Колонка комментатора

     Нет, Иерусалим, - конечно же, символ. На протяжении без малого двух тысяч лет галута изо дня в день каждый еврей, где бы он ни жил, каждый раз, благословляя насытивший его хлеб, произносил “Бе шана абаа бе-Иерушалаим” - “В будущем году - в Иерусалиме”. Разумеется, далекий Иерусалим был символом, залогом и обещанием неизбежного возвращения на историческую родину, символом и залогом возрождения там еврейского государства. Кому-то может показаться странным, но таким символом он был и остается для всех евреев. Для тех, кто миллионнократно повторял: “В будущем году...” и для тех, кто, как автор этой статьи, знал об этой традиции только из книг. Две тысячи лет он был символом и залогом того, что эти чаяния сбудутся.
     Разве можно отрицать духовную связь Иерусалима и с христианским миром? Здесь, в столице еврейского государства, зародилась вторая монотеистическая религия. Здесь произошли многие события, описанные в священных для христиан книгах.
     Неоспоримо и духовное значение Иерусалима для мусульман. И ислам - третья монотеистическая религия - связан с Иерусалимом хотя бы тем, что в основе его лежит все тот же иудаизм. Было бы странно, если бы в Иерусалиме не было мусульманских святынь - мечетей. Возведенных, между прочим, на Храмовой горе, где дважды был построен и дважды был разрушен первый Храм единому Б-гу. Ему, кому, вслед за иудеями, молятся сегодня и христиане, и мусульмане.
     Однако Иерусалим не только символ - он реальный город. И не просто город - столица Государства Израиль. Если быть точным, исторической столицей он оставался всегда. Пятьдесят лет назад он вновь стал юридической столицей Государства Израиль.
     И это справедливо: вернулось на свое историческое место государство, и занял свое законное место Иерусалим. Можно утверждать, Иерусалим ждал своего часа. Ждал две тысячи лет и за это время не был ничьей столицей. Как не было здесь никакого другого государства. Нельзя же всерьез говорить как о государственном образовании о государстве крестоносцев: это было государство без народа, что-то вроде военного поселения, просуществовавшего так недолго, что мало кто вообще о нем помнит.
     Спор о символах ведется на уровне эмоций. Хотя, с моей точки зрения, спор этот попросту нелеп: каким образом можно убедить оппонентов, что твой символ важнее или главнее? О символах пора перестать спорить. Нужно просто чтить свои и уважать чужие.
     По этой причине меня очень огорчило высказывание Иоанна-Павла Второго. Он предложил вернуться к постыдному решению Генеральной Ассамблеи ООН отдать Иерусалим под международное управление. Якобы только в этом случае будет обеспечена свобода отправления религиозных обрядов верующими всех религий и конфессий.
     Я назвал решение ООН постыдным потому, что оно лишало возрожденное еврейское государство законной исторической столицы, и было продиктовано откровенным желанием, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Иными словами, чтобы провозглашенное на бумаге еврейское государство так и осталось на бумаге. Когда же эти чаяния не сбылись, ООН приняла другое решение, приравнявшее сионизм к нацизму. Предложение Иоанна-Павла Второго столь же оскорбительно для Государства Израиль, как и упомянутое постановление ООН.
Иерусалим.  Фото М.Хейфеца

     С той поры, как Иерусалим вновь стал юридической столицей Государства Израиль, прошло тридцать три года. И все это время в Иерусалиме свободно функционируют все храмы всех религий и конфессий. Паломники и молящиеся не испытывают никаких ограничений. Разве что евреи не имеют доступа на Храмовую гору. Но, полагаю, не это обстоятельство обеспокоило понтифика. Да еще в благодарность за радушный прием паломники из Ливии, выступая по израильскому радио, заявили, что Израиль должен быть уничтожен.
     Полагаю, предложение Папы Римского не стоит даже обсуждать: слишком много городов, в том числе столичных, придется отдать под международное управление, если следовать высказанному им принципу.
     Что до желания палестинцев устроить в Иерусалиме свою столицу, то оно понятно. Но неосуществимо. По той простой причине, что у них нет никаких прав на этот город. Как уже говорилось. Иерусалим никогда не был столицей никакого другого государства, кроме Государства Израиль. Если вести речь о палестинцах, то у них вообще никогда не было государства на территории, где они живут сегодня. Сейчас им предоставляется возможность создать такое государство. Впервые. Новое, с иголочки, государство должно получить и новую столицу. Ее нужно построить точно так же, как предстоит построить государство.
     К сожалению, в памяти палестинских лидеров сохранились воспоминания о давних временах, когда завоеватели, уничтожив или поработив побежденный народ, вместе с награбленным имуществом приобретали в “собственность” и завоеванную столицу. Повторить нечто подобное с Иерусалимом препятствуют некоторые обстоятельства. Во-первых, изменились времена. Во-вторых, палестинцы действительно попытались уничтожить только что возродившееся еврейское государство. Но попытка оказалась неудачной. Неудачными окажутся и все следующие попытки. Если они будут.
     Святыни, конечно, в новую столицу не перенесешь. Да это и не нужно. Святыни останутся на своих местах, и доступ к ним будет обеспечен беспрепятственный. Мало ли разных святынь находится в чужих столицах! Никому ведь не приходит в голову их делить. Столицы, разумеется, - святыни могут быть общими.
     На что действительно может согласиться Израиль - оказать помощь в строительстве новой столицы нового государства. Материальную и техническую помощь. И не нужно прижиматься к Иерусалиму. Своя столица вовсе не обязательно должна стоять вплотную к чужой. Даже лучше, если на некотором отдалении.

Яков ГОХБЕРГ
Сайт создан в системе uCoz