Раввин Адин ШТЕЙНЗАЛЬЦ

НАЧАТЬ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО

     Одна из претензий, которые постоянно и повсеместно предъявляют евреям: с какой это стати вы считаете себя избранным народом? Понятно, что такое притязание не может не раздражать, однако занятно то, что раздражение сплошь и рядом вызвано тем, что окружающие нас народы подозревают, что это правда.

     За что уважать себя...

     В связи с этим я хочу рассказать давнюю историю об одном еврее, который предпочитал читать антисемитскую прессу. Он объяснял это так: "Когда я открываю еврейскую газету, что я в ней нахожу? Что в таком-то городе евреи никуда не годятся, там погром, здесь невозможно заработать себе на хлеб, а в этом местечке одни только беды и несчастья. Как вам это нравится? А что я узнаю из антисемитской газеты? Что евреи владеют всеми банками, захватили власть над миром, подчинили себе все армии и руководят всеми делами. Когда я читаю все это, я таки начинаю себя уважать".
     Эта история очень характерна. Сегодня происходит ровно то же самое, что и сто лет назад. Складывается парадоксальная ситуация: у антисемитов о евреях более высокое мнение, чем у евреев о самих себе, вера антисемитов в евреев превосходит нашу веру в самих себя. Одна из наших главных проблем сегодня: научиться по-иному смотреть на самих себя, научиться видеть в своем еврействе нечто позитивное и без помощи антисемитских газет.
     Содержание, которое вкладывает наша традиция в понятие "избранности", совпадает с представлением, которое сложилось у многих мыслителей, занимавшихся социологией, историей и философией, причем это представление сложилось у них совершенно независимо от иудаизма. Суть аристократизма - не в правах, а в свободно принятых на себя обязанностях. Именно таким образом обстоят дела с нашей избранностью.
     Принадлежность к еврейскому народу не является чем-то, что дает какие-то привилегии: например, богатство или власть - напротив, оно возлагает на евреев дополнительные обязательства. Однако эти обязательства обладают реальностью лишь в мире еврейской жизни и культуры, которые практически утрачены в России.

     Урок Авраама
     В отличие от таких свойств, как цвет глаз и волос или длина и форма носа, ни образованность, ни мудрость генетически, увы, не передаются - поколение детей получает это от предшествующих поколений с помощью механизма культурной преемственности - разумеется, только в том случае, когда этот механизм отлажен и исправно функционирует. Однако когда он ломается, преемственность прерывается, и от культуры и мудрости народа не остается ничего, кроме смутных воспоминаний и неясных образов, которые почти невозможно наполнить реальным содержанием. К сожалению, именно это произошло в России.
     Но возможно ли в принципе восстановление культурной преемственности, когда процесс ассимиляции зашел столь далеко? В сущности, в природе каждого человека заложена возможность начать все заново, каковы бы ни были его жизненные обстоятельства. Поэтому ответ на этот вопрос коренится в национальной воле каждого еврея.
     В Торе рассказывается, что прародитель нашего народа — Авраам — сделал себе обрезание в возрасте 99 лет. Это при всем при том (и об этом также говорится в Торе), что обрезание следует делать на восьмой день после рождения. Возникает естественный вопрос: если это так важно, почему Аврааму пришлось ждать обрезания почти до столетнего возраста?
     Наши мудрецы отвечают на этот вопрос так: Авраам хотел объяснить своим потомкам нечто очень существенное - он преподал урок, который сохраняет свою актуальность и сегодня, то есть спустя почти четыре тысячи лет, прошедших с того времени. Урок этот состоит, в частности, в том, что и в девяносто девять лет не поздно ступить на тот путь, который другие начинают на восьмой день своей жизни.

     Игра стоит свеч
     Таким образом, Авраам продемонстрировал, что начинать в принципе никогда не поздно. Во всяком случае, седина для этого помехой уж никак не является. В каком возрасте еврейский ребенок в России выучивает русский алфавит? В шесть лет? В семь? Так почему бы ему не заняться еврейским алфавитом, когда ему минет семьдесят шесть, раз уж это не сложилось у него в детстве и юности? Важно лишь понять, что игра стоит свеч. Но для этого необходимо сначала осознать, что он часть еврейского народа и для него это имеет значение даже в том случае, если он сохранил самое смутное понимание того, в чем, собственно говоря, выражается его принадлежность к еврейству.
     Существует еврейское пожелание жить до ста двадцати. По правде говоря, шансы дожить до этого возраста не слишком велики, и получается это нельзя сказать, что у многих. Если так, то каков смысл этого пожелания? Может быть, это просто метафора долголетия?
     Ответ состоит в том, что именно на сто двадцать лет человек должен планировать свою жизнь. В этом есть важная педагогическая идея. Ведь если человек предполагает прожить не больше восьмидесяти, а ему уже за семьдесят, он может сказать: мне осталось не так уж много - что я могу успеть, стоит ли понапрасну напрягаться? Однако если человек рассчитывает на сто двадцать лет, у него впереди полвека, а за это время вполне можно сделать полноценную новую карьеру.

     Чем раньше
     Пока человек жив, он может учиться, и он может что-нибудь для этого предпринять - по крайней мере, это даст ему возможность осознать, чего он стоит. Это вовсе не означает, что этого не следует делать смолоду. Напротив, чем раньше человек начинает учиться, тем лучше, но там где нет общественного стимула (а в России это именно так), сделать это бывает совсем непросто. Юношей интересуют девушки, девушек - юноши, до поры до времени они поглощены соблазнами юности. Однако приходит день, когда человек становится уже не столь прыток, и ему уже пора браться за ум и подумать о действительно серьезных вещах.
     Я все время размышляю о том, что, коль скоро весь мир считает, что мы самые лучшие, то, может быть, уже наступило время на самом деле начать как-то оправдывать эти ожидания?
 

"Лимудим" - программа изучения еврейских источников

     Если вы хотите приобщиться к сокровищнице иудаизма, больше узнать о еврейской культуре и лучше понимать ее особенности, обращайтесь к нам - программа "Лимудим" в увлекательной и доступной форме поможет вам сделать первые шаги.
     Присоединившись к "Лимудим", вы получите необходимые материалы для самостоятельного освоения программы. А именно: классические еврейские источники (с русским переводом), статьи, методические рекомендации, а также анкеты, позволяющие проверить уровень знаний и закрепить пройденный материал. Курс разработан в двух вариантах: для взрослых и для школьников.
     Адрес для предложений, получения информации о деятельности института и отсылки материалов:
     109240. Москва, а/я №44
     Тел/факс: (095) 9150409; 9153165
     E-mail: lamed@glasnet.ru

     Эта публикация стала возможной благодаря поддержке Института изучения иудаизма под руководством раввина А.Штейнзальца.

Сайт создан в системе uCoz