БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

(Еврейские погромы в годы Гражданской войны в России)

     B публикациях некоторых авторов, пишущих сегодня о белом движении, последнее выглядит девственно "белым", почти невинным по сравнению с кроваво-красным, большевистским. Меняются оценки, утвердившиеся в тенденциозной советской историографии, причем и новые оценки не менее тенденциозны. В действительности же были красный и белый террор. Результатом того и другого стали невосполнимые людские потери и неимоверные бедствия российского еврейства, пережившего трагедию, сопоставимую с хмельнитчиной в XVII веке и превзойденную лишь в период Холокоста. Евреи занимали заметное место в русском революционном движении. Они входили во все партии - от крайне левых (анархистов и большевиков) до находившихся на крайнем правом фланге кадетов, поэтому говорить о какой-то единой "еврейской" политике нет оснований. Среди 300 главных революционных политических деятелей начала XX века было 53 еврея, из них лишь 16 стали активными участниками Октябрьского переворота, а 37 отнеслись к нему отрицательно. Однако в сознании русского обывателя - от люмпена до интеллигента - роль евреев в революции представлялась еще большей, чем она была на самом деле, что вызвало всплеск и без того сильных в стране антисемитских настроений.
     Нарастание антисемитизма среди городского населения отметил Максим Горький. В своей газете "Новая жизнь", в цикле "Несвоевременные мысли" (который скрывался от читателя более 70 лет), он писал летом 1917 года: "Антисемитизм жив и понемножку, осторожно снова поднимает свою гнусную голову..." Захватив власть в октябре рокового для России 1917 года, большевики не допускали открытого проявления антисемитизма, по крайней мере, погромов. Но они также замалчивали эксцессы на территории, занятой белыми, чтобы не давать аргументов тем, кто рассматривал большевистский режим как служащий "еврейским" интересам.
     Изначально и в белом движении не было открытых проявлений антисемитизма. Евреи даже служили в Добровольческой армии. Однако зимой 1918-1919 года произошел буквально взрыв ненависти к евреям. Во-первых, красный террор, объявленный декретом Совнаркома от 5 сентября 1918 года, многие связывали с евреями - не только по той роли, которую они играли в ЧК, особенно в ее провинциальных отделах, но и потому, что сами они реже становились жертвами "карающего меча революции". Во-вторых, противники большевиков рассматривали Ленина и его окружение как ставленников Германии и считали, что с уходом германских войск ленинский режим падет. Но большевики устояли, а жизнь народа стала еще тяжелее, что, конечно, без всякого основания приписывалось "еврейскому господству". Наконец, с евреями связывали, злодейскую акцию по истреблению императорской семьи, хотя в действительности окончательное решение об этой акции принимали не евреи.
      Когда Белая армия вступила на территорию Украины, все слои населения были настроены антисемитски. Армию, по свидетельству Деникина, буквально натравливали на "предателей-евреев". Деникин пытался, но не смог остановить увольнения немногочисленных офицеров-евреев по требованию русских, которые отказывались служить под их началом. В 1919 году в контролируемых белыми районах евреев стали устранять и с гражданских должностей. Боясь прослыть юдофилом, Деникин отклонял любые предложения о смягчении этой политики, например совет В.А.Маклакова, последнего российского посла в Париже (блестящего адвоката, защищавшего в свое время Менделя Бейлиса), о включении в деникинскую администрацию хотя бы одного еврея "в качестве символа".
     Антиеврейские эксцессы начались в 1918 году, при гетмане Скоропадском, еще в условиях немецкой оккупации. Первый крупный погром произошел в январе 1918 года в г. Овруче на Волыни, его вдохновителем был атаман Кожур-Журка, сподвижник Петлюры.
Евреи, пережившие погром в Словечно
(Украина, 1919 год)
 
     Затем последовали погромы в Проскурове, Фелштине, Бердичеве и Житомире. В 1919 году было два пика погромов: в мае и в августе - сентябре. Белая армия причастна лишь ко второму, а до того устроителями погромов были части Петлюры и банды других атаманов.
     По поводу личной виновности Петлюры, части которого осуществили большинство погромов, мнения историков расходятся. Известно, что в июне 1919 года им был издан приказ о запрещении антисемитской пропаганды. Но он не всегда контролировал свои войска и их командиров, для которых антибольшевизм отождествлялся с антисемитизмом. Ставленник Ленина на Украине Антонов-Овсеенко в донесении правительству среди причин неприятия украинцами советского режима отметил их ненависть к евреям, в которых видели агентов правительства "москалей".
     Весной 1919 года жесточайший еврейский погром устроили в Елизаветграде люди атамана Григорьева: грабежи, изнасилования и убийства продолжались три дня. В своем "универсале" Григорьев обрушился на "горбоносых комиссаров" и призвал своих "братьев" грабить Одессу - с большим еврейским населением - до тех пор, пока оно не станет маленьким.
     Всего во время Гражданской войны в России было 1,236 случаев антиеврейских насилий, из которых 887 классифицируются как погромы, а остальные - как эксцессы, то есть акции, которые не сопровождались насилием в массовом масштабе. Из общего числа погромов 493, или 40 процентов, совершили петлюровцы, 307 (25 процентов) - банды атаманов Григорьева, Махно, Зеленого и других, 213 (17 процентов) - части армии Деникина, 106 (8,5 процента) - части Красной армии.
     Относительно последних авторы исторических работ десятилетиями хранили молчание. А между тем известно, что 10 мая 1918 года частями Красной армии был устроен погром в Новгороде-Северском. Описание жутких сцен погрома в Одессе 2 мая 1919 года мы находим в "Окаянных днях" И.А.Бунина. Д.Волкогонов отмечает, что, когда во время польской авантюры 1920 года ("советско-польская война") части Первой конной армии покатились назад, они на своем пути устраивали погром, безжалостно грабили и уничтожали еврейское население.
     А на сообщения об этих безобразиях Ленин отреагировал лаконично и равнодушно: "В архив".
     Общее число погибших в погромах не поддается точному определению. Приводимые в различных источниках цифры колеблются между 50 и 200 тысячами. Следует отметить, что ни Ленин, если не считать выступления по радио 2 апреля 1919 года против антисемитизма в общей форме, ни Деникин еврейские погромы публично не осудили. Лишь глава Православной церкви патриарх Тихон в обращении к верующим 21 июля 1919 года назвал насилия против евреев бесчестными, а их зачинщиков - преступниками. Многие "духовные пастыри", однако, не вняли призыву патриарха и проявляли самое активное, иногда подстрекательское участие в погромах.
     И для белых, и для красных, и для зеленых евреи неизменно оставались нежеланными, ненавистными, виновными во всех бедах. Без вины виноватыми.

Давид ТАРАСЮК

Сайт создан в системе uCoz