МИФЫ И ФАКТЫ ДВУХТЫСЯЧНОГО ГОДА

(или почему в сегодняшнем России кое-кому снова невыгодно быть евреем)
     В I960 году американский историк Алан М.Тигей, сотрудник Института ближневосточных исследований, опубликовал в Вашингтоне книгу "Мифы и факты I960 года. Краткая история арабо-израильского конфликта". В ней он последовательно и аргументировано, один за другим, разоблачил около сотни заведомо ложных постулатов, навязанных мировому общественному мнению арабскими и советскими пропагандистами, - от утверждения о том, что большинство земель в Палестине в середине двадцатого века якобы принадлежала арабским землевладельцам, до отрицания факта извечного антисемитизма арабов, существовавшем задолго до возникновения Государства Израиль...
     Но двадцать второго июня нынешнего года в авторской передаче "Собрание заблуждений", показанной по Общественному российскому телевидению (OPT) в самое "смотрибельное" вечернее время тележурналист Александр Гордон, решил реанимировать два, пожалуй, самых нелепых мифа, активно раздуваемых в последнее время арафатовской пропагандой и составляющих, в принципе, единое целое: 1) арабы, живущие сегодня в Стране Израиля, являются единственными коренными жителями этой земли, находившиеся здесь "безвыездно" со времен патриарха Авраама; 2) евреи, приезжающие в Израиль со всего мира и, прежде всего, из бывшего Советского Союза, не имеют никакого отношения к их предкам, населявшим Иерусалим, Хеврон и Шхем три тысячи лет назад. К сожалению, ироничный и самоуверенный г-н Гордон легко заглотил голый крючок очередной антиизраильской и антисемитской "утки", изготовленной по классическому принципу геббельсовской пропаганды: чтобы в ложь поверили, она должна быть достаточно большой.
     Израильский публицист и издатель Шмуэль Кац в своей книге "Земля раздора" констатирует: "Арабские варианты истории, версии о связях арабов и евреев с Эрец-Исраэль разнообразны. Часто их приноравливают к вкусам и суевериям той массы, к которой обращаются. И это не просто фальсификация: арабские историки отбрасывают известные и доказанные факты и без тени сомнения искажают картину события, известного общественности и совершившегося всего год назад, заменяя ее абсолютной фантазией.
     Вот в общих чертах одна из таких версий: Эрец-Исраэль всегда была родиной арабов, даже до арабско-мусульманского вторжения в седьмом веке. Арабы были исконными жителями страны и ее правителями.
     Ханаанеяне были на самом деле арабами. Филистимляне также были арабами. Аморреи были арабами. Евреи правили страной в течение восьмидесяти лет в период царей Давида и Соломона, затем они исчезли и с течением времени были поглощены арабской нацией".
     К этому можно добавить сообщения об активной деятельности арабского религиозного совета ВАКФа по уничтожению уникальных археологических свидетельств еврейского присутствия на Храмовой горе в процессе нынешнего гигантского по размаху строительства мусульманских культовых сооружений. Как говорится, вранье - враньем, а от ненужных улик лучше своевременно избавиться, благо нынешнее израильское правительство не против...
     Итак, арабами-"палестинцами" могут быть все, кто подревнее - ханаанеи, филистимляне, аморреи. Евреями - все, кто "помоложе" - например, хазары, появившиеся на исторической арене не ранее седьмого века новой эры. История Хазарского каганата, просуществовавшего до середина десятого века н.э. настолько сложна и противоречива, что любые попытки установить прямую связь между несколькими этническими группами, полностью или частично принявшими иудаизм, и современными европейскими евреями, - по меньшей мере, спорны. Выдавать эту теорию, поддержанную единичными представителями научного мира и популяризированной писателем А.Кестлером в книге "Тринадцатое колено", в качестве доказанного исторического факта, как это делает А.Гордон, по меньшей мере, не серьезно.
     В большой и обстоятельной статье "Хазары", опубликованной в девятом томе "Краткой еврейской энциклопедии " (Иерусалим. I999 г.) и содержащей все современные данные по "хазарскому вопросу", говорится: "Точные масштабы распространения хазарского прозелитизма неизвестны. Помимо военачальника, который был инициатором обращения, избранного затем царем, иудеями стали хазарский каган, а также все этнические хазары. Известно, что часть аланов приняла иудаизм... Стоявшие у власти хазары-иудеи составляли значительное меньшинство в пестром этнорелигиозном мире Юго-Восточной Европы".
