КИЕВСКИЙ ТРИУМФ
МЕНДЕЛЯ МАРАНЦА
Фестиваль творческих коллективов гилелей СНГ в
Киеве прошел еще совсем недавно, и в памяти еще так ярки события, переживания,
встречи… Хочется рассказать обо всем сразу, да так, чтобы пережить это
еще раз. Но я попробую рассказать обо всем по порядку.
Приехали мы в Киев 25 июня в 17.45. Все счастливые,
полные надежд, вырвавшиеся из питерского холода и предвкушающие встречи
со старыми и новыми друзьями. Правда через тридцать минут ожидания на вокзале
обещанного автобуса наша радость слегка поутихла (ведь никто не знал, куда
мы должны ехать дальше). Но еще пятнадцать минут волнения и вот уже наши
киевские друзья помогают нам погрузить вещи в автобус, а еще через пятнадцать
мы уже входим в зал киевского дома художников, где и будет ближайшие четыре
вечера проходить фестиваль.
В зале много знакомых лиц, еще больше незнакомых,
но все очень рады видеть друг друга.
В 19.15 началось торжественное открытие фестиваля.
Все организаторы поднимались на сцену и приветствовали участников. Они
очень надеялись на молодых ребят, сидящих в зале, ведь этот фестиваль проводился
впервые, и шли к нему 3 года, и от всех нас зависело будущее фестиваля.
Конечно все переживали. Видимо от волнения на первом вечере забыли представить
участников фестиваля, оставив за нами право знакомиться друг с другом.
Фестиваль открыли ребята театральной студии
киевского “Гилеля”. Они показали спектакль “Рахиль, моя овечка”. А после
спектакля – жаркие обсуждения в холле, а потом в автобусе. В пансионат
“Свитанок” нас привезли уже к полуночи. Уставшие, голодные, но вдохновленные
мы никак не могли угомониться, только приняли душ, бросили вещи и ринулись
репетировать (нам же скоро выступать). Самые упорные из нас повторяли сложные
сцены до четырех утра.
Утро 26-го было сказочным: нас будило пение
птиц и жаркое солнце, в воздухе какой-то непередаваемый запах. А у нас
целый день свободный (мы выступаем только завтра). Ну конечно все бегут
на пляж! Почему бы и нет, если есть время? В 12.00 у нас репетиция, а после
обеда мы едем в Киев смотреть программы Харькова и Тбилиси.
В зале, конечно, были не все (ведь по программе
фестиваля каждая делегация должна кроме выступления в Киеве показать свою
программу в одном из городов Украины), но принимали артистов очень тепло,
и это заслужено, клезмерский ансамбль Харькова можно слушать бесконечно,
а как танцевали ребята из Тбилиси, трудно рассказать.
Вечером на дискотеке была возможность ближе
познакомиться с ребятами. В качестве подарка питерской группе тбилисский
коллектив показал свой национальный танец (нам было очень приятно).
А 27-го с утра нас ждет Чернигов. В дороге
мы морально готовимся к выступлению. Кто отсыпается, кто учит слова. С
нами ехала замечательная девушка из Киева – Юля, она была нашим гидом.
Она рассказывала нам о людях, которые ждут нас в Чернигове. Когда нас привезли
на центральную площадь города к оперному театру, мы не сразу поняли, в
чем дело. Оказалось, что именно в этом зале мы будем выступать. И, как
не странно, зал на 700 мест был полон. И как тепло зал принимал питерских
артистов. Как чутко реагировал на все фразы героев, которые даже дома не
вызывали у зрителей такой реакции. Мы играли с полной отдачей, но конечно
волнения было не скрыть. Нам дали почувствовать себя настоящими артистами.
Нам аплодировали стоя, подарили море цветов, после спектакля дети – самые
восторженные зрители – брали автографы у новых звезд. Прямо в автобус к
нам зашел журналист и сделал открытую рецензию нашей работе, а, когда автобус
отъезжал, нас провожали самые горячие поклонники.
Конечно волонтеры “Хэсэда” устроили нам банкет
после выступления. Как же могло обойтись без этого, тем более в таком уютном
и теплом месте, как Чернигов. И за столом опять много теплых слов. Я думаю,
мы еще долго будем вспоминать этих чудных людей и прекрасный город. До
пансионата мы добрались ужасно уставшими, но довольными.
