B публикациях некоторых авторов, пишущих сегодня
о белом движении, последнее выглядит девственно "белым", почти невинным
по сравнению с кроваво-красным, большевистским. Меняются оценки, утвердившиеся
в тенденциозной советской историографии, причем и новые оценки не менее
тенденциозны. В действительности же были красный и белый террор. Результатом
того и другого стали невосполнимые людские потери и неимоверные бедствия
российского еврейства, пережившего трагедию, сопоставимую с хмельнитчиной
в XVII веке и превзойденную лишь в период Холокоста. Евреи занимали заметное
место в русском революционном движении. Они входили во все партии - от
крайне левых (анархистов и большевиков) до находившихся на крайнем правом
фланге кадетов, поэтому говорить о какой-то единой "еврейской" политике
нет оснований. Среди 300 главных революционных политических деятелей начала
XX века было 53 еврея, из них лишь 16 стали активными участниками Октябрьского
переворота, а 37 отнеслись к нему отрицательно. Однако в сознании русского
обывателя - от люмпена до интеллигента - роль евреев в революции представлялась
еще большей, чем она была на самом деле, что вызвало всплеск и без того
сильных в стране антисемитских настроений.
Нарастание антисемитизма среди городского
населения отметил Максим Горький. В своей газете "Новая жизнь", в цикле
"Несвоевременные мысли" (который скрывался от читателя более 70 лет), он
писал летом 1917 года: "Антисемитизм жив и понемножку, осторожно снова
поднимает свою гнусную голову..." Захватив власть в октябре рокового для
России 1917 года, большевики не допускали открытого проявления антисемитизма,
по крайней мере, погромов. Но они также замалчивали эксцессы на территории,
занятой белыми, чтобы не давать аргументов тем, кто рассматривал большевистский
режим как служащий "еврейским" интересам.
Изначально и в белом движении не было открытых
проявлений антисемитизма. Евреи даже служили в Добровольческой армии. Однако
зимой 1918-1919 года произошел буквально взрыв ненависти к евреям. Во-первых,
красный террор, объявленный декретом Совнаркома от 5 сентября 1918 года,
многие связывали с евреями - не только по той роли, которую они играли
в ЧК, особенно в ее провинциальных отделах, но и потому, что сами они реже
становились жертвами "карающего меча революции". Во-вторых, противники
большевиков рассматривали Ленина и его окружение как ставленников Германии
и считали, что с уходом германских войск ленинский режим падет. Но большевики
устояли, а жизнь народа стала еще тяжелее, что, конечно, без всякого основания
приписывалось "еврейскому господству". Наконец, с евреями связывали, злодейскую
акцию по истреблению императорской семьи, хотя в действительности окончательное
решение об этой акции принимали не евреи.
Когда Белая армия вступила на территорию
Украины, все слои населения были настроены антисемитски. Армию, по свидетельству
Деникина, буквально натравливали на "предателей-евреев". Деникин пытался,
но не смог остановить увольнения немногочисленных офицеров-евреев по требованию
русских, которые отказывались служить под их началом. В 1919 году в контролируемых
белыми районах евреев стали устранять и с гражданских должностей. Боясь
прослыть юдофилом, Деникин отклонял любые предложения о смягчении этой
политики, например совет В.А.Маклакова, последнего российского посла в
Париже (блестящего адвоката, защищавшего в свое время Менделя Бейлиса),
о включении в деникинскую администрацию хотя бы одного еврея "в качестве
символа".
Антиеврейские эксцессы начались в 1918 году,
при гетмане Скоропадском, еще в условиях немецкой оккупации. Первый крупный
погром произошел в январе 1918 года в г. Овруче на Волыни, его вдохновителем
был атаман Кожур-Журка, сподвижник Петлюры.
(Украина, 1919 год) |
Давид ТАРАСЮК