ЕВРЕЙСКИЙ ПРАВОЗАЩИТНИК АРКАДИЙ АВЕРЧЕНКО

     Среди заступников еврейского народа место Аркадия Аверченко - рядом с Золя и Короленко. Здесь нет никакого преувеличения роли писателя-сатирика и редактора журнала "Сатирикон" - "Новый Сатирикон" в деле борьбы с антисемитизмом. Если имена Золя и Короленко стали знаковыми в связи с громкими судебными процессами - "делом Дрейфуса" и "делом Бейлиса", то заслуга Аверченко - в повседневном противостоянии националистической политике царской России в отношении инородцев, и особенно евреев. Еврейская тема не сходила со страниц "Сатирикона", перу "короля улыбки" принадлежат десятки политически острых фельетонов, направленных против юдофобов, в защиту гражданских прав евреев.
     Стоило лидеру Союза русского народа депутату Госдумы Маркову-2 призвать с высокой трибуны к расправам с евреями, как Аверченко тут же откликнулся фельетоном "Тяжелое занятие". Издевательски живописует сатирик, как в мучительных потугах рождается эта мысль в его тупой деревянной голове. В фельетоне "Страшное издание" под влиянием чтения погромной газеты "Русское знамя" семья обывателя Расхлябина превращается в животных. Поскольку Семен Юшкевич, известный писатель, не имел права жительства в Петербурге, власти отказываются поставить ему памятник в столице после его смерти, потому что памятник тоже не имеет... права жительства в Петербурге - так смешно и остроумно обыграл Аверченко в фельетоне "Загвоздка" тему черты оседлости евреев.
     Поразительно, как "юморист чистой воды", так называли его современники, брал в руки ювеналов бич и больно стегал им мракобесов. Именно за свои фельетоны, а вовсе не за рассказы, где с добрым юмором, необидно говорилось о национальных чертах и быте евреев, заслужил он ненависть черносотенцев, которые окрестили его "жидовствующим писателем". Впрочем, хула врагов звучит как лучшая похвала.
     Журнал "Сатирикон", выходивший с 1908 по 1918 год (его запретили большевики за контрреволюционную направленность), отличался от множества других юмористических изданий тех лет своей социальной физиономией: здесь бескомпромиссно высмеивали власть предержащих и ее опору - черносотенцев. Мракобесы объясняли такую позицию тем, что в журнале свили гнездо писатели и журналисты с еврейскими корнями - В. Азов, О. Дымов и другие. Между тем чистокровные русские - А. Аверченко, А. Бухов, Тэффи и другие - давали антисемитам куда более яростный отпор.
     В традициях сатириконцев было выпускать специальные тематические номера, один из которых - № 47 за 1909 год - был полностью посвящен еврейскому вопросу в России. Он убедительно и ярко высветил весь спектр проблем, связанных с народом, вынужденным жить в черте оседлости, лишенным всех гражданских прав. Они нашли свое отражение в фельетонах, рассказах, стихах, карикатурах, анекдотах, авторами которых были А. Аверченко, Саша Черный, О.Л. Д'0р, О. Дымов, а также карикатуристы А. Радаков, Ре Ми и др.
     "Гвоздем" номера стал фельетон Аверченко "Еврейская кровь". Сатирик в буквальном смысле слова раздевает издателя черносотенной и мракобесной газеты "Новое время" А. С. Суворина, где окопались самые злые силы реакционной журналистики. И здесь в самый раз вспомнить характеристику, данную этому изданию и ее фельетонисту антисемиту Меньшикову известным писателем В. Дорошевичем: он сравнивал "Новое время" с иудиным деревом, на котором повешен Меньшиков. О том, что он собой представляет, лучше всего говорит анекдот из "Сатирикона": якобы на похоронах этого пасквилянта, когда прозвучало традиционное пожелание: "Пусть земля ему будет пухом", покойный радостно воскликнул: "Только из еврейских перин". Так была проведена параллель между Меньшиковым и погромщиками, которым почему-то нравилось вспарывать в еврейских домах перины и любоваться, как летает по воздуху пух. У убийц тоже свои причуды...
     Истолкование О.Л. Д'Ором "Краткой истории евреев", помещенной в том же специальном номере, действительно отличалось лапидарностью и состояло из двух слов: "Евреев били..." Били во все исторические эпохи - в Древнем Риме, в средневековье, в наше время.
     Как известно, евреям, за исключением ремесленников, лиц с высшим образованием и купцов первой гильдии, запрещалось жить без особого разрешения в столичных городах. В связи с этим журнал поместил анекдот: "Нет ли у вас, - спрашивает еврей у продавца книжного магазина, - книги Дарвина “Происхождение вида на жительство”?".
     Специальный еврейский номер не был эпизодом в жизни "Сатирикона". В последующее время сатириконцы не раз и не два возвращались к этой злободневной теме, а в 1911 году освистали мракобесов, затеявших провокационный процесс по делу Бейлиса. Тематический номер, посвященный этой позорной странице российской юстиции, был запрещен цензурой. Тем не менее сатириконцы ухитрились разместить в следующих номерах все материалы по делу Бейлиса, и опять же самым острым был фельетон А. Аверченко о ритуальном ограблении... кассы.
     Из обширного наследия сатириконцев, посвященного еврейской теме, мной отобрано 33 рассказа и фельетона, раскрывающих борьбу лучших представителей российской интеллигенции за гражданские права и свободы еврейского народа. По аналогии с книгой А. Аверченко "Дюжина ножей в революции" этот сборник назван "Еврейское счастье или 33 ножа в спину антисемитизму" - писатель одинаково ненавидел как большевиков, так и юдофобов, и считал, что с ними надо разговаривать на понятном им языке. Когда в России безнаказанно ведется шовинистическая пропаганда так называемыми патриотическими изданиями, публично оскорбляется национальное достоинство евреев, возрождается фашизм в лице баркашовцев, взрываются синагоги и оскверняются еврейские кладбища - такое название книги правомочно и отвечает духу времени.
     Остается издать книгу. Кто поможет реализовать это благое дело и поставит свое имя рядом с именем Аверченко?
Р.СОКОЛОВСКИЙ
Сайт создан в системе uCoz