“Мы - русские, православные...”

     Пару месяцев назад один  молодой человек из Израиля, порядочный религиозный человек, учившийся в ешиве, приехал в один из крупных российских городов по делам и решил навестить проживающую там тетушку.  А у тетушки полный дом икон, и ходит она каждое воскресенье в православную церковь... И ведь, заметьте, эта тетушка - еврейка, и муж ее тоже еврей. Молодой человек, не привыкший к парадоксам нашей российской действительности,  пришел от этого в такой ужас, что вы и представить себе не можете... Он обратился к другим родственникам, проживающим в том же городе. Говорит: “Как же так? Как такое могло произойти? Вразумите же ее. Вы старше меня, может быть, она вас послушает...” И что же? Все родственники этой семьи (а их было там не так уж мало), послали  молодого израильтянина куда подальше. А один родственник сказал: “Смотри на вещи проще. Ну, ходит в церковь, ну и что? Пусть себе ходит... Я, правда,  в церковь не хожу, но на всякий случай крестился. И  ребенка своего тоже крестил...” Более того,  российские родственники стали смеяться над молодым человеком, обозвали его “фанатиком” и “ненормальным”. Эта история навела меня на печальные размышления...  Почему, спрашивается,  среди еврейской интеллигенции в нашей стране бытует мнение, что  в синагогу ходят только “ненормальные” евреи, а  “нормальные”  ходят в православную церковь? Ведь во всем цивилизованном мире, а не только в Израиле, и среди евреев, и среди неевреев принято считать, что для еврея вполне нормально ходить в синагогу и ... как бы это сказать помягче, не совсем нормально ходить в церковь. 
     На одном из  нью-йоркских  кладбищ есть могильная плита, под которой никто не похоронен. Человек, имя которого высечено на этой могильной плите, живет на другом конце Америки, и умирать, кажется, не собирается. Он - еврей, перешедший в христианство и ставший епископом одной из евангелических церквей. Но для родных и близких этот человек умер, как только отрекся от веры своих предков, и его родные поставили  на кладбище эту могильную плиту:  им было бы легче принять смерть этого человека, чем его отречение от еврейства... Да и в нашей стране еще в начале двадцатого века были такие могильные плиты на еврейских кладбищах, и вообще в России в те времена  на еврея, перешедшего в христианство, смотрели с презрением не только евреи, но и христиане. Что же происходит у нас сейчас?  Почему никто не возмущается?  Почему есть евреи, которые воспринимают  переход еврея в христианство как должное, а человека, который пытается возмутиться, называют “ненормальным”?  Почему,  как только по телевизору показывают в программе новостей  какую-нибудь московскую церковь, так там обязательно на переднем плане стоит  еврей (депутат  Государственной Думы, член правительства или деятель культуры и искусства) и осеняет себя крестным знамением?  Почему в Москве есть уже два или три православных прихода, в которых большинство составляют евреи?  Это что  - нормально? 
     Все понятно - быть православным модно. Причем началась эта “мода” еще  где-то в 70-е годы, когда власти это не особенно одобряли.  Но русская интеллигенция стремилась к православию, а евреи хотели быть “не хуже других” и шли туда же.  Опять же, иудаизм требует от человека каких-то усилий:  нужно учить иврит (а за преподавание иврита в  70-е годы сами помните, что бывало),  нужно соблюдать заповеди (а как хочется в субботу  за город поехать на пикник или в кино пойти,  да и ветчинки как не скушать)... А в русской православной церкви (особенно в ее советском варианте) ничего не нужно: пришел, поставил к иконе свечку и пошел дальше... Легко и просто... Нет, иудаизм - это не для интеллигенции... Да и, чего доброго, угодишь еще в тюрьму за “пропаганду сионизма”...  Если застукают в русской православной церкви, тоже хорошего мало, могут из партии исключить, а то и с работы уволить, но уж не посадят - это точно...
