КРАВ-МАГА – БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ ЕДИНОБОРСТВО
1–3 мая 2000
года на Зимнем стадионе в Санкт-Петербурге прошел V Международный фестиваль
боевых искусств “Свободная Россия”. На нем впервые в России состоялась
официальная презентация боевого искусства крав-мага.
Если термин
восточные единоборства уже давно вошел в лексикон нашего общества
и хорошо известен, а такие названия стилей и направлений боевых искусств,
как каратэ-до, ушу, айкидо, таэквондо и другие никому не в диковинку, то
словосочетание ближневосточные единоборства и тем более название
крав-мага вызовут, по меньшей мере, недоумение.
Однако,
по данным крупнейших специализированных журналов о боевых искусствах, именно
крав-мага уже более полутора лет является одним из самых популярных видов
прикладных единоборств не только на Ближнем Востоке, но и в других частях
света, например в Швеции, Бразилии, США, Канаде, Новой Зеландии и т. д.
Что же
представляет собой крав-мага?
На иврите
это словосочетание означает самооборону, рукопашный бой, боевое единоборство
– и такое название стиля полностью себя оправдывает! Крав-мага – это боевое
искусство Израиля, вид профессионально-прикладного единоборства, официально
стоящий на вооружении спецподразделений государства Израиль.
Крав-мага – достаточно
молодой вид современных боевых искусств, ровесник государства Израиль.
Однако процесс становления и развития этого направления единоборств начался
гораздо раньше.
Основателем стиля
был выходец из Венгрии Имре (Имай) Лихтенфельд. Он родился в
1910 году в Будапеште в еврейской семье среднего достатка. С детских лет
имея хорошие физические данные и поощряемый своим отцом, прошедшим обучение
у японских специалистов по джиу-джитсу, Имай активно занимался самыми разнообразными
видами спорта. Наилучших результатов он достиг в боксе, борьбе и гимнастике.
Лихтенфельд несколько раз становился чемпионом Европы по французской (ныне
греко-римской) борьбе и боксу, что было довольно необычно для того времени,
учитывая его еврейское происхождение. Кроме того, он регулярно занимался
под руководством своего отца, шлифуя разящие наповал приемы джиу-джитсу.
В 30-е годы,
с началом нацистского террора в Европе Имай Лихтенфельд и его товарищи
оказались в гуще трагической борьбы и отчаянных попыток сопротивления фашизму.
Имай неоднократно принимал участие в столкновениях с хорошо организованными
отрядами национал-социалистов, а также организовывал группы молодежи для
обеспечения обороны штаб-квартир еврейских организаций в Будапеште и Братиславе.
Несмотря на усиливавшийся
поток еврейской эмиграции в Палестину и США, Имай Лихтенфельд не спешил
покинуть Европу. Он оставался в Венгрии и Словакии вплоть до 1940 года,
когда в этих странах, уже оккупированных нацистской Германией, полным ходом
началась кампания по целенаправленному и планомерному уничтожению еврейского
населения.
В конце 1940
года Имай Лихтенфельд с небольшой группой товарищей буквально в последний
момент успел вскочить на пароход, отплывавший в Палестину. Речное судно
представляло собой ржавую посудину, неспособную к открытым морским переходам.
В Средиземном море, недалеко от побережья Малой Азии, оно потерпело крушение
и затонуло. Имай Лихтенфельд и четверо его друзей чудом спаслись в штормовой
шлюпке. Более трех дней и ночей они находились в открытом море без каких-либо
запасов воды и провианта, и лишь на четвертые сутки шлюпку подобрал британский
патрульный катер. К тому времени единственным выжившим после кораблекрушения
был Имай Лихтенфельд.
Англичане продержали
его несколько недель в лагере для военнопленных, так как все документы
Имая были утеряны. Наконец процедура идентификации его личности была пройдена,
но Лихтенфельду некуда было ехать. Он записался добровольцем в Британский
экспедиционный корпус и до конца второй мировой войны сражался в составе
спецподразделения, действовавшего в Северной Африке. Имай неоднократно
участвовал в рискованных операциях против нацистов, неизменно выходя победителем
в открытых рукопашных столкновениях. Именно в это время он начал активно
обучать сослуживцев своему боевому искусству.
К моменту окончания
Второй мировой войны Имай Лихтенфельд получил не только несколько ранений,
но и самые почетные боевые награды Британской империи, а главное – бесценный
опыт ведения рукопашных схваток и обучения бойцов спецподразделений навыкам
самообороны.
В 1945 году Имай
Лихтенфельд наконец-то оказался на территории Палестины. Очень быстро на
него обратили внимание руководители еврейских молодежных военизированных
организаций – таких, как “Хагана”, “Герут”
и некоторые другие.
Этим организациям в то время приходилось вести
ожесточенную борьбу за безопасность и целостность зоны еврейских поселений
в Палестине, поэтому такой специалист, как Имай Лихтенфельд, был для них
просто находкой.
Поначалу Имай вел довольно хаотичные занятия
с боевиками, демонстрируя и объясняя элементарные приемы самозащиты. Позднее
к нему придет понимание необходимости систематизации эмпирически созданного
им вида единоборства – тогда и появится термин “крав-мага”. Таким
образом, преподаваемый Лихтенфельдом стиль обретает имя, что уже само по
себе ко многому обязывает.
