ЗАЧЕМ НАМ ИГРАТЬ "ГАМЛЕТА"?,

или ФАРШИРОВАННАЯ РЫБА С ГАРНИРОМ

     В мае в Питере в Театре Эстрады прошли гастроли московского Еврейского театра "Шалом". Интересно, посещают ли московско-питерские интеллектуалы и театральные снобы представления этого коллектива, изо всех сил стремящегося оживить уходящую традицию еврейских песен, плясок и прибамбасов? А если и остались те, кто помнит легендарные спектакли михоэлсовского ГОСЕТа, то вряд ли они всерьез будут сравнивать эти два театра. Да и главный признак еврейского театра - язык - сохраняется лишь в песенном жанре, навевая ностальгические воспоминания о наших пра- (а то и прапра-) бабушках и прадедушках, живших когда-то в местечках и по-русски говоривших в исключительных случаях, да и то с анекдотическим акцентом. Однако еврейская публика крупных городов, устав от своих пенсионных бдений и разного рода бизнес-планов, все-таки иногда с удовольствием норовит приобщиться к чему-нибудь родному, домашнему, еврейскому… И, надо сказать, принимает на ура.
     По этому поводу предлагаем вам интервью, взятое журналисткой Мариной Белкиной у художественного руководителя театра "Шалом" Александра Левенбука ("Радионяню" еще помните? Вот там-то и берет свое начало еврейский театр.)

     - Вы приезжали к нам год назад. Отличаются ли чем-то нынешние гастроли? Возможно, у вас новый репертуар?
     - Отличаются немножко. Во-первых, мы никогда так быстро не возвращались в  Санкт-Петербург. А тут соскучились и решили приехать. Мы привезли только один спектакль, который полностью повторяет наши прежние гастроли - это "Шлимазл" по Илье Эренбургу с группой "Фаршированная рыба". А все остальное - это новое: спектакль "Четыре чемодана в Шереметьево-2" по Эдуарду Тополю, "Еврейское застолье" - концертное песенно-танцевальное шоу нашего артиста Евгения Валевича, "Свечи в цветах" - тоже песенное шоу двух заслуженных артисток Ирины Климовой и Татьяны Карасик. И - то, что мы привозили в прошлый раз, но со значительными изменениями - это вечер еврейской песни, танца и юмора под общим названием "Фаршированная рыба с гарниром".
     - Изменилась ли как-то публика, на ваш взгляд?
     - Нет. То, что мы знаем про нашу публику, то и сохраняется. Это образованная, тонкая, думающая публика, немного максималистская. То есть если нравится на пять, они примут на пять с плюсом. Но если им хочется поставить оценку 4, то они могут реагировать на 3. Это очень точный барометр для театра. И потом, когда столько десятилетий не было театра, то привычка ходить на концерт еврейской песни еще в какой-то степени сохранилась, на театральные спектакли - меньше. Должен пройти определенный период, надо поверить или не поверить (это зависит от того, как мы будем работать) - в то, что спектакль - это интересно. Потому что у подавляющего большинства еврейских театров в мире, к сожалению, это очень скучно. Поэтому эти театры в плачевном состоянии, что мы видели на фестивалях.
     - Вы много гастролируете? Как вас принимают?
     - Ну, не много, но мы можем позволить себе такую роскошь, к счастью.
     - Например, в Израиле как вас принимают?
     - В Израиле мы были три раза за 12 лет. Хорошо принимают. Так же, как в Америке. Может быть, даже чуть горячее, потому что, в любом случае, это весточка с родины.
     - Расскажите немного о ваших звездах.
     - Вы знаете, еврейский театр, в определенном смысле, - удовольствие и, вместе с тем, самопожертвование. Поэтому молодая способная актриса должна знать, что она никогда не сыграет Офелию.
     - Никогда?
     - Нет, конечно. Зачем нам играть "Гамлета", когда его могут сыграть замечательные русские театры. Мы играем еврейскую драматургию, которой, кстати, большой дефицит. Мы единственный практически профессиональный еврейский театр в России, но если актеру это дело по душе, то он получает двойное удовольствие, чувствуя, как зритель откликается. Все наши актеры с высшим театральным образованием. И, кроме того, нам кажется, мы себе так льстим, что они определенное образование у нас получают в процессе работы. У нас все-таки очень много танцев, очень много пластики в спектаклях. Мы драматический театр, но у нас есть люди, поющие всерьез. А сейчас мы готовим "Блуждающие звезды", и к нам пришли двое солистов из мюзикла "Метро". У нас и свои есть, но мы всегда делаем два состава, а то и три, чтобы люди могли быть свободны, когда им нужно. У нас вообще достаточно демократичная дисциплина. Меня никто не боится, и я этим горжусь.

Марина Белкина
Рис. Бориса Крейна, Рыбинск
         и Юлии Сахаровой
 
Сайт создан в системе uCoz