КИЕВСКИЙ ТРИУМФ

МЕНДЕЛЯ МАРАНЦА

     Фестиваль творческих коллективов гилелей СНГ в Киеве прошел еще совсем недавно, и в памяти еще так ярки события, переживания, встречи… Хочется рассказать обо всем сразу, да так, чтобы пережить это еще раз. Но я попробую рассказать обо всем по порядку.
     Приехали мы в Киев 25 июня в 17.45. Все счастливые, полные надежд, вырвавшиеся из питерского холода и предвкушающие встречи со старыми и новыми друзьями. Правда через тридцать минут ожидания на вокзале обещанного автобуса наша радость слегка поутихла (ведь никто не знал, куда мы должны ехать дальше). Но еще пятнадцать минут волнения и вот уже наши киевские друзья помогают нам погрузить вещи в автобус, а еще через пятнадцать мы уже входим в зал киевского дома художников, где и будет ближайшие четыре вечера проходить фестиваль.
    В зале много знакомых лиц, еще больше незнакомых, но все очень рады видеть друг друга.
    В 19.15 началось торжественное открытие фестиваля. Все организаторы поднимались на сцену и приветствовали участников. Они очень надеялись на молодых ребят, сидящих в зале, ведь этот фестиваль проводился впервые, и шли к нему 3 года, и от всех нас зависело будущее фестиваля. Конечно все переживали. Видимо от волнения на первом вечере забыли представить участников фестиваля, оставив за нами право знакомиться друг с другом.
     Фестиваль открыли ребята театральной студии киевского “Гилеля”. Они показали спектакль “Рахиль, моя овечка”. А после спектакля – жаркие обсуждения в холле, а потом в автобусе. В пансионат “Свитанок” нас привезли уже к полуночи. Уставшие, голодные, но вдохновленные мы никак не могли угомониться, только приняли душ, бросили вещи и ринулись репетировать (нам же скоро выступать). Самые упорные из нас повторяли сложные сцены до четырех утра.
     Утро 26-го было сказочным: нас будило пение птиц и жаркое солнце, в воздухе какой-то непередаваемый запах. А у нас целый день свободный (мы выступаем только завтра). Ну конечно все бегут на пляж! Почему бы и нет, если есть время? В 12.00 у нас репетиция, а после обеда мы едем в Киев смотреть программы Харькова и Тбилиси.
     В зале, конечно, были не все (ведь по программе фестиваля каждая делегация должна кроме выступления в Киеве показать свою программу в одном из городов Украины), но принимали артистов очень тепло, и это заслужено, клезмерский ансамбль Харькова можно слушать бесконечно, а как танцевали ребята из Тбилиси, трудно рассказать.
     Вечером на дискотеке была возможность ближе познакомиться с ребятами. В качестве подарка питерской группе тбилисский коллектив показал свой национальный танец (нам было очень приятно).
     А 27-го с утра нас ждет Чернигов. В дороге мы морально готовимся к выступлению. Кто отсыпается, кто учит слова. С нами ехала замечательная девушка из Киева – Юля, она была нашим гидом. Она рассказывала нам о людях, которые ждут нас в Чернигове. Когда нас привезли на центральную площадь города к оперному театру, мы не сразу поняли, в чем дело. Оказалось, что именно в этом зале мы будем выступать. И, как не странно, зал на 700 мест был полон. И как тепло зал принимал питерских артистов. Как чутко реагировал на все фразы героев, которые даже дома не вызывали у зрителей такой реакции. Мы играли с полной отдачей, но конечно волнения было не скрыть. Нам дали почувствовать себя настоящими артистами. Нам аплодировали стоя, подарили море цветов, после спектакля дети – самые восторженные зрители – брали автографы у новых звезд. Прямо в автобус к нам зашел журналист и сделал открытую рецензию нашей работе, а, когда автобус отъезжал, нас провожали самые горячие поклонники.
     Конечно волонтеры “Хэсэда” устроили нам банкет после выступления. Как же могло обойтись без этого, тем более в таком уютном и теплом месте, как Чернигов. И за столом опять много теплых слов. Я думаю, мы еще долго будем вспоминать этих чудных людей и прекрасный город. До пансионата мы добрались ужасно уставшими, но довольными.
     А 28-го самый ответственный для нас день. Мы выступаем в Киеве, да еще и закрываем фестиваль. Конечно, с самого утра мы уже в зале, все нужно успеть: приготовить костюмы и сцену и себя настроить. С нами вместе репетирует Ульяновск (они выступают перед нами), это добавляет волнения. Мы очень переживаем, ведь Киев – не Чернигов, и в зале сидят наши соперники и критики.
     Но вот начало второго отделения, наш выход. Как это всегда бывает – микрофон за сценой не срабатывает, и мы начинаем танцевать без объявления, это добавляет волнения, но дальше, кажется, все пошло спокойно. Суеты за сценой почти нет, мы уже чувствуем себя спокойно (это же не в первый раз). Все успевают переодеться и вовремя выходить на сцену, зал реагирует отлично.
     И снова зал аплодирует стоя, в гримерке идут разговоры, что это лучшее из того, что было на фестивале. Еще более приятно, что наш главный герой, наш Мендель – Саша Юдин победил в номинации “Герой фестиваля”. А потом награждения, общая экскурсия по городу, торжественный ужин. Но самое интересное только начинается.
     Мы нашей группой собрались в холле, чтобы поздравить друг друга с удачным окончанием фестиваля. Вскоре к нам присоединился танцевальный коллектив из Казани, потом клезмерский ансамбль из Харькова, потом поющая группа из Ульяновска, танцующая группа из Тбилиси. И у нас начался новый фестиваль, но уже без соревнования, каждый делал все, что хотел. Это было здорово. Жаль, что мы так подружились только в последнюю ночь.
     А на утро мы уже собираем вещи, последний раз купаемся в реке и едем гулять по Киеву. Но и здесь мы встретили почти все группы, они тоже гуляли по Крещатику в ожидании своего поезда.
     Мне кажется, самое важное, что мы стали одной семьей. Нам грустно, что все закончилось – а это хорошо. И конечно мы будем готовиться к следующему фестивалю.
Ольга ДРУЖУК
 

