По заданию руководства подполья в гетто готовятся для международной общественности разные материалы: о лагере смерти в Хелмно (март 1942 г.), об акции в Люблине (апрель 1942 г.), о положении еврейского населения в условиях гитлеровской оккупации (июль 1942 г.), первое подробное описание начального этапа истребления варшавских евреев и др.
     С июля 1942 года началась депортация евреев Варшавы (22 июля). Как сохранить драгоценные материалы архива? Об этом позаботилась небольшая группа людей, поддерживавших архив. Были спрятаны вырезки подпольной прессы, подборки писем, документы политических организаций и боевой еврейской организации.
     Рингельблюм с несколькими помощниками укрылся в тайнике на "арийской стороне" города, где продолжал описание и документирование событий. Историк Имануэль Рингельблюм оставался верен своему призванию до трагической гибели его, семьи и помощников. 7 марта 1944 года немцы обнаружили бункер, где скрывался Имануэль Рингельблюм, его жена, малолетний сын и группа других евреев - все были казнены.
     После войны на территории Варшавского гетто случайно были обнаружены две части спрятанного архива "Онег шабат". Третью часть, где был важный материал об организации борющегося подполья, найти не удалось.
     Сохранившаяся часть архива "Онег шабат" - важнейший источник для понимания внутренней еврейской жизни периода оккупации, расцвета политического подполья гетто и вооруженной борьбы евреев Варшавы.
В Еврейском историческом музее Варшавы можно увидеть "... ржавые банки, набитые мелко исписанной пожелтевшей бумагой... их нашли под развалинами Варшавы". Это видел писатель Лев Славин в 60-х годах. Он пишет далее: "Доктор Рингельблюм в течение ряда лет вел ежедневные записи. Полнотой сведений, тщательностью описаний, обилием бытовых подробностей, да и просто интересными мыслями записки Рингельблюма превосходят известные дневники Анны Франк и Давида Рубиновича". (Лев Славин. "Портреты и записки", М., 1965, с.248).
     Дневник Анны Франк широко известен. А кто знаком с дневником Давида Рубиновича? Побывав в Иерусалиме, поинтересовались ли Вы, в честь кого названа улица Рингельблюма?

Составлено, в основном, по материалам курса
Открытого Университета Израиля
"Катастрофа европейского еврейства".

А.С.
Сайт создан в системе uCoz