ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С КАЛЕНДАРЯ

     Люди быстро привыкают к достижениям цивилизации, к тому, что все их потребности удовлетворяются с помощью различных приспособлений: будильника, отопительной батареи, кондиционера, календаря и т.п. А задумываемся ли мы о том, как люди жили до того, как все это появилось в жизни человека? Например, как евреи обходились без календаря?
     В ранние годы нашей истории, во времена патриархов Авраама, Исаака и Иакова, евреи были пастухами. Солнце они считали своим лучшим другом, так как знали: без него на Земле будет темно и холодно. Их интересовала и Луна, бесконечно удивляли ее изменения. Они, конечно, не знали, что она светит не собственным светом, а отражает солнечный, и что все изменения Луны связаны с ее вращением вокруг Земли.
     О Луне была сложена легенда, изложенная в Талмуде: Г-сподь создал Луну равной по размеру Солнцу, но Луна не хотела делить свою славу с Солнцем и пожаловалась Б-гу. В наказание за гордыню он уменьшил ее до нынешних размеров. Но вскоре ему стало жаль ее, и он пообещал, что народ Израиля будет праздновать новолуние и свой календарь построит на основе ее изменений. Специальные люди наблюдали за ними и при первых признаках появления новой Луны на небе спешили доложить об этом Синедриону. Объявлялось наступление нового месяца, на вершине самого высокого холма разжигался костер. Увидев огонь, жители ближайшего города тотчас разжигали свой костер. В конце концов, сигналы достигали самых удаленных мест Иудеи.
     Но вскоре древние составители календаря обнаружили, что если принять чисто лунный календарь, то в году, состоящем из 12 месяцев, оказывается 354 дня, и в этом случае религиозные праздники из года в год так смещаются, что Песах может выпасть на зиму.
     Тогда составители календаря стали следить за Солнцем. И они установили, что год, высчитываемый на солнечной базе, составляет 365 дней. Значит, решили они, еврейский календарь нужно составить, исходя из лунного месяца и солнечного года. Для того, чтобы исключить разницу между лунным годом (354 дня) и солнечным годом (365 дней), были введены високосные годы: третий, седьмой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый и семнадцатый в 19-летнем цикле содержали лишний месяц - Адар второй.
     Евреи испокон веков привыкли передавать свои законы из поколения в поколение, от отца к сыну - устно. И страна их была так мала, что надобности в письменном календаре не было.
     С течением времени в еврейской жизни произошли серьезные изменения. Народ был изгнан со своей земли, рассеян по всему миру. Это обстоятельство поставило евреев перед необходимостью иметь письменный календарь.
     В 359 году великий еврейский ученый Гилель Второй сформулировал правила составления календаря и подготовил его к "публикации".
     Но почему же сегодня на еврейском календаре 5760 год, а на общепринятом - 2000?
     С тех пор, как начали регистрироваться годы, составители календарей использовали в качестве отправной точки великие и малые события истории своих народов. Римляне отсчитывали годы со дня основания своей столицы; первые христиане с рождения Иисуса. Календарь, которым пользуется мир сегодня, называется григорианским, по имени Папы Григория III, который внес в него коррективы в 1582 году. Он был принят Англией и ее американскими колониями в 1752 году, а Россией - в самом начале XVIII века.
     Евреи считают годы со времени сотворения мира по подсчетам, приведенным в Библии, согласно которой мир был создан в месяц Тишри. Это - Рош ха-Шана ("Голова года").
     Теперь - о названиях месяцев. Первоначально израэлиты нумеровали месяцы. Ивритские их названия были приняты в изгнании, в Вавилоне, после разрушения Первого Храма (585 год до н.э.). Использовались названия, взятые из вавилонского календаря, который, в свою очередь, базировался на шумерской системе.
     Вот они: Тишри, Хешван, Кислев, Тевет, Шват, Адар, Нисан, Ияр, Сиван, Тамуз, Ав, Элул. Эти названия использовались еврейским народом еще в V веке до нашей эры. Они остались неизменными до наших дней, как и сам календарь.

Г.САЛИТА
Сайт создан в системе uCoz