     Режиссер мюзикла “Лехаим, Мендель”, заслуженный артист России Александр Левит любезно рассказал о своей работе и актерах.
     - Александр Николаевич, почему именно мюзикл?
     - Ну, во-первых такой материал замечательный, музыка прекрасная. Давно я знаю эту пьесу. Это пьеса Рацера – моего очень хорошего товарища. Она была поставлена еще в театре “Симха” Вениамина Ефимовича Баснера. И вот мы вспомнили этот спектакль, мне казалось, что он очень ложится на наш коллектив. Эта пьеса, эта комедия, эта музыка – замечательная музыка. И мы решили его поставить. Для наших ребят это школа. После “Заколдованного портного” это шаг вперед, и очень значительный. Ребята на нем выросли. Это и педагогический материал для нас, и хороший ролевой для них. Это и пластика, там они поют. Это развивает их вкус и расширяет внутренний мир. Вообще, для актера водевиль, мюзикл тем более – очень благодатный материал. И зритель очень любит такие вот спектакли.
     - Какие режиссерские находки вы использовали?
     - Главная режиссерская находка, мне кажется, раскрыть наших ребят. Мы ведь не режиссеры, мы педагоги. Главное – это развить у них сценическое чувство любви к этому материалу, к этой форме, к этому жанру. Мы старались, чтобы это их обогатило творчески. Вообще, музыкальный спектакль раскрепощает актеров, он развивает их диапазон, и мы стремимся к этому. Он раскрывает их, развивает музыкальные и танцевальные способности. Мы раскрыли многих актеров. Они родились в этом спектакле. Мы их не знали. Например, Оля Румянцева прекрасно раскрылась здесь. Замечательная, я могу сказать, с большой буквы артистка. Она работает почти профессионально, как в театре. Также Юля Сахарова и Саша Юдин, Саша Гальперин и Миша Жуков.
     - А трудно было работать с непрофессиональными актерами?
     - Ну, всякое бывает. Сложно конечно. Но потом, когда они через все это прошли, через этот большой труд, и они сами, и зрители получили удовольствие от их игры, от того, что они делали на сцене.
     - Могла бы на ваш взгляд эта пьеса идти на профессиональной сцене?
     - Об этом трудно говорить. Ведь это не актеры еще, это все-таки любители. А для любителей это просто прекрасно. Но некоторые выходят на профессиональный уровень, как Румянцева.
     - Ваши профессиональные коллеги смотрели этот спектакль? Какие были оценки?
     - Хорошие.
     - Среди участников постановки у вас есть любимчики?
     - Знаете, я не хочу никого выделять. Кто-то лучше. Сегодня одни любимчики, завтра, через год-два – другие своим трудом, своим развитием достигают вершин. Они к этому и будут стремиться, для них это эталон, маяк.
     - Что вы планируете сделать на будущий год?
     - Мы сейчас составляем сценарий по произведениям замечательной писательницы (она сейчас в Израиле, а вообще она отсюда) – Дины Рубиной. В основе этого спектакля лежат ее повести “Вот идет миссия” и “Наш китайский бизнес”. Наше условное название – “Диалоги”. Это про наших русских евреев, которые живут в Израиле. Сейчас начинаем над этим работать, а когда будет готово, не знаю.

