Раввин Адин ШТЕЙНЗАЛЬЦ

Семейная связь

     Еврейский народ является не народом в точном смысле этого слова, а, скорей уж, семьей. Принадлежность к семье, в отличие от любых других отношений, не является произвольной: человек не выбирает себе семью, не в его воле освободиться от родственных уз. Он может не любить своих сородичей и даже сознательно вредить им, но, тем не менее, он не в силах разорвать узы, которые связывают его с ними. Утверждение, что "Израиль, даже согрешивший, остается Израилем", прекрасно объясняет такое положение вещей, когда принадлежность к дому Израиля не может быть устранена.
     Точно так же религия Израиля не может рассматриваться как всеобщая религия, как выражение общей истины, значимой для всего человечества. Отсюда вовсе не следует, что в иудаизме отсутствуют основоположения, значимые для других народов, однако в целом иудаизм - это способ существования сынов дома Израиля, форма жизни семейства Яакова. Иудаизм не является религией, которая досталась евреям случайно, - он предназначен специально для евреев.
     В таком понимании нет ни грамма высокомерия или сепаратизма: это жизненная позиция, продиктованная внутрисемейными связями, со своими собственными обычаями и законами. В этом контексте прозелитизм рассматривается как присоединение к некоей специфической семье сынов Израиля, подобно тому, как входят в новую семью после замужества. Отношение к прозелитам, в котором любовь сочетается с недоверием, базируется не на особой идее, а на чувстве семьи, принявшей в число домочадцев чужака.
     Определение связи, объединяющей между собой евреев, в качестве семейной, а не национальной, не является лишь сменой названия. Сущность семейной связи - как в научном, так и в психологическом аспекте - сильно отличается от любых других связей между людьми. Семейные узы представляют собой единственную в своем роде связь, ибо являются самыми первыми и наиболее фундаментальными среди прочих человеческих связей. Они предшествуют не только национальным взаимоотношениям, но и отношениям внутриплеменным.
     Семейные связи наиболее примитивны и по сути своей лишены рациональной основы; они не базируются на какой-либо духовной концепции, а являются лишь выражением чувства общей принадлежности. И хотя семейные связи примитивны и иррациональны, это не уменьшает их значимости. Напротив, это могучие и фундаментальные связи.
     В чем же суть семейственности, объединяющей евреев? Быть может, осмысление природы прозелитизма позволит подобрать ключ к пониманию сущности отношений между евреями, ибо в отличие от того, кто родился внутри еврейства и кому иудаизм достался по наследству, тот, кто проходит процедуру принятия иудаизма, вступает в народ Израиля сознательно, усыновляется семьей, делая явным характер исконных связей в этой семье.
     Человек, принявший иудаизм, становится частью дома Израиля, реально входит в состав семьи. По существу, вопрос ставится так: как, когда и каким образом происходит этот акт присоединения и усыновления? Согласно воззрениям иудаизма, "прозелит, принявший еврейство, подобен только что родившемуся младенцу" и поэтому считается свободным от всех прошлых отношений и связей.
     Приняв иудаизм, прозелит теряет не только расовую и национальную принадлежность, но и биологическую связь со своей прежней семьей. Следует помнить, что религиозный обряд принятия иудаизма (обрезание и окунание), при всей его галахической важности, не является сакраментальным актом перерождения. Обрезание и окунание - это заповеди, относящиеся ко всему еврейству в целом; у них есть свой специфический смысл, никак не связанный с той концепцией рождения заново, которая характерна, например, для христианского обряда крещения.
     Актом по-настоящему действенным (при отсутствии которого не имеет реальной силы религиозный обряд) является желание соединиться и слиться с домом Израиля на любых связанных с этим условиях. Прозелит усыновляется семьей Израиля не благодаря его условному приобщению к праотцам семейства - он становится сыном Израиля в силу своего желания принять законы иудаизма. Это значит, что природа "семейства Яакова" не биологическая, а идеальная.
     Талмудические высказывание: "Твой отец - Вс-вышний, а мать - община Израиля", - не является ни аллегорией, ни отвлеченной теологической формулой. Это просто несколько опоэтизированное определение сущности взаимоотношений между евреями. Еврейский народ - семья, а евреи - братья и сестры, дети одного Отца. Однако отцами еврейской семьи (при том, что они являлись биологическими и историческими прародителями евреев) были не Авраам, Ицхак и Яаков, ибо связующее звено между евреями создано не ими, а специфическим отцовством Вс-вышнего.
     Слова пророка "Ты - Отец наш" - не ханжеская декларация религиозной приверженности, а чуть ли не утверждение биологического родства. Вера и отношение к Вс-вышнему не носят в иудаизме абстрактного или "религиозного" характера. Такое отношение само по себе служит базисом для сплочения и слияния еврейского народа. Это религиозное отношение - то, что называется "религией Израиля", - является, поэтому лишь системой родственных отношений, семейных церемоний, принятых между отцом семейства и его детьми. Здесь более уместно говорить о поддержании и подтверждении семейных связей, нежели о системе верований и взглядов.
     Однако в таком случае неизбежно возникает вопрос: какое отношение имеют эти рассуждения к еврею, который не выполняет заповедей или иначе относится к Всевышнему, или к атеисту, который отрицает все и вся? Но, как уже говорилось, связь, объединяющая евреев в единое целое, не зависит от приятия или неприятия некоторых идей - это семейные узы. Сын может не задумываться о своей связи с отцом, отрицать наличие такой связи или даже сам факт существования отца, - но при этом он все-таки остается его сыном.
     Идеологические соображения могут быть не принимаемы таким сыном во внимание, но он продолжает поддерживать семейные отношения на эмоциональном, бессознательном уровне. Отсюда фундаментальный национальный характер "царства священников и святого народа", стремление быть глашатаем борьбы за святое дело, за освобождение, за идеалы, принимающие обличья, которые навязывает время; это чувство долга и амбиции "сынов Б-га живого", выражающиеся тысячами способов, но имеющими под собой единую основу. Отсюда же ощущение связи с другими евреями, ощущение непонятное, удивительное и вызывающее тревогу во времена кризиса, в пору поисков своего истинного места в мире, в пору, заставляющую еврея почувствовать, что он является сыном своего Отца и его место - рядом с другими Его сыновьями.

"Лимудим" - программа изучения еврейских источников

     Если вы хотите приобщиться к сокровищнице иудаизма, больше узнать о еврейской культуре и лучше понимать ее особенности, обращайтесь к нам - программа "Лимудим" в увлекательной и доступной форме поможет вам сделать первые шаги.
     Присоединившись к "Лимудим", вы получите необходимые материалы для самостоятельного освоения программы. А именно: классические еврейские источники (с русским переводом), статьи, методические рекомендации, а также анкеты, позволяющие проверить уровень знаний и закрепить пройденный материал. Курс разработан в двух вариантах: для взрослых и для школьников.
     Адрес для предложений, получения информации о деятельности института и отсылки материалов:
     109240. Москва, а/я №44
     Тел/факс: (095) 9150409; 9153165
     E-mail: lamed@glasnet.ru

Сайт создан в системе uCoz