О ДРАКАХ, ОБ ОБИДАХ, ОБ УГРОЗАХ:

НОЖИ И КАМНИ ИЗРАИЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Не так давно в израильских газетах появилась целая серия публикаций о высоком уровне насилия в местных школах. Связаны они были с произошедшими буквально на одной неделе и закончившимися трагически вооруженными драками школьников.
     И вот стали известны результаты национального исследования уровня насилия в израильских школах. В 1998 - 1999 учебном году было проведено два опроса: 16 000 учеников 4 - 11 классов из 240 школ страны, а также 200 директоров и более 1500 учителей тех же школ.
     Результаты показали, что в израильских школах уровень насилия весьма высок. Речь идет о физическом насилии – драках, угрозах причинить физические увечья, хулиганстве, а также о словесных оскорблениях – ругательствах, унижениях, обидах.
     Значительная доля опрошенных арабских и еврейских школьников сказали, что видели кого-то из своих одноклассников с ножом, при этом процент арабских школьников, которым угрожали ножом в школе, существенно превышает процент евреев, подвергшихся аналогичным угрозам. С другой стороны, уровень менее жестокого насилия (оскорбления, толкания-пихания) очень высок и затрагивает все возрасты, все религиозные и этнические группы.
     Исследование показало, что около трети учащихся начальных и средних классов признали насилие “большой” или “очень большой” проблемой в их школах, с этим мнением согласна только четверть учащихся старшей школы. Положение в арабских школах хуже, чем в еврейских. Однако директора и учителя не разделяют оценку школьников: только очень небольшая часть опрошенных согласилась с тем, что насилие представляет серьезную проблему в школах. И ни один директор не оценил ее как очень серьезную.
     Около 80% учащихся начальных и средних классов, а также две трети старшеклассников ответили, что они подвергались насилию в течение месяца, предшествовавшего опросу. И примерно две трети первых и половина вторых сообщили, что кто-то из одноклассников издевался над ними, оскорблял или унижал их за этот период.
     Случаи физического насилия более часты среди младших школьников. Около 60% учащихся начальной школы, половина учащихся средней школы и треть старшеклассников сказали, что их хватали или толкали, по меньшей мере, один раз за предопросный месяц.
     Учащихся младших классов чаще бьют кулаками или ногами, бросают в них камнями или другими предметами. Также больше малышей, чем учащихся средней и старшей школ, ответили, что подвергались словесным угрозам со стороны других школьников.
     Исследователи выяснили, что около 10% учащихся средних и старших классов приносили в школу оружие (огнестрельное, холодное, дубинки и тому подобное) за месяц, предшествующий опросу. Причем арабские школьники вдвое чаще, чем еврейские, этим оружием пользовались.
     Сравнение ответов школьников, представляющих разные секторы израильского общества, наглядно показало различие доминирующих там типов насилия. Среди арабских школьников всех возрастов существенно больше случаев вымогательств с угрозами, больше случаев угроз с применением холодного оружия, преднамеренного нанесения порезов ножами или другими острыми предметами, они чаще видели огнестрельное оружие у своих одноклассников. А вот среди еврейских школьников больше драк, оскорблений, издевательств, унижений.
     В общей сложности 16% учащихся младших классов, 10% - средних классов и 5% - старших классов пропустили хотя бы один день за месяц, предшествующий опросу, из-за страха подвергнуться насилию либо в школе, либо по дороге из дома в школу и обратно. И опять, более часты подобные случаи среди арабских, нежели среди еврейских детей.
     Около 13% малышей, 11% учащихся средних классов и 8% старшеклассников сказали, что кто-то из школьного персонала намеренно хватал или дергал их.
     Около 45% старшеклассников сказали, что случаи вандализма в их школах происходят довольно часто, с этим согласились 20% учителей и 5% директоров.
     Между школами существует огромная разница, много самых разных, подчас неожиданных характеристик влияют на уровень насилия в них. Еще предстоит научиться различать формы насилия в школах с различными характеристиками. Только тогда можно будет найти подходящие для каждого конкретного коллектива способы изменить сложившуюся там атмосферу.
Наталия Зубкова,
JTA
Сайт создан в системе uCoz