Беседовала Наталия ИСАЕВА
 

     О чем же этот мюзикл, так понравившийся зрителям? Об этом говорят исполнители главных ролей:

     Александр Юдин (Мендель):
     Это спектакль о судьбе человека еврейской национальности, который эмигрировал с Украины в Америку. И остается в душе одним и тем же персонажем на протяжении всего спектакля, то есть в начале он бедный, потом внезапно богатеет, а в конце – снова бедный. Но соль в том, что от этого не меняется его внутренний мир. Вот я и пытался это отразить.

     Александр Гальперин (Оскар):
     Это спектакль о людях, попавших в Америку в 20-е годы. Наверное, еще о каждом из нас отчасти, потому что, во-первых, мы не профессиональные актеры, во-вторых, даже профессиональные актеры играют где-то себя. Поэтому, если абстрагироваться от темы, о какой-то нашей сущности, которая может быть кому-то и не видна у некоторых, а может и видна. О каких-то потайных местах нашей души.

     Ольга Румянцева (Сарра):
     Наш спектакль близок людям идиш-поколения. О жизни. На самом деле название этого мюзикла “Еврейское счастье”. О еврейском счастье, которое вот вроде бы есть, и вот тут же все рушится, все теряется… Это жизнь. Это слезы. Это дети. Это любовь. В основном, конечно, именно дети, как их жизнь отражается на жизни родителей. Жизнь – вот все, что есть, только все это комично выстроено.

     Всеволод Жаков (Мильтон):
     О бедной еврейской жизни, о том, как нелегко живется подчас евреям, и о том, как они могут порой быть находчивы и предприимчивы.

     Михаил Жуков (Бернард):
     В целом о жизни, причем он с такой претензией на нравоучение. И это делает его похожим на какие-то традиционные еврейские сюжеты, потому что все еврейские сказки обязательно с каким-то нравоучением, с какой-то историей – как нужно жить. Тут с одной стороны вроде бы обыкновенная жизнь, с другой – попытка научить людей, как жить лучше.

     Педагог театра-студии “Гилеля” Лариса Шаповалова:
     Работа, которую мы показали “Лехаим, Мендель” для нас явилась очередной. Она не приурочена специально к фестивалю, но, как оказалось, была лучшей и по тематике и по качеству ее исполнения студентами нашей театральной студии. Безусловно, часть успеха – это великолепная музыка Вениамина Баснера. Несмотря на то, что ребята по природе своей музыкальны в разной степени, они смогли выполнить поставленные перед ними задачи, потому что работа предшествовала серьезная и трудная, несмотря на “легкий жанр”.

Директор "Гилеля" Михаил ЛЕВИН
Редактор полосы Наталия ИСАЕВА
Наш адрес: СПб, Б.Сампсоньевский, 45 (3-й этаж)
Телефон: (812) 327-10-13
E-mail: hillel@spb.cityline.ru
Интернет: http://www.hillelnet.org
Сайт создан в системе uCoz