     А потом, начиная с конца 80-х годов,  сажать перестали, и вообще религиозным евреям в России стало жить попроще. Только вот евреи, считающие себя “русской интеллигенцией”,  все равно  предпочитают обходить синагогу стороной... Ну,  разве что стали приходить  туда за гуманитарной помощью... А в остальное время, “мы - русские, православные”.  
     Господа выкресты, неужели вы думаете, что русские вас за это оценят? Да они над вами только смеются за это. Помню,  еще в конце 80-х годов приходилось мне бывать в НИИ,  где работал один мой родственник. Был там один младший научный сотрудник, Ильей  Абрамовичем звали, так вот он все говорил: “Мы - русские, православные...” И что же?  Да над ним просто все смеялись - и русские, и евреи.  Не оценят вас русские, не оценят. Более того, если, не дай Б-г, дойдет дело до погромов,  не спасет вас ваше православие.  Они еще и  русских с нетипичной внешностью или с  нестандартными взглядами тоже прихватят,  а уж вас-то, выкрестов, и подавно...
     Несколько месяцев назад довелось мне брать интервью у некоего  Л. (он просил не называть его фамилию на страницах этой газеты).  Л. - один из  функционеров Русского Национального Единства... Бррр...  Не хотелось бы мне больше таких интервью, но раз уж довелось, никуда не денешься... Так вот, в числе прочего этот господин  сказал, что евреи захватили все ключевые посты в Русской Православной Церкви, что  Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский - еврей, что Патриарх Московский и Всея Руси - тоже еврей, и что  вообще там   “кругом одни евреи”...   Послушайте,  мало на нас всего вешают,  мало того, что  нам и Чернобыль приписали, и развал российской экономики,  и пес знает что еще,  так нас еще обвиняют в том, что мы захватили ключевые посты в Русской Православной Церкви... Вот так-то, господа выкресты,  вы  способствуете тому, что  нас, порядочных религиозных евреев,  обвиняют в том, что мы сделали Русскую Православную Церковь  “оплотом международного сионизма”... Ни больше, ни меньше...
Не мое это дело  - разбираться, кто в руководстве  Русской Православной Церкви действительно имеет еврейское происхождение, а кто нет, хотя думаю, что сведения, приведенные Л., мягко говоря, преувеличены.  Но все-таки  евреи в Русской Православной Церкви действительно есть, и даже среди духовенства.  И, что особенно прискорбно,  их число увеличивается.  Сейчас принадлежность к  Русской Православной Церкви - это как раньше партбилет, это престижно, это открывает перспективы для карьеры... А  религии своих предков многие представители интеллигенции по-прежнему предпочитают сторониться:  иврит учить лень,  заповеди соблюдать  не хочется (“Это же так старомодно!” - сказал мне недавно один знакомый).  Конечно, сейчас в моде  православие... Но,  переходя в  православие, вы предаете религию своих предков, вы предаете свой народ, народ, избранный Б-гом... И ради чего?  Ради каких-то сиюминутных выгод, ради того, чтобы отдать дань моде... 
     Русская Православная Церковь, как и подавляющее большинство современных  христианских церквей,   признает, что у евреев  свой собственный путь к спасению, и что, если еврей ведет праведную жизнь, то после смерти его душа не будет обречена на вечные муки в аду. Поэтому, как и подавляющее большинство  современных христианских церквей, Русская Православная Церковь не занимается миссионерской деятельностью среди евреев.  Таким образом, переход евреев  в православие - дело сугубо добровольное. Никто их не заставляет.  Никто им не угрожает ни муками ада в загробной жизни, ни  преследованиями в жизни земной... Так  зачем же, спрашивается, некоторые евреи так рвутся в православие? Ради моды и ради престижа... И только-то...
     Неужели  религия - это вопрос  моды и престижа?  Господа “русские православные”  евреи, задумайтесь об этом.

Г.ФРАДКИН
Сайт создан в системе uCoz