А 28-го самый ответственный для нас день.
Мы выступаем в Киеве, да еще и закрываем фестиваль. Конечно, с самого утра
мы уже в зале, все нужно успеть: приготовить костюмы и сцену и себя настроить.
С нами вместе репетирует Ульяновск (они выступают перед нами), это добавляет
волнения. Мы очень переживаем, ведь Киев – не Чернигов, и в зале сидят
наши соперники и критики.
Но вот начало второго отделения, наш выход.
Как это всегда бывает – микрофон за сценой не срабатывает, и мы начинаем
танцевать без объявления, это добавляет волнения, но дальше, кажется, все
пошло спокойно. Суеты за сценой почти нет, мы уже чувствуем себя спокойно
(это же не в первый раз). Все успевают переодеться и вовремя выходить на
сцену, зал реагирует отлично.
И снова зал аплодирует стоя, в гримерке идут
разговоры, что это лучшее из того, что было на фестивале. Еще более приятно,
что наш главный герой, наш Мендель – Саша Юдин победил в номинации “Герой
фестиваля”. А потом награждения, общая экскурсия по городу, торжественный
ужин. Но самое интересное только начинается.
Мы нашей группой собрались в холле, чтобы
поздравить друг друга с удачным окончанием фестиваля. Вскоре к нам присоединился
танцевальный коллектив из Казани, потом клезмерский ансамбль из Харькова,
потом поющая группа из Ульяновска, танцующая группа из Тбилиси. И у нас
начался новый фестиваль, но уже без соревнования, каждый делал все, что
хотел. Это было здорово. Жаль, что мы так подружились только в последнюю
ночь.
А на утро мы уже собираем вещи, последний
раз купаемся в реке и едем гулять по Киеву. Но и здесь мы встретили почти
все группы, они тоже гуляли по Крещатику в ожидании своего поезда.
Мне кажется, самое важное, что мы стали одной
семьей. Нам грустно, что все закончилось – а это хорошо. И конечно мы будем
готовиться к следующему фестивалю.
Ольга ДРУЖУК
Режиссер мюзикла “Лехаим, Мендель”, заслуженный
артист России Александр Левит любезно рассказал о своей работе и
актерах.
- Александр Николаевич, почему именно мюзикл?
- Ну, во-первых такой материал замечательный,
музыка прекрасная. Давно я знаю эту пьесу. Это пьеса Рацера – моего очень
хорошего товарища. Она была поставлена еще в театре “Симха” Вениамина Ефимовича
Баснера. И вот мы вспомнили этот спектакль, мне казалось, что он очень
ложится на наш коллектив. Эта пьеса, эта комедия, эта музыка – замечательная
музыка. И мы решили его поставить. Для наших ребят это школа. После “Заколдованного
портного” это шаг вперед, и очень значительный. Ребята на нем выросли.
Это и педагогический материал для нас, и хороший ролевой для них. Это и
пластика, там они поют. Это развивает их вкус и расширяет внутренний мир.
Вообще, для актера водевиль, мюзикл тем более – очень благодатный материал.
И зритель очень любит такие вот спектакли.
- Какие режиссерские находки вы использовали?
- Главная режиссерская находка, мне кажется,
раскрыть наших ребят. Мы ведь не режиссеры, мы педагоги. Главное – это
развить у них сценическое чувство любви к этому материалу, к этой форме,
к этому жанру. Мы старались, чтобы это их обогатило творчески. Вообще,
музыкальный спектакль раскрепощает актеров, он развивает их диапазон, и
мы стремимся к этому. Он раскрывает их, развивает музыкальные и танцевальные
способности. Мы раскрыли многих актеров. Они родились в этом спектакле.
Мы их не знали. Например, Оля Румянцева прекрасно раскрылась здесь. Замечательная,
я могу сказать, с большой буквы артистка. Она работает почти профессионально,
как в театре. Также Юля Сахарова и Саша Юдин, Саша Гальперин и Миша Жуков.
- А трудно было работать с непрофессиональными
актерами?
- Ну, всякое бывает. Сложно конечно. Но потом,
когда они через все это прошли, через этот большой труд, и они сами, и
зрители получили удовольствие от их игры, от того, что они делали на сцене.