Первоочередной задачей, стоявшей перед новым
боевым искусством, было быстрейшее обучение различных контингентов наиболее
эффективным приемам и навыкам самообороны и рукопашного боя, поэтому необходимо
было выработать качественные методики ведения тренировочного процесса.
Девизом Имая Лихтенфельда стали слова: “Простота и эффективность”.
Прекрасно понимая, что вычурность движений
хороша лишь для показательных выступлений, Имай кропотливо подбирал только
такие технические действия, которые работали на все сто процентов в любой
ситуации и были доступны при обучении и применении каждому человеку, независимо
от его весо-ростовых и скоростно-силовых характеристик.
В отличие от хорошо знакомых нам дальневосточных
стилей единоборств, в которых, по мере продвижения адепта к вершине мастерства,
технический арсенал расширяется преимущественно за счет усложнения приемов
и их комбинаций, в созданной Имаем Лихтенфельдом системе крав-мага первостепенное
внимание уделяется простоте и доступности выполнения того или иного приема,
ставка делается прежде всего на скорость, силу и неожиданность проведения
приемов. Кроме того, большое значение придается тактико-техническим действиям.
Одни и те же приемы и связки отрабатываются до автоматизма с различными
партнерами, на разнообразных ландшафтах, в разное время суток, в различной
экипировке и т. д. Все это обеспечивает доведение навыка выполнения приемов
до автоматизма, позволяет вести бой с любым, в том числе самым неудобным
противником или группой противников.
Особое место в системе Имая Лихтенфельда занимает
работа против вооруженных противников, а также комбинированные действия
с оружием ближнего боя и холодным оружием. При этом могут использоваться
либо штатное оружие, либо вероятное оружие противника, либо просто предметы
повседневного обихода, то есть не оторванные от реалий сегодняшней жизни
причиндалы средневековых самураев, а настоящее оружие и предметы быта наших
дней.
Бойцы спецподразделений, обученные лично Имаем
Лихтенфельдом, с самой лучшей стороны зарекомендовали себя при выполнении
сложнейших заданий во время войн с Египтом и Сирией, при осуществлении
акций возмездия в отношении нацистских преступников, скрывавшихся в Европе
и Южной Америке, а также против террористов, захватывавших авиалайнеры
с израильскими туристами и устроивших террористический акт против олимпийской
команды Израиля в Мюнхене.
В 1972 году Имай ушел в отставку, но его неугомонное
сердце не смогло долго скучать. Прекрасно понимая, что Израиль находится
в перманентном состоянии войны и постоянной угрозы со стороны исламского
мира, Имай Лихтенфельд осознает все большую актуальность обучения мирных
граждан основам самообороны. В конце семидесятых он зарегистрировал гражданскую
национальную федерацию крав-мага, и это боевое искусство официально покинуло
сугубо ведомственные рамки и стало общенациональным достоянием.
Сегодня основам крав-мага в Израиле обучают
даже в начальных классах общеобразовательных школ. Занимаются по этой системе
и религиозно ориентированные евреи.
В техническом плане искусство крав-мага, безусловно,
близко и джиу-джитсу, и китайским направлениям циньна и шуайцзяо, и даже
претендующему на аутентичность советскому самбо (все они, образно говоря,
вышли из стен Шаолиньского монастыря). Однако, развиваясь в стране, граница
которой представляет из себя сплошную передовую линию, крав-мага впитала
в себя не только многовековой опыт своих дальневосточных прародителей,
но и обогатилась современным опытом повседневной антитеррористической борьбы.
В 1998 году, оставив после себя тысячи последователей,
вооружив государство Израиль настоящей системой профессионально-прикладного
единоборства, Имай Лихтенфельд умер в возрасте 78 лет.
Еще при жизни своего основателя искусство
крав-мага приобрело множество последователей разных национальностей во
многих странах мира. Несколько лет назад была создана Международная федерация
крав-мага, членами которой сегодня являются 26 государств.
В России еще остались евреи, но еще нет крав-мага,
по крайней мере, об этом направлении мало кто слышал, а если слышал – то
только краем уха.
Даже знаменитое на весь мир еврейское спортивное
общество “Маккаби”, мечтающее изменить в международном масштабе
имидж еврея как тщедушного шахматиста в очках на образ эдакого палестинского
казачка или играющего мускулами израильского витязя, развивает в большей
степени опять-таки дальневосточные виды единоборств, например дзюдо или
каратэ. О крав-мага здесь почти не упоминается. Это, в общем-то, и понятно,
ведь пока по крав-мага не проводится соревнований – существует только система
экзаменационных испытаний и международных аттестаций.
Думается, что интерес к описанному виду ближневосточного
единоборства под гордым именем крав-мага проявят и российские ценители
боевых искусств, причем независимо от их национальной и расовой принадлежности.
Насколько нам известно, работа над созданием Российской национальной федерацией
крав-мага уже ведется инициативным оргкомитетом. В скором времени для проведения
первого семинара к нам приедут ведущие специалисты по крав-мага из Израиля,
США, Канады, Швеции и Бразилии.
Станислав Лейкин,
Информационно-аналитический центр Винсента Лоу
Сайт создан в системе
uCoz