     Крайняя скудность надежных документальных источников, относящихся к хазарскому периоду, усугубляется резкой противоречивостью свидетельств об одних и тех же событиях, изложенных иудейскими, мусульманскими и христианскими авторами. Эту закономерность остроумно подметил и использовал в своей творческой работе серб Милорад Павич, автор художественно-исторического романа-лексикона "Хазарский словарь". В соответствии с вариантами толкования, это произведение разделено на "Красную", "Зеленую" и "Желтую" книги. Практически все общие термины, включая само слово "хазары", христианские, мусульманские и иудейские источники трактуют по-разному.
     Французские ученые Жан-Кристоф Аттиас, (сотрудник Национального центра научных исследований) и Эстер Бенбасса (преподаватель новой и новейшей истории еврейского народа в парижском университете Сорбонна) выпустили в 1997 году в популярном издательстве "Лярус"' энциклопедический словарь "Еврейская цивилизация", где в статье "Хазары", в частности, подчеркнуто: "Принявшие иудейскую веру хазары, несомненно, исповедовали иудаизм, соблюдая, однако, обряды, несколько отличающиеся от общепринятых в иудейской религии. Тюркоязычные караимы, проживающие в Крыму и в Польше, заявляют о своем родстве с хазарами, а некоторые авторы даже ищут в истории этого народа истоки происхождения польского иудаизма, что, однако, не подтверждается никакими достоверными источниками".
     Впрочем, отсутствие достоверных источников не смущает Александра Гордона. Он совершенно серьезно готов утверждать, что миллионы ашкеназийских евреев, в течение многих сотен лет населяющие Европу, и, частично, ставшие, в конце восемнадцатого века, подданными российской короны, являются никем иными, как потомками "неразумных хазаров", которых с успехом громили русские и не только русские князья около тысячи лет назад. Г-ну Гордону вряд ли неизвестны исторические факты, свидетельствующие о том, что первые еврейские общины появились на территории Германии (по-еврейски - "земля Ашкеназ") уже в начале новой эры, когда еврейские купцы и предприниматели осваивали вслед за римскими легионами берега Рейна. Даже в самых смелых выводах "хазаролюбов" нельзя найти никаких претензий на то, что тюркоязычные хазарские иудеи когда-либо проникали в Европу дальше Польши или Венгрии, да и то, в крайне незначительных количествах. Малочисленные караимские общины, исповедующие "нетрадиционный иудаизм" - это максимум, что от них могло остаться. Именно из Германии в эпоху крестовых походов (XI - XIII в.) большое количество немецких евреев ("ашкеназов") двинулись на восток и обосновались в Польше, где местные евреи говорили: на немецко-еврейском языке ("идише"). В семнадцатом-восемнадцатом веках ашкеназийские евреи начали принимать фамилии, отражающие либо их профессию, либо те города в Германии или Польше, где жили их предки - Ландау, Слуцкий, Дубнов...
     Вряд ли, повторяю, об этом не знал г-н Гордон, чья фамилия и внешность мало соответствуют облику круглогового тюркского кочевника, когда-то принявшего иудаизм. И, тем не менее, он решил пойти по скользкому пути откровенной исторической фальсификации. Причина, на мой взгляд, проста. Сейчас в России снова непрестижно быть евреем. Разборки Гусинского с Березовским – хозяином ОРТ и наиболее вероятным заказчиком скандальней программы А.Гордона, сомнительные манипуляции молодого члена кремлевской семьи, избранного в Государственную Думу от Чукотского автономного округа, и, наконец, безобразное кривляние собирательной "тети Сони", являющейся, якобы, воплощением еврейского национального характера, не могли, не оказать отрицательного воздействия на имидж еврея в современной России. И вот, самые "предусмотрительные" из них уже засуетились. Прием простой, как и прежде: "Ребята, да мы же и не евреи вовсе... В крайнем случае, хазары. Древний такой, загадочный народ, всегда готовый подчиниться вещему русскому Олегу"... В общем, все по Балаганову: "Я же только спросил, который час!"
     Ой, напрасно это, братцы. Уже два года назад неофашисты демонстрировали на своих сборищах плакаты: "Хазары, вон из России". Уж лучше, и правда, записаться в чукчи, г-н Гордон, и заодно - переквалифицироваться в управдомы...
Александр ЭТГАР
Сайт создан в системе uCoz