- Могла бы на ваш взгляд эта пьеса идти
на профессиональной сцене?
- Об этом трудно говорить. Ведь это не актеры
еще, это все-таки любители. А для любителей это просто прекрасно. Но некоторые
выходят на профессиональный уровень, как Румянцева.
- Ваши профессиональные коллеги смотрели
этот спектакль? Какие были оценки?
- Хорошие.
- Среди участников постановки у вас есть
любимчики?
- Знаете, я не хочу никого выделять. Кто-то
лучше. Сегодня одни любимчики, завтра, через год-два – другие своим трудом,
своим развитием достигают вершин. Они к этому и будут стремиться, для них
это эталон, маяк.
- Что вы планируете сделать на будущий
год?
- Мы сейчас составляем сценарий по произведениям
замечательной писательницы (она сейчас в Израиле, а вообще она отсюда)
– Дины Рубиной. В основе этого спектакля лежат ее повести “Вот идет миссия”
и “Наш китайский бизнес”. Наше условное название – “Диалоги”. Это про наших
русских евреев, которые живут в Израиле. Сейчас начинаем над этим работать,
а когда будет готово, не знаю.
Беседовала Наталия ИСАЕВА
О чем же этот мюзикл, так понравившийся
зрителям? Об этом говорят исполнители главных ролей:
Александр Юдин (Мендель):
Это спектакль о судьбе человека еврейской
национальности, который эмигрировал с Украины в Америку. И остается в душе
одним и тем же персонажем на протяжении всего спектакля, то есть в начале
он бедный, потом внезапно богатеет, а в конце – снова бедный. Но соль в
том, что от этого не меняется его внутренний мир. Вот я и пытался это отразить.
Александр Гальперин (Оскар):
Это спектакль о людях, попавших в Америку
в 20-е годы. Наверное, еще о каждом из нас отчасти, потому что, во-первых,
мы не профессиональные актеры, во-вторых, даже профессиональные актеры
играют где-то себя. Поэтому, если абстрагироваться от темы, о какой-то
нашей сущности, которая может быть кому-то и не видна у некоторых, а может
и видна. О каких-то потайных местах нашей души.
Ольга Румянцева (Сарра):
Наш спектакль близок людям идиш-поколения.
О жизни. На самом деле название этого мюзикла “Еврейское счастье”. О еврейском
счастье, которое вот вроде бы есть, и вот тут же все рушится, все теряется…
Это жизнь. Это слезы. Это дети. Это любовь. В основном, конечно, именно
дети, как их жизнь отражается на жизни родителей. Жизнь – вот все, что
есть, только все это комично выстроено.
Всеволод Жаков (Мильтон):
О бедной еврейской жизни, о том, как нелегко
живется подчас евреям, и о том, как они могут порой быть находчивы и предприимчивы.
Михаил Жуков (Бернард):
В целом о жизни, причем он с такой претензией
на нравоучение. И это делает его похожим на какие-то традиционные еврейские
сюжеты, потому что все еврейские сказки обязательно с каким-то нравоучением,
с какой-то историей – как нужно жить. Тут с одной стороны вроде бы обыкновенная
жизнь, с другой – попытка научить людей, как жить лучше.
Педагог театра-студии “Гилеля” Лариса Шаповалова:
Работа, которую мы показали “Лехаим, Мендель”
для нас явилась очередной. Она не приурочена специально к фестивалю, но,
как оказалось, была лучшей и по тематике и по качеству ее исполнения студентами
нашей театральной студии. Безусловно, часть успеха – это великолепная музыка
Вениамина Баснера. Несмотря на то, что ребята по природе своей музыкальны
в разной степени, они смогли выполнить поставленные перед ними задачи,
потому что работа предшествовала серьезная и трудная, несмотря на “легкий
жанр”.
Директор "Гилеля" Михаил ЛЕВИН
Редактор полосы Наталия ИСАЕВА
Наш адрес: СПб, Б.Сампсоньевский, 45 (3-й этаж)
Телефон: (812) 327-10-13
E-mail: hillel@spb.cityline.ru
Интернет: http://www.hillelnet.org
Сайт создан в системе
uCoz